Статья

О культуре как важном факторе устойчивого развития государства

Зайнидин Курманов

Недавно на одном из предвыборных съездов одной авторитетной партии вновь зазвучали националистические призывы, в частности, уничтожить «акаевский общий дом» и «Кыргызстан принадлежит кыргызам». А на Фейсбуке прочитал, где один из верующих фанатиков (не называю его кыргызом), предлагает составлять «списки» всяких там атеистов, тенгрианцев и геев, наверное, чтобы расправиться с ними в ближайшем или отдаленном будущем. Все это лишь небольшая малость из того, что слышится каждый день.

Агрессия населения, помноженная на ее неграмотность и бедность, растет невиданными масштабами. Похоже, что власть, занятая разборками между собой, совсем позабыла об ответственности и такой важной своей функции, как воспитание населения. Ведь воспитывать культуру и культуру поведения в обществе должны не только учителя в школах и профессора в вузах, но и руководители страны.

Они должны чаще выступать перед своим народом не для того, чтобы упрекать и понукать им, а в целях упрочения связи между властью и народом, мобилизации общества вокруг власти, показывать народу нужные ориентиры и направления развития страны. И куда спрятали все эти концепции по культуре и нациестроительству в стране, где семь лет тому назад разгорелся страшный этнический конфликт, унесший многие сотни человеческих жизней. Не слишком ли рано успокоились? А что происходит в этих сферах в мире и у нас? Как достичь устойчивого развития?

Начало 21 века - это период проверки культур мира на прочность и устойчивость в технологически ориентированном мире. Ряд культур, не имея внутренней устойчивости, обезличились как культурные образования. Специфика современного мира состоит в том, что процесс глобализации воздействует на культуры двояко. С одной стороны, он нивелирует и заставляет сойти со сцены культуры, неспособные адаптироваться к современным условиям и темпам жизни, а, с другой он подстегивает оставшиеся культуры к поиску новых оснований, могущих сохранить их бытие в этом мире.

Поэтому не удивительно то, что многие народы ищут основания спасения своего бытия в истоках собственных культур. Именно в такой период истории человечества, когда нивелирующий и унифицирующий каток глобализации убыстряет свой ход, бывшие кочевые народы Евразии еще раз получили уникальную возможность подтвердить свою культурную состоятельность, жизнеспособность и жизнестойкость.

Наши собственные неудачи при транзите к другой цивилизации объясняются не только политическими и экономическими проблемами и ошибками на этом пути, но и глубоким социокультурным разрывом между разными культурами и их носителями. Это приводит к образованию новых проблем, серьезно усложняет ситуацию. Сейчас уже не все выглядит так просто и однозначно, как это недавно казалось. Именно недопонимание всей глубины этих процессов, а также кажущаяся простота и легкость породили проблемы, приведшие нас и другие постсоветские государства, вопреки оптимистическим ожиданиям, к системному кризису и стагнации.

Не до конца продуманная политика внедрения ценностей индивидуализма, без учета специфики культуры и ментальности народа, привела к духовно-нравственному апокалипсису со всеми вытекающими политическими и экономическими последствиями. Своевременно не были найдены важные критерии общежития, могущие объединить в одно целое полиэтническую и поликонфессиональную составляющую складывающейся нации. Это стало разобщать, разъединять и раздроблять общество, порождая ряд проблем, не свойственных и не соответствующих исконным ценностям, основанным на традициях, чувствах и принципах коллективизма.

Одной из важных объединяющих кыргызов ценностей люди считают народные традиции (более 60% опрошенных). Именно они делают народ народом, подчеркивают их самобытность. Ядром этих традиций является присущий кыргызам дух коллективизма, толерантность, принципы круговой поруки, выражающиеся в словах – «один за всех, все за одного». В этих принципах есть отдельные изъяны, но они не так опасны, как идеи, насаждающие индивидуализм, эгоизм, голый рационализм, фанатизм, национальную и расовую нетерпимость.

Распространение частнособственнической психологии стало разрушать единящее коллективное сознание и традиционные ценности кыргызов, имеющие непреходящее значение, как, например, уважение и почитание старших, особый пиетет в отношении к старикам, женщинам и детям. В кыргызском обществе прежде никогда не было брошенных стариков и детей.

Недостаточно продуманная политика (это еще мягко сказано) по отношению к своим гражданам порождает в обществе негативные чувства. Ужесточение условий выживания в последние десятилетия привели к поискам «своих» и «чужих» не только вне этноса, но и внутри него. Эта проблема отягощается еще и тем, что некоренные этносы, как показывают социологические опросы, недостаточно идентифицируют себя в качестве граждан Кыргызской Республики.

Не видят в кыргызах нации, умеющей и могущей объединить их вокруг себя, общих целей созидания и развития. Более того, сами кыргызы не позиционируют себя в роли консолидирующей нации, могущей взять на себя ответственность за судьбы всех народов Кыргызстана, обеспечение их культурного и духовного многообразия. Эти подозрения подогреваются неправильными политическими шагами и решениями, бесконечными раздорами и разборками между политическими элитами по региональному, а теперь еще и по партийному признаку.

Одной из важных черт устойчивости кыргызов в прошлом была их толерантность и гибкость к изменяющимся условиям. Тенгрианство, которое они исповедовали в течение многих столетий, учило их быть учтивыми и уважительными ко всем народам, их религиям и мировоззрениям, бережно относиться к природе, рассматривать человека в качестве ее неотъемлемой части, никогда не брать ничего лишнего, чем это нужно («ашык алба»).

Кыргызы никогда раньше не были религиозными или какими бы то ни было фанатиками, безболезненно поменяли множество религий и верований. Были и повальными атеистами. В настоящее время ислам укрепляет в Кыргызстане свои позиции. Однако, следует отметить, что ислам у кыргызов носил умеренный характер и уживался со множеством доисламских культов и верований. При всех религиях кыргызские женщины имели свое достойное место в обществе. Они не носили чадру, паранджу, хиджаб. В обществе и быту были абсолютно свободными.

Кыргызы, кочуя, жили во всех встречающихся ландшафтах, были своего рода космополитами от природы. За свою многовековую историю они поменяли множество хозяйственно-культурных типов – были кочевниками степей и гор, полукочевниками, земледельцами, жили в лесах и городах, сейчас снова перещли на оседлость. Знали множество ремесел, умели лить бронзу и железо, чеканить монеты, изготавливать ювелирные изделия, ковать оружие и военное снаряжение, знали гончарное искусство, строили деревянные города, а также мастерили передвижные дома - юрты – шедевр кочевой архитектуры.

Несмотря на все зигзаги истории, кыргызы сумели выжить, не раствориться на бескрайних просторах Евразии и мира, сохраниться как этнос. Это дает возможность предполагать о существовании в основании их культуры того механизма, что давало им возможность сохраниться, несмотря ни на что.

И в этом немалую роль, бесспорно, играют такие ценности кыргызской культуры, как неиссякаемый оптимизм, вера в свободу, свой потенциал и духовные силы. Сейчас важно сделать все, чтобы поднять дух народа. Без духа народ не народ, а некое абстрактное скопление людей. Важно возродить дух народа через Знания и осознание значимости пройденного им исторического пути, а также знание нравственно-этических устоев, позволивших им быть в мире нынешнем. Это даст им возможность быть успешными и в мире грядущем.

С обретением суверенитета у Кыргызстана появляется возможность еще раз доказать свою жизнеспособность и состоятельность своей культуры. Знание своей истории, культуры, языка, традиций и обычаев, своей письменности позволит им быть самодостаточным народом. А изучение культурного наследия должно дать возможность найти те механизмы, которые помогут нам сохраниться в быстро меняющемся мире. Нет смысла всех их перечислять.

Одно можно с уверенностью сказать, что в мире глобализации можно сохраниться как государство, как народ только зная и уважая свою историю и культуру. Без них не будет ни ожидаемого развития, ни безопасности страны и каждой личности. Основа богатства и благополучия, как показывает опыт Японии, Швейцарии и многих других стран не в природных, а в социальных ресурсах, основанных на воспитании и культуре. Пусть кандидаты в президенты КР никогда не забывают о культуре как важном факторе устойчивости и развития нашего государства. Экономического благополучия мы когда-нибудь достигнем, но если потеряем культуру, то потеряем страну.

2551

Написать комментарий: