Статья

Топливно-энергетический комплекс Кыргызстана: проблемы и перспективы

Александр Канунников

С 1 августа 2023 года в кыргызстанской энергетической отрасли начал действовать режим ЧС. Предпосылки этогоследующие: темпы роста потребления ЭЭ в Кыргызстане заметно опережают возможности ее генерации, ведь страна ежегодно сталкивается с негативными последствиями изменения климата, снижается приток воды в бассейне реки Нарын.

Правительство призывает граждан республики не беспокоиться, поскольку, его словами, введение режима ЧС в энергетике лишь дает профильному министерству больше возможностей по развитию ТЭК. Подобная риторика не оставляет другого выбора, кроме как досконально изучить две ключевые составляющие кыргызстанской энергетики, а именно, гидроэнергетику и тепловую энергетику.

Гидроэнергетика Кыргызстана отличается большим потенциалом и высокой энергетической насыщенностью. Благодаря горному ландшафту, водоемам и рекам именно ГЭС являются ключевой технологией перспективного развития энергетики республики. Энергетическая безопасность и устойчивое развитие характерно не только для гидроэнергетики внутри страны, но и энергосистем соседних стран, которые являются взаимозависимыми.

Гидроэнергетика КР сегодня

На сегодняшний день в Кыргызстане построены семь плотин, действуют семь крупных ГЭС, 16 малых ГЭС, линии электропередачи протянуты на 64 700 километров.

Основную долю электроэнергии вырабатывают ГЭС Кыргызстана, на них приходится 92 % выработки – 14,29 млрд кВтч в 2019 году. ТЭЦ вырабатывают 8 % электроэнергии – 1,37 млрд кВтч, при этом стоимость ее выработки значительно выше, чем на ГЭС и составляет около 3,36 сом за 1 кВтч. (ст-ть на ГЭС составляет 0,21 сом за 1 кВтч).

Гидроэнергетический потенциал водных ресурсов Кыргызской Республики составляет 142 млрд кВтч возможного годового производства электроэнергии. При этом процент освоения потенциала водных ресурсов составляет лишь около 10 процентов.

Остро стоит проблема изношенности оборудования и инфраструктуры.

При этом тарифы на электроэнергию в Кыргызстане являются одними из самых низких в странах бывшего СССР. На сдерживание тарифной политики влияет низкий уровень социальной обеспеченности в республике, поскольку средний уровень заработной платы в КР также является одним из самых низких в странах СНГ.

Перспективы развития гидроэнергетики в КР

Кыргызстан является энергодефицитной страной и за счет собственных ресурсов покрывает 51 % потребности, в основном за счет ГЭС. Остальная часть покрывается за счет импорта.

Привлечение инвестиций в энергосектор на смену кредитно-грантовой поддержки не только позволит развивать энергоотрасль, но и создавать новые рабочие места. В Кабинете министров проектами предусмотрено строительство 18 гидроэлектростанций и 63 малых гидроэлектростанций, из которых 6 малых ГЭС являются наиболее изученными с суммарной установленной мощностью в 5 760 МВт с возможным ежегодным производством порядка 20 млрд кВтч.

Так, только строительство на реке Нарын 8 каскадов из 34 гидроэлектростанций, а также реализация других перспективных энергопроектов при участии инвесторов позволит оптимизировать работу отрасли, продлить ее функциональность, рентабельность и эффективность, а также уменьшить процент импортозависимости энергосистемы республики.

В перспективах энергосистемы стоят такие проекты как реабилитация Токтогульской ГЭС, с продлением ее срока службы на 35-40 лет с увеличением мощности на 240 МВт.

Большие планы у Кабмина Кыргызстана имеются в части развития мощностей Камбаратинской ГЭС-2. Планируется полная модернизация Уч-Коргонской ГЭС с установленной мощностью в 180 МВт с сохранением целостности Нарынского каскада гидроэлектростанций. После модернизации ее мощность составит 218 МВт.

Ключевые риски развития гидроэнергетики Кыргызстана

Климатические изменения и маловодный период продемонстрировали зависимость работы ГЭС от наполняемости водохранилищ. В случае достижения критического минимума работа гидроэлектростанций может быть парализована, как и энергетической инфраструктуры, запитанной от них. Остановка турбин по этой причине может привести к катастрофическим последствиям для энергосистемы страны.

Из-за нехватки воды возникают политические риски, могущие осложнить отношения между странами, совместно потребляющими как воду, так и электроэнергию, производимую ГЭС. Они могут отражаться в экономических взаимоотношениях, регулировании деятельности пропускных пунктов на государственных границах, соответствующей государственной идеологической пропаганды и обострения вплоть до конфликтов.

Топливная проблема теплоэнергетики Кыргызстана

ТЭЦ, в отличие от ГЭС, не доминируют в структуре электрогенерации Кыргызстана, однако их значение в обеспечении энергией северной и южной столиц республики можно назвать критическим. При этом Бишкекская ТЭЦ постоянно попадает в фокус экологов, медиа и простых горожан.

Ежегодно ТЭЦ Бишкека закупает более миллиона тонн угля. В прошлом году для обеспечения нормальной работы теплоэлектроцентрали возникла необходимость закупить уголь у казахстанских поставщиков. В этом году мэр столицы Эмилбек Абдыкадыров вообще заявил, что использование кыргызского кара-кечинского угля вносит значительный вклад в образование смога в городе. Чиновник предложил ограничить продажу такого угля на год. Альтернативу чиновник видит в закупке казахстанского угля. На сегодняшний же день известно, что ограничение по использованию угля из Кара-Кече будет касаться лишь населения, ТЭЦ продолжит использовать национальный уголь. Заместитель директора госпредприятия "Кыргызкомур" Надыр Бекжанов рассказал, что в текущем году на ТЭЦ будет поставлено 650 тыс. тонн кара-кечинского угля и 550 тыс. тонн казахстанского.

В первую очередь важно прояснить вопрос влияния угля на образование смога. Твердое топливо имеет четыре ключевые характеристики, которые влияют на его свойства. Эти показатели — зольность, влажность, калорийность и выход летучих веществ. Мэр говорил о том, что покупку кара-кечинского угля необходимо приостановить на год по причине высокой зольности. Однако зола, образующаяся при сгорании топлива, оседает внизу, в топке. При этом показатель выхода летучих веществ показывает количество загрязняющих, которые уходят вверх вместе с отходящими газами. Оказывается, что у казахстанского угля выход летучих веществ составляет 49-51 процент, а у кара-кечинского — всего 34-38 процентов. Поэтому с точки зрения борьбы со смогом в Бишкеке, преимущество на стороне местного угля.

Выбор кыргызстанского угля для отопления Бишкека — это еще и вопрос занятости граждан, вовлеченных в добычу и транспортировку ресурса. Отказ от кара-кечинского угля может обескровить часть Нарынской области. Нельзя поставить под удар простых людей в угоду некомпетентности и, возможно, чьим-то корыстным интересам. Можно повысить качество нашего топлива, тогда и смога станет меньше, и люди не останутся без работы.

У казахстанского угля действительно выше теплотворная способность. Но и в Кыргызстане есть возможность добыть подобный. Устранение таких проблем, как нарушение правил и норм добычи топлива открытым способом, как на Кара-Кече, позволит улучшить качество отечественного угля. Сейчас у многих компаний твердое топливо не отделяется от глины, породы, камня. Поэтому страдает качество.

Кыргызстанский кара-кечинский уголь отличается от казахстанского. Калорийность казахстанского угля составляет до 6000 килокалорий на тонну (речь о шабыркульском угле). Аналогичный показатель кыргызстанского угля — около 4900 килокалорий на тонну. Тем не менее существует возможность строительства обогатительной фабрики для того, чтобы увеличить качество местного угля и отказаться от импортного.

Предлагается оценить два варианта обеспечения топливных потребностей ТЭЦ Бишкека. Первый сценарий предполагает использование импортного угля из Казахстана. В рамках второго сценария рассматривается полный переход на кыргызстанский уголь из Кара-Кече, требующий строительства обогатительной фабрики.

Определимся с ключевыми параметрами каждого сценария. Примем годовое потребление угля на ТЭЦ за 1 млн тонн в год. Предположим, что цена угля из Кара-Кече составляет 3500 сомов за тонну, из Казахстана – 4100 сомов за тонну. Стоимость строительства обогатительной фабрики оценим по объекту-аналогу. Например, строительство обогатительной фабрики «Лесная» в Кузбассе составляет 11,4 млрд российских рублей. Это приближенно равно 10,3 млрд сомов.

Предположим, что срок эксплуатации обогатительной фабрики равен 30 годам. Оценим расходы, которые ТЭЦ понесёт за 30 лет в обоих сценариях.

При использовании казахстанского угля необходимо перемножить следующие показатели:

Стоимость угля (Kz) * Кол-во угля * 30 лет

4100 (сомов) * 1 000 000 (тонн) * 30 (лет) = 123 млрд сомов

При использовании кыргызстанского угля необходимо использовать цену кыргызстанского угля, перемножить аналогичные показатели, а также прибавить к ним стоимость строительства завода по обогащению.

Стоимость угля (Kg) * Кол-во угля * 30 лет + Стоимость фабрики

3500 (сомов) * 1 000 000 (тонн) * 30 (лет) + 10 300 000 000 (сомов) = 115,3 млрд сомов.

Разница между стоимостью двух сценариев отражает количество денег, которые Кыргызстан мог бы сэкономить при переходе на собственный уголь. В нашей модели она составила 7,7 млрд сомов. Это очень значительный показатель. Например, Социальный фонд ежегодно тратит на выплату пенсий около 4 млрд сомов.

Ключевым препятствием для осуществления сценария с переходом на отечественный уголь могут стать высокие инвестиционные расходы на строительство фабрики (10,3 млрд сомов), которые необходимо понести единовременно.

Итоги

Потенциал гидроэнергетической отрасли Кыргызстана действительно огромен. С точки зрения достижения энергетической безопасности в долгосрочном периоде именно развитие ГЭС и мини-ГЭС будет стратегическим преимуществом для страны. Однако следует понимать, что обустройство гидроэнергетики сопряжено с рядом особенностей, в первую очередь – высокими инвестиционными затратами.

Динамичное строительство ГЭС по всей стране должно происходить в условиях доступных кредитов. А для этого важен инвестиционный климат, ведь проекты по строительству ГЭС не смогут окупить себя за несколько лет.

В связи с этим есть вероятность, что ставка исключительно на развитие гидроэнергетики может обернуться пусть даже кратковременным усугублением кризиса, который уже стал причиной необходимости введения режима ЧС в отрасли. Альтернативным вариантом для Кыргызстана может стать решение оперативных проблем в электрогенерации при помощи тепловой энергетики. Такого мнения, к примеру, придерживается доктор экономических наук Асылбек Нургазиевич Аюпов.

- Существуют современные технологии очистки отходящих газов и обогащения угля, — отметил экономист, - Есть все шансы достичь сгорания нашего собственного топлива на 95 процентов, тогда при его использовании можно рассчитывать на экологичность. Одно из конкурентных преимуществ Кыргызстана собственныезапасы угля, нужно опираться на это. Зеленая энергетика по зубам только богатым государствам. ГЭС отличный вариант, но для этого нужны социализм и союзный бюджет, халявные деньги. Но времена изменились. Развитие гидроэнергетики с привлечением заемных средств это путь к зависимости. А нам нужно получить максимум независимости. У Кыргызстана нет таких ресурсов, какие есть, к примеру, у России. И цена ошибки для нас гораздо выше. Бездумно дублировать опыт нельзя. Электроэнергия основа нашего суверенитета, жизнь на импортеэто жизнь взаймы.

Если лица, принимающие решения в энергетике КР, решат все-таки обратить внимание на развитие теплоэнергетики в качестве гаранта энергетической безопасности, полезно будет рассмотреть возможность масштабирования идеи перевода ТЭЦ на местное сырье по образу модели, описанной в статье.

3169

Написать комментарий: