Сингапур – это современная сказка. Про «Золушку», которая не вышла замуж за принца, но создала свое«королевство». Про стабильное место в десятке передовых государств планеты. Про места в мировом топе по уровню доходов, качеству жизни, образованию, медицине, безопасности и прочим ключевым индикаторам.
Но все это страна имеет сейчас, после десятилетий тяжелейшего труда и бурного развития. А в 1960-е годы островное государство начинало путь с самого дна мировых рейтингов.
В этой статье не будет много про успехи Сингапура. Они широко известны, описаны и показаны в тоннах книг, статей, фильмов и роликов. Речь о том, чем отличаются подходы и решения, которые вели и ведут их к одним, а нас – к другим результатам.
«Как Швейцария». На заре независимости наш первый президент пустил в массы мечтательное сравнение Кыргызстана со страной банков и часов, сыра и шоколада. Однако, со временем словосочетание «вторая Швейцария» стали использовать лишь в качестве мема или для насмешки над автором идеи. Возможно, потому что «как часы» ничего у нас не заработало. Ни экономика, ни политика особенно, ни прочие сферы и отрасли.
В 2012-м большая группа депутатов, посетивших Грузию и впечатленных реформами Саакашвили, пришли на прием к тогдашнему премьеру. Увлеченно говорили об увиденном и призывали провести аналогичные преобразования в Кыргызстане. Глава правительства идеей проникся и даже признался позднее, что поручил размножить и раздать парламентариям и министрам книгу россиянки Ларисы Бураковой под говорящим названием «Почему у Грузии получилось».
Что, кстати, не сработало. То ли читатели попались так себе, то ли книга оказалась «не то чтобы». В общем, грузинскую модель так и не внедрили. Кроме использования стеклянных стен в правоохранительной архитектуре.
Пишет ли кто-нибудь книгу «Почему у Кыргызстана не получилось», вопрос открытый…
Новое десятилетие принесло новую моду. В 2021-м члены правительства и депутаты заговорили о плодовитости реформ в Сингапуре. С тех пор про заимствование опыта тихоокеанского города-государства периодически вспоминают то тут, то там. Резонно восхищаясь успехами государства, созданного покойным ныне Ли Куан Ю.
А поскольку момент очередного разочарования («Болбойт экен бизде») пока не наступил, самое время задать вопрос: возможен ли в Кыргызстане второй Сингапур. Или это как в том анекдоте про библиотеку «Гражданин, отдел фантастики на втором этаже»?
Между прочим, история Сингапура действительно весьма интересна. В том числе, если сравнивать ее с историей Кыргызстана. Для начала о том, что между нами было общего.
Обе страны изначально находились вдали от основных центров развития цивилизации и научно-технического прогресса. Одна – на просторах Тихого океана, другая – в глубине Евразийского континента.
Обе страны долго были частью огромных держав (Британская империя; Российская империя/Советский Союз), в которых они находились далеко на периферии.
Обе послушно двигались в фарватере своих метрополий, получая взамен некоторые цивилизационные бонусы (управление, экономика, образование, медицина и пр.).
Обе страны оказались в окружении более крупных и влиятельных государств, интересы которых необходимо учитывать.
Обе страны получили независимость неожиданно и не были к ней готовы. Британская империя распалась по причинам, не связанным с Сингапуром, а Малайзия, куда попытался вступить город-остров, от него отказалась. На референдуме 1991 года почти все население Кыргызстана (более 94%) проголосовало за сохранение СССР, но в декабре того же года его упразднили через соглашение трех республик-основательниц – России, Украины и Белоруссии.
Теперь о том, в чем Кыргызстан и Сингапур отличались.
Ресурсы. Кыргызстан располагает ими в несравненно большем объеме, нежели Сингапур. От экспертов и обывателей можно услышать, что у нашей страны (в отличие от соседей), нет месторождений нефти и газа. Это верно. Однако, если сравнивать Кыргызстан с Сингапуром, то правильнее будет сказать, что у нас есть все кроме нефти и газа. Земля и вода (питьевая, для энергетики, промышленности и полива), залежи металлов (включая золото, медь, железо и т. д.), уголь, поля, леса, сырье для производства стройматериалов (известняк, песок, камни и пр.).
В Сингапуре ресурсов кот наплакал. Питьевую воду покупают в Малайзии и перекачивают оттуда по трубе.
Земли не хватает настолько, что для проведения военных учений армию Сингапура приходится вывозить в другие страны – Австралию, Новую Зеландию, Тайвань.
Небоскребы, которые вы видите на фото и видео об этой стране, полностью построены из привозных материалов.
Потому что на их острове нет сырья для производства цемента, нет песка, нет металла (арматура), стекла. Нет даже пресной воды для разведения бетонного раствора. Весь материал для строек, от фундамента до крыши, привозят через моря и океаны. При этом проблем с жильем для граждан города-государства нет. Еда и продукты питания привозные, поскольку свободных земель для сельхозпроизводства тоже нет. Тем не менее, питаются граждане Сингапура намного лучше.
История. Территория Кыргызстана обитаема с древнейших времен, и основная часть его населения живет на этой земле непрерывно много поколений подряд. Сингапур был заброшенным островом, который освоили британские колонисты, а затем завезли из Китая, Малайи и Индии рабочих, потомки которых составили основу нынешнего населения. На территории Кыргызстана в разные периоды были политические образования или она входила в состав таковых – Монгольская империя, Кокандское ханство, Российская империя.
Сингапур исторически государственности не имел. К тому же почти все его население являлось либо трудовыми мигрантами, либо их потомками. Поэтому его долго не хотели признавать государством, а население – нацией, называли искусственным образованием и исторической случайностью. Мы были уверены, что нас обязаны признать государством и нацией. Сингапуру это приходилось доказывать год за годом, десятилетие за десятилетием. Они справились.
Элита. В Кыргызстане к распаду СССР были свои Конституция, парламент, правительство во главе с президентом. Имелась прослойка партийно-государственных управленцев от районного до республиканского уровня, сложившаяся за советские десятилетия. Сингапур, напротив, не имел кадров с опытом политического руководства, а формирование управленческой элиты началось только после окончания японской оккупации в 1946 году. В борьбе за власть сошлись молодые партийцы правого и левого толка. Победили первые во главе с Ли Куан Ю. А затем научились управлять, заимствуя со всего мира лучшие методы и не стесняясь задавать вопросы.
Ближнее/неближнее зарубежье. После распада Британской империи Сингапур не хотел остаться в одиночестве и вошел в состав Малайзии. Но в 1965 году последняя в одностороннем порядке исключила город-остров из своей федерации. Сообщая об этом своим согражданам, Ли Куан Ю не смог сдержать слез. Он мог сделать Сингапур деловым центром объединенного государства, но вместо этого его выставили за дверь и закрыли перед ним рынок Малайзии, в котором сингапурцы так нуждались.
Кыргызстан после распада СССР попал в сложную ситуацию, но образование Содружества Независимых Государств (которое называли формой «цивилизованного развода») с безвизовым и беспошлинным режимом, оставляло республике массу возможностей. Членство в СНГ открывало перед нами огромный общий рынок, который на тот момент испытывал дикий дефицит товаров и услуг.
Это была возможность, какой тому же Сингапуру никто не предоставлял.
Другой вопрос, как два молодых государства пользовались открывавшимися перед ними возможностями. К сожалению, именно в этом отношении, постсоветские государства (а не только Кыргызстан) и Сингапур пошли разными путями.
Прошлое и будущее. Одной из необычных для политика высказываний Ли Куан Ю была критическая оценка перспектив своей страны. Он не стеснялся говорить и писать, что Сингапур не имеет гарантий не только успеха и процветания, но даже существования. Что время может поглотить маленькую страну, если она расслабится, утратит единство или просто сбавит обороты.
Он без устали напоминал чиновникам и согражданам, что залог успеха Сингапура в постоянном развитии.
Более того, он приводит пример того, что даже мировому лидеру – США, приходится бороться за место под солнцем. Он писал, что в 70-80-х Европа и Япония догнали и начали опережать Америку по ряду экономических показателей. Но начиная с 1990-х последняя лучше и раньше освоила Интернет и новые технологии, и вновь вырвалась вперед. Причем сделала это благодаря своей способности привлекать, взращивать и удерживать специалистов в самых разных отраслях:
«Ни одно европейское или азиатское государство не способно так легко привлекать и ассимилировать талантливых иностранцев. Это дает Америке огромное преимущество – она, подобно магниту, притягивает к себе лучших и наиболее способных людей со всего мира… Пока экономика правит миром, а Америка занимает лидирующие позиции в развитии технологий и инновационной сфере, ни Европейский союз, ни Япония, ни Китай не смогут потеснить Америку с занимаемых ею господствующих позиций».
Мир развивается непрерывно, и конкуренция постоянно растет. Никто не имеет гарантий. Особенно малые страны и народы, которым самоуверенность в принципе не по карману. Вот как, по словам Ли Куан Ю, смотрят в будущее жители Сингапура:
«У нас нет твердой уверенности в завтрашнем дне, мы живем в вечном беспокойстве относительно того, что еще уготовано для нас судьбой в этом нестабильном и быстро меняющемся мире».
В одном из поздних интервью, уже после того, как Ли Куан Ю окончательно ушел с государственной службы (с 1990 по 2004 годы работал в правительстве на позиции министра-наставника), он высказывал опасения, что новое поколение руководителей Сингапура могут проявить беспечность и излишнюю самоуверенность. Аксакала беспокоило, что они могут воспринимать как должное развитую экономику, высокий уровень жизни и политическую стабильность.
Тогда как на самом деле все это стоило их предшественникам долгих десятилетий титанического труда.
Он до последнего убеждал своих сограждан и преемников, что для Сингапура нет никакого запрограммированного будущего. Что только непрерывное опережающее технологическое и социально-экономическое развитие поможет их стране удерживать достигнутые позиции.
Так говорил экс-руководитель государства, которое на том момент устойчиво держалось в мировой пятерке по уровню доходов на душу населения.
Стоит сравнить его беспокойство с невозмутимым «оптимизмом» наших чиновников и депутатов?
Ведущих себя так, будто будущее Кыргызстана гарантировано надежней вклада в швейцарском банке. «Буйруса, баары болот» («Даст Бог, все будет»), как говорится…
Мир сможет обойтись без Сингапура. Как уже смогла обойтись Малайзия. Ли Куан Ю первым понял и объяснил эту истину своему народу. Он строил государство, экономику и политику таким образом, чтобы всегда выживать, двигаясь быстрее других, ни на секунду не отставая от современности. Это принципиально другой взгляд на жизнь, на себя, свое место в мире и стратегию выживания в нем.
И, наконец, последнее. Когда кого-то называют реформатором, в голове сразу появляется образ некоего крушителя всего и вся. Который готов поменять все и сразу. Но это ни разу не про Сингапур и его лидера. Они проводили свои реформы шаг за шагом. Внедряя один механизм за другим. Не торопя, но и не прерывая процессы модернизации. К примеру, на выработку системы повышения производительности труда (ее готовили с привлечением специалистов из Японии), их правительство затратило долгие десять лет.
Большие цели требуют терпения и настойчивости.
Возвращаясь к вопросу «Возможен ли в Кыргызстане второй Сингапур», стоит признать, что детальный разбор не уместить в одну статью. Зато понятно, что в ответе на него, почему мы еще так далеки от этой цели, помимо прочего необходимо обязательно упомянуть следующие причины:
- потому что непоследовательность;
- потому что несамостоятельность;
- потому что неглубокость;
- потому что нетерпение;
- потому что популизм…
Комментарии