Статья

Дежавю кыргызской политики

Нуркыз Абдыкеримова

Лидер партии «Ата Мекен» и руководитель одноименной паламентской оппозиционной фракции Омурбек Текебаев 16 августа был приговорен к 8 годам лишения свободы с конфискацией имущества по обвинению в коррупции. Аналогичное наказание также получил его соратник Дуйшонкул Чотонов.

Представляем вашему вниманию текстовую версию фрагментов видеодискуссии «Политическая весна пришла по календарю: дело Текебаева», которая была записана еще 1 марта – через три дня после ареста Текебаева 26 февраля нынешнего года. Эта расшифровка беседы поможет понять общественно-политический фон, предшествовавший судебному процессу против одного из самых известных политиков Кыргызстана.

В экспертной встрече принимали участие директор аналитического центра "Полис Азия" Эльмира Ногойбаева, руководитель аналитического центра "Институт конституционной политики" Нурлан Садыков, директор Центра политико-правовых исследований Тамерлан Ибраимов. Модератором обсуждения был медиаэксперт Азамат Тынаев.

Азамат Тынаев:

- У нас опять весна, шумные инфоповоды, брожение. Ситуация разворачивается на наших глазах, мы получаем все больше информации. Но несмотря на это, есть определенная растерянность и непонимание. В противоборстве Текебаева с Атамбаевым первый заключен под стражу. Что будет в дальнейшем, сейчас трудно предугадать. Мы попытаемся проанализировать и заглянуть в наше недалекое будущее. Почему это важно?

Потому что 2017 год – год выборов. Мы слышали от президента, что он остается в политике и будет помогать своей партии, будет выдвигать кандидатуру СДПК на президентские выборы. Также мы знаем, что он готов приступить к разработке стратегического планового документа до 2040 года. Получается, Атамбаев сделал важное сообщение, что он уверен в себе и готов очертить вектор развития нашей жизни.

Нурлан Садыков:

- В основе этого конфликта я вижу две составляющие: политическую и юридическую. Депутат Текебаев достаточно резко заявил в стенах парламента о том, что необходимо проверить деятельность президента в части правомерности его некоторых полномочий. На его взгляд, некоторые полномочия президента расширены, хотя в соответствии с Конституцией и его замыслами (как главного разработчика устаревшей редакции Конституции от 2010 года – прим. Ред.), полномочия президента были достаточно сокращены.

Второе в основе этого конфликта – правовая часть. То есть когда депутата Текебаева задержали рано утром в аэропорту и поместили в камеру как оголтелого преступника, как члена ОПГ. Когда началось исследование всех предъявляемых доказательств, я послушал мнение многих экспертов, и сегодня идет в парламенте обсуждение данного правового конфликта. Я сделал вывод, что действительно имеются явные нарушения, с которыми столкнулись все мы.

Во-первых, в основе этого нарушения есть заявление гражданина РФ [Леонида Маевского] о том, что шесть лет назад произошло. О том, что [Текебаеву] были переданы деньги через посредника, и что эти деньги не возвращены. Почему шесть лет назад этот гражданин не заявил, что у него кто-то забрал деньги? Во-вторых, почему следствие не дает оценку действиям этого гражданина РФ, ведь он все-таки участвовал в деянии, которое не соответствует закону. Ведь деньги давались на продвижение каких-то интересов против закона. В данном случае совершенно не дается оценка следствием о том, что в действиях этого гражданина имелись признаки преступного деяния.

Во-вторых, поместить депутата ЖК сразу в СИЗО ГКНБ – достаточно неординарный шаг. На мой взгляд, это характеризует политически конфликтную ситуацию между президентом и депутатом. Потому что по отношению к депутату и лидеру фракции можно было предпринять и иные меры, к примеру, домашний арест, под залог и так далее. Но несмотря на это, все считают, что он особо опасный преступник. Меня покоробило выступление наших некоторых государственных лиц о том, что нужно бороться с коррупцией, и деяния Текебаева должны преследоваться.

В этом смысле я считаю, что нарушен важный принцип правового государства –презумпции невиновности. Человек не может быть обвинен, пока его вина не будет доказана в суде. Но несмотря на это мы заведомо видим обвинение некоторых должностных лиц государства в том, что он преступник и что он за свои деяния должен быть наказан. В этом случае не только нарушен принцип презумпции невиновности, но и также оказано давление на судебную систему. Сейчас можно сделать вывод, что судьи заведомо получили приказ о том, что он преступник, и как выносить приговор - судьи априори должны знать.

Я считаю, что в данном случае произошло грубое нарушение норм Конституции, уголовного законодательства. Как бы не относились люди к этому делу, всегда надо уважать принципы права, то есть не обвинять, пока суд не примет решение. Также хотелось бы отметить, что граждане, которые заявили о таком преступлении и не сказали об этом шесть лет назад, тоже должны нести ответственность. Они могли бы быть освобождены от ответственности за дачу взятки только в том случае, если бы они до передачи взятки сообщили об этом факте в правоохранительные органы. Поскольку прошло шесть лет, то и они должны подвергаться уголовному преследованию.

Тамерлан Ибраимов:

- Является ли это политикой или не является? На мой взгляд, это дело является абсолютно политическим. Потому что любое уголовное дело, касающееся политиков, сразу приобретает политический окрас. Кстати говоря, это не первое дело такого коррупционного направления, до этого были другие дела. Те люди, которые тогда пострадали и были осуждены, сейчас заявляют, что Текебаев стал жертвой своей же инициативы в свое время, и пусть теперь пожинает плоды.

На самом деле, к сожалению, у нас сложилась такая система, где никто не застрахован, в следующий раз каждый может стать жертвой. Сам президент Атамбаев тоже не застрахован, сегодня он – президент, завтра он – не президент, и через год против Атамбаева могут быть выдвинуты обвинения, а реакция государственной власти будет совершенно иная, чем сейчас. Потому что этот вал обвинений, на мой взгляд, будет продолжаться. К сожалению, у нас система такая.

Мы все это политизируем по ряду причин, но самая главная причина в том, что общественность не верит в объективность нашей судебной системы. К сожалению, не произошла коренная, радикальная, необходимая для нас реформа в правоохранительной системе. Кто находится на вершине политического Олимпа, может использовать это в своих собственных интересах.

Что касается дела Текебаева, могу констатировать, что есть серьезное обвинение, есть люди, которые заявляют, что они эти деньги давали. От этих обвинений никто не имеет права отмахнуться, и это дело должно рассматриваться в рамках существующих законов. Другой вопрос, каким образом все это будет рассматриваться, насколько процесс будет объективным, насколько все стороны имеют возможность доказывать свою правоту в суде.

Что касается всех актов протеста, которые происходят на сегодняшний день и исходят от партии «Ата Мекен». Естественно, любая партия хочет защитить своего лидера. На сегодняшний день эти акции переходят в латентный, скрытый формат, потому что ресурсов не так много. Вот этот путь долгих судебных разбирательств - это то, что придется пройти Текебаеву и его команде. Я думаю, будет происходить борьба, и как минимум она затянется до президентских выборов.

Хочу отметить еще один аспект. На мой взгляд, вся эта ситуация имеет непосредственное отношение к предстоящим президентским выборам. Почему? Как я уже сказал, у нас любое дело приобретает политическую окраску. Президент Атамбаев и его команда понимают, что обратной дороги уже нет. То есть будет преемник или не будет? Почему он нужен Атамбаеву? Потому что, как сказал президент Атамбаев, он остается в политике.

Причем, когда человек, занимающий самый высокий пост в стране, говорит, что остается в политике, он имеет в виду, что не просто так остается, как рядовой политик, а будет очень сильно влиять на политические процессы. Я не вижу других способов, как сильно влиять на политические процессы, если не осуществить так называемую операцию «Преемник». Или другой вариант - сам Атамбаев или же кто-то из его ставленников займет пост премьера. Учитывая и используя большинство в парламенте, это предполагает влияние на политический процесс. А может это будет целый комплекс, то есть будет один преемник [на президентском посту], и второй преемник на посту премьер-министра.

Эльмира Ногойбаева:

- Политика Кыргызстана достаточно парадоксальная, забавная и очень нелогичная. Мне кажется, вся эта ситуация и все протесты, которые мы видели на площади, и усугубление политической ситуации – это заслуга самого президента. В День независимости 2016 года он заявил о том, что не все члены Временного правительства такие замечательные, как говорилось шесть лет подряд. С этого момента президент начал поэтапно подрывать свою легитимность, которую он имел и, как считалось, заработал вместе с командой Временного правительства в 2010 году.

Потом мы наблюдали войну компроматов, которая длилась всю осень. Все политические силы начали выбрасывать все компрометирующие данные. С точки зрения политики Атамбаева, арест Текебаева – парадоксальная ситуация. Потому что Текебаев – один из старейших политиков. Все, кто его знают и наблюдают, понимают, что лучше всего он проявляет себя, когда находится в оппозиции. Чем ситуация острее, тем ярче проявляет себя этот политик.

На сегодняшний день он находится под стражей, и трудно было найти [другой] повод усилить его легитимность. Партия «Ата Мекен», которая была рыхлой, она опять мобилизовалась, получила новых сторонников. Как оппозиционер, Текебаев имеет орел жертвы. Если мы долго гадали, кто же будет явным противником президента, президент этот ответ дал нам сам. Я бы хотела сказать, что на сегодняшний день вся героика революционности 2010 года десакрализирована и деконструирована. Потому что нам долгое время говорили, что эта была революция, в течение семи лет это описывалось, появились визуальные памятники, а на сегодняшний день эта команда рассыпалась.

Я могу предположить - независимо от того, что будет с Текебаевым в ближайшее время, его партия будет усиливаться. Протесты будут мобилизироваться не потому, что люди поддерживают Текебаева, а потому что люди беспокоятся за ситуацию на сегодняшний день. Так как ситуация с Текебаевым подчеркивает избирательность по отношению к тем, кого у нас называют плохими ребятами. Если мы говорим о борьбе с коррупцией, то мы понимаем, что коррупция у нас есть везде и коррупционеров у нас очень много. Я далека от того, чтобы оправдывать Текебаева, но если мы боремся с коррупцией, то все должно быть системно, а не избирательно. Эта ситуация тоже очень сильно снижает легитимность нынешней власти.

Потому что недовольство по отношению ко многим кадровым назначениям очень высокое, и очень многие кадровые назначения под вопросом, так как против многих из них уже были заведены уголовные дела. Один из главных парадоксов, который преследует нашу политическую историю, постоянное дежавю. Наверное, нынешний президент повторяет своих бывших предшественников еще и в том, что он чрезмерно расширяет свои полномочия, особенно учитвая то, что записано в Конституции. К примеру, его власть над судебной системой или над парламентом.

Мне кажется, призыв Розы Отунбаевой и ее обращение к президенту, но в первую очередь к парламентариям, очень обосновано. Парламентарии, как народные избранники, должны реагировать на повторяющуюся, критическую ситуацию. Потому что экономически слабо развитый Кыргызстан не может позволить себе такие встряски, это отражается на социальной, культурной, политической системах. Претензии на президентство в 2017 году? Трудно представить, что это будет яркая суверенная личность. Из последних кадровых назначений мы видим, что, скорее всего, это будет очень лояльная, не прогрессивная, несамостоятельная фигура. В этом случае мы понимаем, что в развитии страны ничего хорошего нас не ждет.

Расшифровка Нуркыз Абдыкеримовой.

Фото Регины Им, Kloop.kg.

 

2962

Написать комментарий: