«Постановлением [Жогорку Кенеша] № 41 создана депутатская комиссия по проверке деятельности профсоюзов. По этому вопросу наши депутаты работали в течение года. Посетили все области. При этом правоохранительные органы чинили препятствия – во всех областях. Прокуратура, милиция и другие органы. Мне, как председателю комиссии, более двадцати раз поступали угрозы. И по телефону, и лично… Много фактов продажи [профсоюзами] земель, лагерей, детских центров отдыха… Теперь на меня, на Чолпон Аалыевну [Сутанбекову] и ещё одного [депутата] подали в суд. Якобы, мы их незаконно проверяем». Это фрагмент из выступления депутата Шайлообека Атазова на заседании парламентского комитета по социальной политике, 11 сентября 2023 года.
Негодование парламентария связано с тем, что попытки депутатской комиссии проверить финансово-хозяйственную деятельность профсоюзов наталкивались на сопротивление последних. Которые, в таких случаях, ссылаются на норму статьи 4 профильного Закона Кыргызской Республики «О профессиональных союзах», а именно: «запрещается всякое вмешательство, способное ограничить права профсоюзов или воспрепятствовать осуществлению их уставной деятельности, если иное не предусмотрено законом».
Напомним, что трения между депутатами и госорганами происходят уже не первый раз. В 2012 году правительство пыталось упразднить Фонд оздоровления трудящихся или ФОТ (входит в структуру обязательного сбора Социального фонда), через который на счета Федерации профсоюзов Кыргызстана (ФПК) ежегодно переводятся финансовые средства на оплату путевок в профсоюзные здравницы. Тогда парламентарии не поддержали инициативу исполнительной власти, и многомиллионные поступления в профсоюзные бюджеты продолжились.
В 2019 году баталии развернулись уже между ФПК и депутатами парламента. Внесенный последними проект нового отраслевого закона профсоюзным активистам категорически не понравился. Что они и дали понять, используя митинги, дебаты, публичные обращения и выступления на парламентских заседаниях. «Перетягивание каната», сопровождавшееся оглаской заработных плат руководства профсоюзных организаций и взаимной критикой, завершились сохранением действовавшего (и действующего поныне) закона от 1998 года.
Впрочем, трения между соседними организациями [здания Жогорку Кенеша и Федерации профсоюзов Кыргызстана располагаются друг от друга в полусотне шагов] продолжались, с перерывами, до 2021 года включительно. В общем, до поры, профсоюзам удавалось-таки отстоять все ключевые для них позиции (действующая редакция закона, перечисления в ФОТ, ограничение проверок и контроля со стороны государства). Но, похоже, что теперь в этом уравнении появилась слишком крупная переменная.
«Это народные деньги, которые кыргызское государство направляет вам. Вы же их расхищаете, присваиваете» («ошону силер талап-тоноп, жеп атасыӊар»)… Если на то пошло, то завтра всех вас стоило бы посадить [в тюрьму]. Вчера я четыре часа просматривал документы Счетной палаты и другие документы. Всех вас посадить… Однако, не будем доходить до такой жесткости».
Это уже выдержка из выступления президента Садыра Жапарова. 10 сентября 2023 года, во время посещения курорта «Жыргылан» в Иссык-Кульской области глава государства устроил делегации из членов Совета Федерации профсоюзов настоящую отповедь. Кроме приведенной выше и вполне себе красноречивой цитаты, глава государства сказал шефам профсоюзной системы следующее (излагается в сокращенно-смягченной форме):
- профсоюзы по линии Соцфонда ежегодно получают от государства огромные средства (в 2022 году – 550 миллионов сомов, в 2023 планируется 600 миллионов), совокупная сумма которых составляет 6,5 миллиардасомов;
- при этом за все годы функционирования ФПК не построено ни одного нового объекта и не проведена капитальная реконструкция имеющихся;
- в [некоторых] здравницах профсоюзов отсутствуют условия для приема отдыхающих и их оздоровления;
- из имевшихся на балансе ФПК 284 объектов третьим лицам незаконно проданы 134, хотя законодательством это запрещено [статья 21 Закона КР «О профессиональных союзах»: «Собственность профсоюзов не подлежит приватизации»];
- теперь государство возьмет профсоюзное хозяйство под свой контроль («силерди колго алабыз»);
- после цифровизации процесса выдачи/распределения путевок в профсоюзные здравницы «красть, как раньше, не сможете» («мурдагыдай урдай албайсыӊар»);
- правоохранительным органам поручено проверить все сделки с имуществом профсоюзов за последние 10 лет и возвратить незаконно отчужденные объекты на баланс государства.
В заключение президент «рекомендовал» профсоюзному руководству после его отъезда остаться с премьер-министром, генеральным прокурором и прочими чиновниками. Чтобы совместными усилиями составить дорожную карту установления государственного контроля над профсоюзным хозяйством и связанными с оным финансовыми потоками.
То ли аргументация главы государства оказалась убедительнее, чем доводы правительства и депутатов, то ли президентскость действующей Конституции повлияла на профсоюзных лидеров, но с их стороны никаких возражений или оправданий не последовало. Ни после того, как в их адрес прозвучали слова «вы расхищали» и «посадить бы всех», ни в связи с предложением взять их епархию под контроль государства.
Через какие перевалы протянется «дорожная карта», чьи имена и какие суммы всплывут в процессе инвентаризации профсоюзного (и бывшего профсоюзного) имущества, покажет время. Как показала эпопея с очищением от особняков парка «Ататюрк», в нашей стране путь исправления ранее допущенных «ошибок» бывает достаточно долгим и тернистым.
А пока специалисты правительства, прокуратуры, госимущества, Счетной палаты и иже с ними помогают Федерации профсоюзов навести порядок в ее обширных наделах, некому вспомнить о другом. О фундаментальной функции профсоюзов как важного социального института. О том, что вообще-то подобные организации предназначены для защиты прав и законных интересов рядовых тружеников.
А то получается, что вопрос о правовой защите, обеспечении достойных условий труда и достойной оплаты для наемных работников Кыргызстана остался на заднем плане, как для самих профсоюзов, так и бдящих за ними государственных органов. Как будто речь идет не о Федерации профессиональных союзов, а об Ассоциации санаториев и домов отдыха.
Может, для основной функции профсоюзов тоже нужна какая-нибудь «дорожная карта»? Или это не важнее имущества и денег?
Комментарии