В советское время кыргызские исследователи были аутсайдерами в изучении тюркских народов СССР. Лидерами считались хакасские и алтайские ученые-историки, которые диктовали в этом направлении моду. Они удостаивались высоких званий и наград за изучение истории Южной Сибири. Нам же из этого никогда и ничего не перепадало, вызывая недовольство кыргызских ученых.
Тогда же утвердился взгляд, что енисейские кыргызы являются предками нынешних хакасов и у них нет ничего общего с тянь-шаньскими кыргызами.Эта точка зрения стала официальной, и мы в составе СССР ничего не могли с этим поделать. Ситуация резко изменилась, когда Советский Союз развалился и ушла в прошлое монополия российских ученых на научную интерпретацию истории тюркских народов.
В общем спорных вопросов и сейчас предостаточно! Но кыргызским ученым удалось отвоевать енисейских кыргызов у российских коллег и связать их этногенез с тянь-шаньскими кыргызами как единого этноса. Но в июле 2017 года уходящий президент вдруг проводит в Кыргызстане международную конференцию по алтаистике, где сделал несколько политических заявлений, идущих вразрез с курсом тюркских государств на интеграцию между собой.
Оценка этим заявлениям будет дана несколько позже. А сейчас постараемся подвести итоги развития отечественного кыргызоведения. С каким багажом мы выходим на международную арену, чтобы указывать путь другим? Итак, что мы можем утверждать:
- Нынешнее состояние кыргызского народа это итог собственного исторического развития, влияния внешней среды и географического ландшафта. Его историю и культуру нельзя рассматривать в отрыве от народов Евразии.
- Этноним «кыргыз», которому более 2,5 тыс. лет, является связующей частью общетюркского мира, сохранившись от Атлантики до Северного Ледовитого океана, от Европы, Кавказа, Урала, Сибири до Китая, Тибета и Индии, и дав название одному из современных государств Центральной Азии.
- Кыргызы стояли у истоков человеческой цивилизации в Центральной Азии, как древние египтяне, китайцы, греки, индийцы, иранцы и т.д. Были одним из центров политического влияния и притяжения. Древнее происхождение дает право утверждать, что кыргызы стоят у истоков тюркской цивилизации.
- Формирование генофонда кыргызов насчитывает 3-5 тысячелетий. У них обнаруживаются большие пласты культурных явлений, генетически восходящих к андроновской, скифосакской, гуннской и усуньской культуре.
- Кыргызы создали собственную уникальную цивилизацию с каменнописной письменностью, более известной, как орхоноенисейская.
- Кыргызы создали культуру, всегда находившуюся в поиске и изменениях, постоянного обновления и совершенствования, где не было застывших и замкнутых форм, фанатизма и радикализма.
- Кыргызы были прирожденными экологами, активными носителями идеи сохранения равновесия в природе. Это и определило экстенсивный характер кыргызского кочевого хозяйства. В этом опыте освоения окружающей среды в условиях ограниченности ресурсов есть рациональное зерно, полезное и при процессах модернизации.
- Древние кыргызы, как и скифы, обогатили мировое культурное наследие своими знаменитыми изделиями из золота, серебра и бронзы, получившими название «звериного стиля».
- Величайшим мировым памятником культуры и истории является древний эпос «Манас» и малые эпосы, по объему и содержанию превосходящие многие мировые аналоги. В мире нет другого народа, который имел бы столь масштабное фольклорное наследие.
- Одной из важных черт жизнестойкости и устойчивости кыргызов была их толерантность и гибкость к меняющимся условиям. Учтивость и уважительность к народам, религиям и мировоззрениям, бережливое отношение к природе.
- Кыргызы безболезненно поменяли множество религий и верований (шаманизм, тенгрианство, христианство, буддизм, иудаизм, атеизм). Были космополитами природы. Поменяли множество хозяйственнокультурных типов – были кочевниками степей, кочевниками гор, полукочевниками, земледельцами, жили в лесах и городах. Изменили даже свой антропологический тип – были европеоидами, стали монголоидами.
- Ислам у кыргызов носил умеренный характер и мирно уживался с доисламскими культами и верованиями, а кыргызские женщины были свободными и не носили паранджу.
- Обычаи и ценности кыргызов требовали толерантности, умения убеждать и вести диалог. Не случайно Кыргызстан стал «демократическим островком» в Центральной Азии.
- Кыргызы раньше многих тюркских народов в конце 3 века до н.э. создали свою государственность, традиции которой были переняты другими ранними и поздними кочевыми государствами Евразии.
- Кыргызы основной отрезок своей истории прожили в условиях родоплеменного строя с военной демократией и важной роли народных курултаев, являющихся фундаментом их политической и общественной организации.
- Кыргызы – этнос, переживший пассионарный надлом (крушение кыргызского великодержавия). Основная часть народа пришла с Енисея на территорию, пережившую два цивилизационных надлома: монгольское нашествие и упадок Великого Шелкового пути, что привело в целом к длительному упадку цивилизации региона.
Заключение
За последние 150 с лишним лет социально-культурная система кыргызов подверглась уже 4-й по счету деформации в составе российской, а затем и советской империи - феодализм, капитализм, социализм и снова капитализм. Начался импорт прежде неизвестных стандартов и моделей образа жизни, что разрушительно воздействует на несформировавшуюся национальную и гражданскую идентичность. Произошел глубокий социокультурный разрыв между разными культурами и их носителями. Самосознание народа подверглось массированному идеологическому воздействию, оставив в нем глубокий советский след, который является основой современной кыргызской идентичности.
Отсутствие до сих пор целостного концептуального подхода в построении современного кыргызского государства проявляется в бессистемности и неупорядоченности географических названий улиц, районов, городов, в других важных сферах. Горная система Кыргызстана носит китайское название Тянь-Шань, этносы пользуются славянской кириллицей, носят арабские, иудейские, персидские, греческие, английские имена, не знают своей истории, философии и традиций, живут по западным законам, не владеют родным языком.
В условиях глобализации небольшие народы и государства стоят перед дилеммой: утрата идентичности в процессе глобализации или изоляционизм с сохранением идентичности и утратой потенциала развития. Поэтому нужно сделать решительный выбор, чтобы не метаться между разными полюсами притяжения. Например, придерживаться позиции – устойчивое развитие через многообразие.
Кыргызстан в целях своего развития может эксплуатировать только свою окружающую среду. И в этом он быстрее может достичь своего предела роста и перейти к стадии неустойчивого развития. Поэтому стране необходима серьезная культурная «сборка», обретение чувства национальной идентичности и новых духовно-этических стандартов. Общество без идеологии, без религии, без власти, которой можно доверять, без понятного народу направления развития в очень опасном состоянии.
Комментарии