Гуляя по вечерним паркам и улицам городов или сел, обращаешь внимание на большое присутствие молодых людей. Это не случайно, ведь в Кыргызстане молодежь в возрасте 14-28 лет составляет около 1,7 млн. человек или 30% от общего числа населения. Поэтому наше общество можно считать молодым.
Молодежь является высокомобильным двигателем общественных процессов. Понимая ее огромную роль в стабильности и развитии страны, государство уделяет ей особое внимание. После событий 2010 года было образовано Министерство труда, молодежи и миграции, одной из важнейших задач которого стала разработка государственной молодежной политики.
В интересах молодого поколения начинает поступательно развиваться законодательная база, активизируется сотрудничество с молодежными организациями. Демонстрируются возможности участия молодежи в государственных делах. Однако работа министерства в части развития государственной молодежной политики в 2015 году была признана неудовлетворительной, а госорган расформирован.
Полномочия по делам молодежи частично были переданы Госагентству по физической культуре и спорту, а также Министерству образования и науки. Но уже 18 июля 2017 года распоряжением премьер-министра Кыргызской Республики организовывается Совет по делам молодежи. Тем самым подчеркивается приоритетность государственной молодежной политики.
Как показывают различные исследования, молодые люди достаточно легко могут вливаться в противозаконную деятельность. Более того, если парни и девушки ограничены в стартовых возможностях, лишены доступа к качественному образованию или переобучению, доступу к удовлетворению первичных и вторичных потребностей, они с легкостью привлекаются к обслуживанию частных или политических интересов.
На фоне разворачивающейся предвыборной агитации, возрастает риторика кандидатов, которая легко воспринимается молодежью и часто носит популистский характер с националистическим, религиозным, или консолидирующий окрасом.
И как следствие, к сожалению, служат топливом любых противозаконных преобразований, в том числе переворотов. На сегодняшний день можно утверждать, что государство не смогло предложить привлекательной и действенной модели молодежной политики. Что может свидетельствовать о таком положении дел?
Для начала следует обратить внимание, что среди молодых людей не сложилось системы иерархии ценностей. Об этом, в частности, говорят выводы отчета «Молодежь Кыргызстана: ценностные ориентации, социальные настроения и конфликтное поведение». Это означает что в повседневной ситуации или при выборе своего будущего, молодые люди теряются и часто принимают невзвешенные решения.
Молодежью движут как традиции и склонность к консерватизму, так и побуждения к личностному инновационному развитию. Проблемой, по мнению экспертов, является то, что в условиях свободы, где у молодых людей должен появляться выбор, возникает «внутренний» конфликт, который может перерасти во «внешнее» противостояние - например, деление на своих и чужих со всеми вытекающими негативными последствиями.
На юге страны у молодежи приоритетными являются «традиционные» ценности - семья, этничность, религиозность, половая принадлежность, в то время как на севере абстрактные ценности - ценности человека, образования и так далее. Правовое сознание молодежи находится на низком уровне, следствием чего является высокий показатель преступлений.
Большая часть молодежи не знает своих прав и обязанностей и чаще всего руководствуется повседневными нормами. Обращение в правоохранительные органы в случае нарушения прав часто расценивается как отрицательное поведение, зачастую даже осуждается органами правопорядка.
Сегодня ценностные ориентиры формируют: социальная среда проживания, блокбастеры и телешоу, социальные сети, религиозные организации, улица, криминальные группы или лица, которые пользуются авторитетом среди молодежи. Наблюдается высокий уровень политизации. Поэтому так опасно политическим лидерам высказывать любые радикальные идеи, которые могут быть восприняты как призыв действовать.
Участие в акциях протеста в большей степени склонны принимать жители севера страны, особенно жители Чуйской области. Зачастую молодежь вовлекается в протестные акции через молодежных лидеров, которые связаны с политическими или религиозными силами. Если наблюдать за деятельностью государства, то его действия дают слабый эффект при формировании ценностей для молодежи. Более того, власти зачастую не учитывают или не знают о существовании исследований, которые помогли бы им помочь в принятии решений.
О проблемах государственной медицины каждый кыргызстанец знает не понаслышке. Качество государственных услуг и инфраструктура в медицинских учреждениях остаются неудовлетворительными и требуют особого внимания государственных органов. Молодежь плохо ознакомлена о возможностях получения медицинских услуг, юноши и девушки не берегут себя, свое здоровье, что становится причиной многочисленных смертей, травм или тяжелых болезней.
К сожалению, молодежь плохо информирована о профилактике здоровья, безопасности жизнедеятельности и ведении здорового образа жизни. Система здравоохранения ввиду ограниченных ресурсов оказывает в государственных учреждениях в целом низкокачественные услуги. А как тяжело приходится лицам с ограниченными возможностями здоровья, сложно даже представить.
В сфере образования, сегодня складывается сложная ситуация. Оно крайне плохо выполняет свои многочисленные функции. В системе образования отсутствуют цельные положительные образы и ориентиры, на которых могут воспитываться девушки и парни. К сожалению, гуманитарные дисциплины, такие как история, философия, человек и общество и проч., не выполняют в полной мере функции воспитания гражданственности.
В учебных заведениях молодежь не учится планировать, в результате чего у нее открывается мало возможностей для формирования личностных приоритетов. Помимо этого, в учебных заведениях отсутствуют предметы, направленные на развитие логического и критического мышлений. В большинстве светских образовательных учреждениях наблюдается сильное отставание гуманитарных наук от вызовов, проблем и потребностей современной молодежи.
Естественно-технические науки из-за устаревшей базы и подготовки профессорско-преподавательского состава в большей степени живут еще в прошлом веке. Ввиду этого часть дисциплин теряет свой смысл. Очень часто, выпускникам вузов, приходится либо переучиваться, либо трудоустраиваться не по специальности.
Мало кому известно, но более 50 процентов выпускников вузов первые 5 лет не могут трудоустроиться по специальности, на которую они учились. Молодых людей с 2-3 дипломами можно встретить среди продавцов рынков, магазинов и даже в сфере обслуживания. Последнее время в стране наблюдается рост поступающих в профессионально-технические учебные заведения. Окончившим их проще найти работу с неплохой заработной платой.
По мнению молодых людей, безработица является одной из главных проблем общества. Незанятость связана не только с отсутствием рабочих мест, но с плохой профориентацией или неправильным выбором профессии. Молодежь Кыргызстана крайне специфично относится к своему будущему. У нее присутствуют завышенные ожидания о трудоустройстве, ввиду ограниченных представлений о препятствиях и реальной оплате труда.
Разочарование в трудоустройстве толкает молодежь пускаться на поиски работы за рубежом. В трудовой миграции сегодня находятся около 700 тыс. человек, из которых большая часть – молодые люди, и их число продолжает неуклонно расти. Мигранты подвержены рискам, связанных со здоровьем, попаданием в криминальные группировки или террористические организации.
Дети мигрантов страдают от отсутствия родителей в их воспитании, а сами семьи нередко распадаются. Но ради справедливости нужно сказать, что трудовая миграция, ввиду ограниченного рынка труда и низких заработных плат в Кыргызстане, снимает с государства риски, связанные с социально-экономической и политической стабильностью.
Современная молодежь проявляет интерес к политической жизни страны, в которой она стремится принимать участие. Согласно официальным данным на 2015 год, количество депутатов в местных кенешах в возрасте до 28 лет составляет 694 человек. На государственной службе в 2015 году таких было примерно 15% от общего числа госслужащих. Поступательно увеличивается представленность молодежи на муниципальной службе: с 14% в 2012 году до 22% в 2014 году.
Достаточно непростым вопросом среди молодых людей являются межрелигиозные отношения. Чаще всего диалог избегается между представителями разных религиозных организаций ввиду того, что в обществе преобладает невысокая культура ведения дискуссий, слабая религиозная или религиоведческая образованность и компетентность, а также сильная религиозная чувствительность.
Поэтому существуют основания для развития межрелигиозных конфликтов. И все-таки власть создает условия для межрелигиозного диалога. Но требуются большие усилия для развития подобных площадок с учетом интересов всех заинтересованных и легализованных сторон.
При исследовании вопроса участия молодежи в протестных акциях наиболее высоким мобилизационным потенциалом обладают вопросы этнического и экономического характеров. Своему происхождению большее значение придают жители юга страны и меньшее на севере. Конфликтное поведение может быть спровоцировано ссылками на традиции и на инновационное поведение. По мнению экспертов, построение межкультурных коммуникаций в обществе должно стать одним из приоритетов государственной молодежной политики.
Сегодня в Кыргызстане растет количество преступлений, совершенных молодыми людьми в возрасте от 18 до 29 лет. Наибольшее количество преступлений совершается в возрасте 18-24 лет. Безработица и незанятость молодежи является одним из факторов, формирующих правовое поведение кыргызстанцев. По видам совершенных преступлений наиболее распространенными являются: кража, хулиганство, преступления, связанные с наркоманией и наркобизнесом.
Высоким остается уровень подростковой преступности, связанной с рэкетом. Каждый третий школьник страдает от рэкета со стороны других учащихся. Школьный рэкет распространен среди мальчиков, однако имеются тенденции к росту среди девочек. К сожалению, государством и неправительственным сектором не ведется последовательной и долгосрочной работы по социализации молодежи в местах заключения или вышедшей на свободу.
При формировании новой модели государственной молодежной политики следует учитывать скудные финансовые возможности государственного и местного бюджетов. Отход от традиционных представлений формирования и управления молодежной политики потребует нестандартных решений.
Сейчас становится понятно, что государственный курс не должен воспроизводить иждивенческую позицию молодых людей, а помогать складывать деятельного и активного гражданина, создавая для него возможности самореализации. Но вопрос - какая должна быть молодежная политика в условиях Кыргызстана, остается открытым.
Фото Time.kg
Комментарии