Статья

Чтобы изменилась молодежь, должно измениться старшее поколение

Айгуль Догдурова

Шесть лет назад я анализировала молодежную политику стран СНГ, Европы и Сингапура. В анализ вошли законы, стратегии, программы и представленность в интернете государственных агентств и молодежных организаций этих стран. В том же 2011 году на круглом столе, где участвовали депутаты парламента и руководство созданного тогда Министерства молодежи, я презентовала этот анализ. И в одном из слайдов были изображены грабли, где вместо ручки был топор.

Так я хотела предупредить об опасности игнорирования важности работы с молодежью, к сердцу которой «протаптывают путь» деструктивные радикальные религиозные организации, националистические группы и криминалитет. Потом было еще несколько круглых столов и встреч в министерстве, на которые министр приходил только чтобы открыть мероприятие, после чего он неизменно исчезал. И каждый раз я предлагала отойти от «совка», не пытаться сделать все сразу, а сначала решить, чего конкретно мы хотим добиться.

Потом судьба меня на время «разлучила» с молодежной политикой, так как я уехала из страны на учебу, вернулась и стала работать в другой сфере. Но запустив новый проект, я снова окунулась в любимую мной молодежную тематику. И тут мне предложили провести тренинг в лагере «Жаш-Булак», где ежегодно собираются около 600 молодых людей из всех регионов Кыргызстана и зарубежных стран. Я поехала и увидела эти лица - светлые, красивые, жаждущие новых впечатлений и знаний. Обрадовавшись такой позитивной энергии молодежи и активному участию в организации мероприятия Госагентства по делам молодежи и органов местного самоуправления, я решила снова заняться молодежной политикой.

Зная, как стремительно сейчас все меняется, и думая, что безнадежно отстала, я робко начала читать последние документы, мониторить сайты и отчеты, касающиеся молодежной тематики. Мне казалось, что последние вызовы в лице пропаганды ИГИЛ, увеличения преступности среди молодежи, ухудшение качества образования и т.п., будут отражены в документах и деятельности Госагентства молодежи и спорта. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила, что в молодежной политике за последние шесть лет ничего не изменилось, а в некоторых аспектах стало даже хуже - расформировалось министерство, уменьшилось финансирование, «умер» сайт.

А если задуматься, что же это за непонятная для нашей власти страта – молодежь? В моем понимании, это этап жизни всех граждан страны, очень важный этап. От того, каким он будет, зависит не только судьба взрослеющего человека, но и будущее нашего общества в целом. Ведь на данном этапе должен произойти переход человека от детской безответственности и зависимости к ответственности за свои решения, поступки, за качество своей жизни, наконец, и независимости - финансовой и иногда психологической.

Но что же мы имеем? Родители пестуют своих детей, принимают за них все решения, а потом обнаруживают, что их уже взрослый ребенок не способен сам решать свои проблемы, и зачастую даже не хочет добиваться финансовой и прочей независимости. Зато родители принимают решение женить или выдать замуж своего ребенка и берут кредит на свадьбу! Ну конечно не у всех такой сценарий, но у большинства, особенно в традиционных сообществах. И наши традиционные семейные ценности диктуют подрастающему поколению культуру послушания. А навыки согласования решений с детьми у родителей отсутствуют. И получается замкнутый круг: нас, критикуя наши действия и не спрашивая нашего мнения, растили наши родители, а мы, дополнив свой жизненный багаж комплексами, наваливаемся всем авторитетом на своих детей.

Но время сейчас совершенно другое! Стираются границы в общении, формируется новый тип мышления, даже мозг, по словам ученых, стал по-другому обрабатывать информацию. То, что год назад работало, сегодня уже безнадежно устарело. И все меняется постоянно и неостановимо, каждый день. Дети не понимают нашего воспитания, потому что они живут в другом мире. Этот новый мир удивительный, он открывает миллионы новых дверей и возможностей. Открыт доступ к знаниям. Знаниям, которые преподаются не скучным учительским монологом, а сжато, понятно, по существу.

Чем больше языков ты знаешь, тем больший доступ к возможностям ты имеешь. И речь идет о вхождении в глобальную, всемирную сеть коммуникаций, услуг, производства, платежей, да практически всего, что может улучшить качество нашей жизни. Только надо четко знать, чего ты хочешь добиться и начать этого добиваться, параллельно учась у лучших. Надо всего лишь не бояться начать и даже совершать ошибки.

И тут, открыв Стратегию молодежной политики 2016-2020, мы «плюхаемся» обратно в нашу действительность: неумение четко ставить цели, приоритизировать их и планировать реалистичный план их достижения. Стратегическая цель в документе гласит: «Создание к концу 2020 г. нормативных, политических и инфраструктурных условий для формирования нового поколения граждан, ответственно участвующих в устойчивом развитии страны и конкурентоспособного в политической, экономической, социальной и культурной сферах».

То есть за четыре года будут созданы какие-то заоблачные условия, но не понятно, какие конкретные проблемы будут решаться, и какая цель будет достигнута. В этом документе разве что проблемы ЛОВЗ более-менее конкретны. Но в остальном содержание документа – обо всем и ни о чем. Знаем, как будем бежать, но не можем четко определить куда. К тому же, помня, что на эту сферу из средств налогоплательщиков выделяется около $140 тыс. в год, - больше половины из которых, я уверена, уйдет на содержание самого агентства и зарплаты чиновников, - странно полагать, что подобное распыление «деятельности» приведет к каким-либо ощутимым результатам.

Но что же делать? Во-первых, сфокусироваться на тех проблемах в молодежной политике, которые сегодня являются самыми болезненными и скрывают в себе наиболее тяжелые риски, если мы продолжим игнорировать их существование. Во-вторых, определить самые эффективные методы решения этих проблем, включая инновационные и с использованием самых популярных среди целевых групп каналов информации. Далее подсчитать, сколько это будет стоить, пригласить к сотрудничеству организации, работающие с молодежью. И работать, отслеживая изменения.

Часто наши проблемы мешают достижению нашей мечты, например - формированию гражданской идентичности. Деление на север и юг, этносы и конфессии, мешает нам почувствовать себя прежде всего гражданами одной страны. Значит искореняя деление, можно продвигать ценность активного гражданина, равноценно другим вносящим вклад в развитие страны. И так по остальным пунктам. Но можно взять один четкий приоритет, работать с ним и добиться результатов. Так, по-моему, будет реалистичнее и честнее.

И в заключение хочется сказать: не надо недооценивать возможности нашей молодежи. Нас, жителей Кыргызстана, всего с один современный город – как население Майями, например. А время сейчас такое, когда дети учат родителей. И мы можем совместить то хорошее, что у нас есть, с тем, к чему мы стремимся – новому обществу.

Где ценность семьи остается, но включает в себя признание права детей на собственное мнение и собственные решения. Где мы, распростившись с отжитыми планами на пятилетку, смиримся с тем, что мы не супердержава, а очень красивая страна с огромным человеческим потенциалом. Где деньги, доверенные нашими гражданами для эффективного управления, будут тратиться на конкретные цели и будут подотчетны налогоплательщикам.

Пора каждому из нас брать ответственность за качество своей жизни, комфорта в родном дворе, улице, стране. А молодежь, молодежь - это наши дети, и это значит, что они наше «отражение». Для этого нам всего лишь надо поменять мышление и с гипотетических целей спуститься на реальные, то есть повзрослеть.

Айгуль Догдурова, эксперт по молодежной политике, учредитель и директор проекта aha.kg

Фото молодежного проекта «Жаш булак», финансируемого Госагентством по делам молодежи

2608

Написать комментарий: