Один из моих уважаемых коллег как-то обиделся на меня за то, что его предвыборные действия я оценил как «политические торги», имея в виду, что это обычный научный термин, используемый в политологии. Хотя и в реальной политике такие вещи происходят не то чтобы часто, а сиюминутно и повсеместно. При встрече он пожал мне руку для приветствия и сказал, что он ни с кем не торгуется. В этом термине он увидел то, что бросает на него тень, хотя я подразумевал совсем другое. Сейчас сидит в политическом одиночестве, хотя человек еще молодой и перспективный.
Участвуя на днях в работе одного круглого стола по усовершенствованию избирательного права, невольно обратил внимание на то, что значительная часть политиков, в том числе и законодатели, принимая те или иные решения, откровенно не понимают истинных смыслов отдельных правил избирательного процесса, зачем они нужны и в чем их польза, что существенно отличает «совков», у которых все было по-другому, от демократических стран.
Первое отличие - наши выборы по существу являются имитацией свободных выборов, судьбу которых решают граждане - источник власти. У нас в выборах участвует население, которое выполняет роль статиста и отлично от гражданского общества. Граждане - это ответственные люди, которые осознанно принимают решения. У нас же, считают западные эксперты, выборы фиксируют то, о чем договорились правящие кланы и элиты.
Например, договорилась верхушка компартии Кыргызстана провалить кандидатуру Абсамата Масалиева и выбрать президентом Аскара Акаева, так и получилось. Так было и с Курманбеком Бакиевым, и с Алмазбеком Атамбаевым. Они победили сразу в первом туре со значительным отрывом. И так не только у нас, а во всем СНГ. Ныне ситуация изменилась: правящие элиты страны по кандидатуре будущего президента не договорились, а потому будет жаркая схватка и не обойтись без второго тура. Причем, возрастает роль избирателей. Они уже не статисты и могут повлиять на итоги выборов. Поэтому в условиях отсутствия явного фаворита, и отсутствия договора между элитами, надо готовиться ко второму туру выборов, где и решится судьба должности.
Второе отличие - это сильное влияние советского наследия, и прежде всего политического. Прошло почти 26 лет, как мы стали независимыми, но сознание людей меняется медленно. При вопросе к политикам: «Ну, как прошли торги?», они шарахаются в сторону, бьют себя в грудь, что они не продаются и так далее. Политические торги - это обычная и нормальная практика, в том числе и на выборах. Речь идет о том, как одержать победу и реализовать свои политические замыслы. В этом ничего нет плохого. Но наши политики боятся упоминания о торгах. Не торгуются, и потом (или потому) проигрывают.
Осуждаются только беспринципные союзы, если, например, либералы бы объединились с фашистами, или сатанисты с христианами. В остальных случаях торги уместны и даже нужны. Нужно искать компромиссы, чтобы не сойтись в жестокой и страшной схватке. Ведь выборы часто становятся причиной гражданских войн и революций в нестабильных развивающихся странах, к коим относимся и мы. Политик, а тем более кандидат в президенты (из числа вероятных победителей, естественно) - это лидер, который должен глубже и дальше смотреть, чем все мы. Он должен вести за собой людей, а не люди тащить его на аркане.
Третье отличие - на кыргызских президентских выборах, как правило, участвуют много кандидатов. Мотивы некоторых трудно объяснить. В демократических странах на выборы идут уже известные, раскрученные политики, так как у неизвестных нет шансов победить. Бывают конечно и чудаки, но их мало. Сознание в развитых странах у людей рациональное. Они не верят в сказки, в отличие от нас. Многие на конференции жаловались, что слишком мало времени дано для проведения агитации – чуть больше месяца.
Но для раскрученных политиков это вполне достаточный срок. Свой имидж они формируют годами, люди знают их взгляды и позицию вплоть до имен их жен, детей, досуга и других мелочей. Как там отсеиваются из кандидатов случайные люди? Путем установления денежного залога, выдвижения кандидатов на съездах партий, сбора определенного количества подписей в поддержку кандидата. Это все есть и у нас, но в чем состоит отличие?
Денежный залог увеличили до 1 миллиона сомов, что составляет примерно 14 c половиной тысяч долларов США. Сумма нормальная для среднего сословия, но неподъемная для бедного. Число кандидатов в президенты по сравнению с прошлыми сократилось с 83 до 59. На финиш вышло 13 кандидатов, в прошлый раз - 16. Многовато для страны с почти 3 миллионами избирателей. И трудно сделать осознанный выбор из такого числа претендентов, значит велика вероятность ошибки. А выборы должны исключать возможность ошибки.
Фото © REUTERS
Комментарии