Исследование

ПОЛИСИ-БРИФ: Концептуальные вопросы развития малых городов-спутников Бишкека

Краткие рекомендации

Для разгрузки инфраструктуры Бишкека и перенаправления людей для жизни в малые города (города-спутники) вокруг него, необходимо работать по трем ключевым направлениям:

- планирование и развитие малых городов вокруг Бишкека с учетом современных экологических стандартов и модернизации инфраструктуры для создания комфортного проживания людей;

- расширение существующих и развитие новых точек приложения труда в малых городах;

- развитие и модернизация транспортных путей сообщения между малыми городами и Бишкеком.

Вместе с тем, на сегодня основным драйвером развития как городов-спутников Бишкека, так и самой столицы, может стать модернизация существующих и строительство новых транспортных артерий между ними:

  • Модернизация железной дороги (электрификация, обновление и строительство новых станций, обновление подвижного состава), которая может и должна обеспечивать быстрое, комфортное и безопасное передвижение больших потоков пассажиров и грузов от малых городов Чуйской долины в Бишкек и обратно.
  • Существующие автомобильные дороги, идущие через населенные пункты вдоль всей Чуйской долины, практически достигли пика своей пропускной способности. Дальнейшее их расширение будет негативно сказываться на экологии, скорости передвижения и безопасности. В связи с этим, возможно, есть необходимость планирования строительства новой, скоростной, проходящей не через населенные пункты, скорее всего платной, автодороги, которая будет обеспечивать возможность быстрого транспортного сообщения между населенными пунктами в Чуйской долине.

Развитие быстрого, более экологичного и комфортного транспортного сообщения позволит создать условия для того, чтобы люди могли без ущерба для своего комфорта и безопасности жить в малом городе, но без труда пользоваться всеми благами столицы, работать там или регулярно посещать ее в зависимости от своих нужд.

 

Описание ситуации

По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики (КР) численность постоянного населения Бишкека в 2022 году составляла почти 1 миллион 100 тысяч человек.[i]  По неофициальной же информации эти цифры значительно больше и могут составлять 1,5 миллиона и более. Темпы роста населения Бишкека за последнее время составляют в среднем примерно 3-5 процентов в год.[ii] Таким образом практически каждый пятый житель Кыргызстана на постоянной или временной основе проживает в Бишкеке. Кроме того, в целом, население страны также быстро увеличивается.

Рост населения, концентрация административных, деловых и развлекательных учреждений в Бишкеке ведут к большой внутренней миграции и переезду значительного количества граждан в Бишкек или его пригороды. Все стараются ехать в Бишкек потому, что здесь выше заработки, больше возможностей работать, учиться и отдыхать, и такая тенденция в ближайшие годы будет сохраняться.

Ежедневно только из населенных пунктов Чуйской области десятки тысяч людей приезжают в Бишкек на работу, учебу, за покупками и по другим делам. Так, например, согласно исследованию, проведенному еще в 2018 году, маршрутные такси ежедневно курсировали по 98 линиям между Бишкеком и его пригородами. В Бишкек ежедневно приезжало более тысячи микроавтобусов, число пассажиров которых составляло около 55 тысяч человек в день.[iii] Количество людей, каждый день приезжающих в Бишкек на личных автомашинах и попутках точно неизвестно, но очевидно, что их тоже значительное количество, десятки, а возможно и сотни тысяч.

Свободной земли для застройки в Бишкеке осталось крайне мало. Дальнейший рост города может происходить в основном за счет оптимизации уже имеющейся застройки и роста «вверх», то есть за счет строительства высотных зданий. Но развитие городской застройки нередко происходит за счет хаотичного строительства как многоэтажных, так и малоэтажных домов. При этом значительная часть малоэтажных домов по окраинам столицы имеет минимальные, а иногда и вовсе не имеет возможности пользоваться центральной канализацией, водопроводом и для отопления использует уголь, что крайне отрицательно влияет на экологию города и его пригородов.

При это уже сейчас инфраструктура Бишкека (дороги, водопровод, канализация, зеленые зоны, школьные и дошкольные учреждения и т.п.) находится на пределе и часто просто не выдерживает нагрузку на нее. Например, дорожно-транспортная система Бишкека, при его планировании еще в советские времена, была рассчитана на 40 тысяч автомобилей, в то время как в 2019 году в городе было зарегистрировано более 400 тысяч машин. Еще десятки тысяч машин ежедневно приезжают в город из других регионов страны. При этом более 80 процентов машин в городе превышают норму по вредным выбросам в атмосферу.[iv] Экологическая ситуация в Бишкеке последние несколько лет находится на грани катастрофы. Достаточно сказать, что Бишкек по уровню загрязненности воздуха несколько последних лет стабильно находится в числе мировых лидеров.[v]

Решением вышеуказанных проблем может быть как модернизация и улучшение инфраструктуры Бишкека, так и перенаправление людских потоков в другие города и населенные пункты страны. То есть, - наряду с дальнейшим развитием Бишкека, необходимо планировать и развивать другие города с целью создания там благоприятных условий для жизни и, как следствие, переноса части демографических потоков от столицы по другим направлениям.

 

Города-спутники. Существующий опыт

Решение проблем крупных мегаполисов может осуществляться разными способами, одним из которых является строительство/развитие городов-спутников. Городом-спутником принято называть населенный пункт (город или поселок), который расположен в относительной близости от мегаполиса и образующий с ним единую экономическую, демографическую и культурную среду.

При планировании и строительстве городов-спутников используются различные концепции, где одним из наиболее важных факторов является точка приложения труда. По одной из концепций, точкой приложения труда является мегаполис, в то время как город-спутник призван разгрузить «основной» город, привлекая к себе внимание людей более дешевым жильем, лучшей экологией с одновременным обеспечением дорожно-транспортной инфраструктуры, предлагающей относительно быстрый и недорогой проезд от места проживания к месту работы и обратно. То есть люди живут в городе-спутнике, а работают в мегаполисе.

Другая концепция предполагает перенос определенного объема промышленных и иных предприятий и учреждений непосредственно в город-спутник с тем, чтобы место проживания и работы совпадало.

В мировой практике использовались различные подходы (концепции). Однако с течением времени стал преобладать смешанный подход, где точкой приложения труда должен быть как мегаполис, так и сам город-спутник. Согласно этой концепции, жилой фонд и вся инфраструктура города должны быть гибкими и развиваться таким образом, чтобы быть готовыми к изменениям, которые диктует время.

История нидерландского города-спутника Хугвлит (Hoogvliet), тесно связанного с мегаполисом Роттердам, наглядно показывает обоснованность такого подхода. Вокруг этого небольшого городка было построено 9 районов, где планировалось проживание около 60 тысяч жителей. Одно время экономически привлекательным было нахождение там филиала нефтяной компании Shell, но со временем из-за экологических проблем и нефтяного кризиса доходы его жителей резко снизились. В силу того, что изначально в Хугвлит в поисках социальных льгот и преференций переселялись лица иностранного происхождения и люди с низким доходом, наступивший кризис в 90-х привел к росту безработицы и преступности. После этого власти страны стали предпринимать попытки исправить ситуацию, но не очень успешно. На сегодня там проживает чуть менее 37 тысяч человек, что значительно меньше, чем изначально планировалось.[vi]

Вообще в мире есть примеры как успешных, так и провальных примеров проектов городов-спутников. Успешными, например, считаются город Те-Вудлендс (США), Трес-Кантос (Испания), а неуспешными уже упоминаемый Хугвлит (Нидерланды), Цинцзьян (Китай) и др. Главными причинами неуспешности проектов городов-спутников являлся недостаток точек приложения труда, плохо развитая транспортная инфраструктура и в силу этого низкая привлекательность городов-спутников для переезда и проживания там людей.

На постсоветском пространстве одним из немногих примеров относительной успешности города-спутника может служить Зеленоград, который был образован в 1958 году как спутник Москвы, а в 1963 был включен в состав столицы России как один из ее районов. Численность его населения планировалось в районе 65 тысяч человек. При строительстве Зеленограда использовалась концепция «города-сада». В настоящее время это один из крупных российских научно-производственных центров электроники и микроэлектроники, а численность населения там составляет более 265 тысяч человек. Успешность этого проекта обусловлена целым комплексом факторов, таких как наличие точке приложения труда как в самом городе, так и в мегаполисе, хорошая транспортная инфраструктура и хорошо продуманная благоприятная среда проживания.  

В Казахстане, в 2006 году для разгрузки крупнейшего мегаполиса страны Алматы планировалось построить 4 города-спутника ("G4 City"). Реализация проекта началась в 2008 году. Первым был заложен Gate City. В 2013 году сообщалось, что его строительство планируют завершить в 2018 году. Однако запланированное осуществить в срок пока не получилось. Этот проект находится в стадии реализации и каковы будут его результаты пока сложно сказать.

В Кыргызстане также обсуждались проекты по созданию города-спутника Бишкека. Его хотели построить в cельской управе Кен-Туу Сокулукского района.[vii] Однако, в практической плоскости реализация этого проекта пока не начата и говорить о его положительных и отрицательных сторонах пока не представляется возможным.

Кроме того, в Кыргызстане кабинетом министров активно продвигался и рекламировался проект строительства с нуля города Асман.[viii] Он не предполагается как город-спутник Бишкека, но его концепция также направлена на создание благоприятной инфраструктуры для жизни и перенаправление туда части людей для проживания и работы. Город рассчитан на очень большое, в масштабах Кыргызстана, количество жителей – от 500 до 700 тысяч - а также на инновационные решения в области экологии и точек приложения труда. Однако вопросы относительно количества его жителей, планирования, строительства и точек приложения труда пока проработаны крайне поверхностно. Поэтому реализуемость этого амбициозного проекта также пока остается под вопросом.

 

Естественным образом сложившиеся городские агломерации вокруг Бишкека и их развитие

Международный опыт показывают, что неправильное планирование развития городов-спутников, условно говоря с нуля, может быть связано с риском пустых трат на строительства нового жилья и «недозагруженности» его жильцами, ростом новых точек безработицы, преступности и даже возникновением целых депрессивных регионов.

Вместе с тем, развитие и модернизация уже имеющихся населенных пунктов может быть более эффективным решением имеющихся проблем перенаселения и перегруженности инфраструктуры мегаполиса.

В случае с Бишкеком следует отметить, что вокруг него в Чуйской области уже давно имеется естественным образом сложившиеся агломерации – начиная с запада это г. Кара-Балта, с.Беловодское, густонаселенный Сокулукский район, а с востока – города Токмок, Кант и Кемин. Они находятся примерно на расстоянии от 10 до 60 километров от Бишкека, и значительная часть их населения находят точку приложения труда в столице страны. И хотя нельзя сказать, что они выполняют только лишь роль сателлитов по отношению к столице, эти населенные пункты фактически выполняют роль городов-спутников Бишкека, так как в определенной степени составляют с ним единую промышленную, культурную и демографическую среду.

Следовательно, для Бишкека целесообразным представляется не строительство городов-спутников с нуля, а развитие уже имеющихся населенных пунктов, которые давно фактически выполняют такую роль.

Как отмечалось выше одним из ключевых элементов для городов-спутников является быстрота и удобство транспортного сообщения между ними и мегаполисом, хорошая экология, а также наличие собственной инфраструктуры для благоприятной жизни людей.

Таким образом, развитие городов-спутников Бишкека в Чуйской области следует рассматривать по двум принципиальным направлениям:

  • Улучшение транспортного сообщения между ними и Бишкеком
  • Улучшение собственной инфраструктуры городов-спутников и развитие в них новых точек приложения труда.

Транспортное сообщение

На сегодняшний день львиная доля передвижений людей между Бишкеком и городами Чуйской области приходится на автомобильный транспорт – личные автомашины, маршрутные такси, автобусы. При этом дороги, соединяющие Бишкек с городами-спутниками с востока и запада уже сегодня перегружены. Невысокое качество дорог, частые заторы, аварии на дорогах не благоприятствуют улучшению транспортной связи. Значительная часть этих дорог проходит через густонаселенные места, что плохо влияет на экологию и создает постоянную угрозу дорожно-транспортных происшествий. Очевидно, что попытки расширить эти дороги будут только повышать риск заторов и пробок, ухудшать ситуацию с ДТП и экологией в населенных пунктах, которые лежат уже почти по всему ее пути. На примере автомобильной дороги Кара-Балта – Бишкек видно, какое негативное влияние в плане экологии, безопасности и скорости передвижения эта дорога оказывает на населенные пункты вдоль нее и при этом дорога явно не справляется с растущим потоком автомобильного транспорта. Постройка же скоростных автобанов на месте существующих дорог также нереальна, так как они проходят через густонаселенные районы.

По сути, существующие сейчас автомобильные дороги подошли к пику своей проходимости. В дальнейшем их следует лишь поддерживать в надлежащем техническом состоянии, но их расширение и/или модернизация с целью повышения скорости передвижения по ним будет давать негативные, а не позитивные результаты.

В этой ситуации улучшение автомобильных транспортных связей можно было бы осуществлять посредством строительства новой автомобильной дороги, связывающей города Чуйской области с Бишкеком. Очевидно, что новая автодорога должна проходить в другом месте и поскольку выбор земли в Чуйской долине крайне ограничен, то одним из немногих подходящих для этого мест являются участки вдоль предгорий, идущих по всей Чуйской долине. Постройка новой автомобильной дороги не только существенно сократит время в пути, но также снизит риски ДТП, улучшит экологическую ситуацию в регионе, разгрузит существующие сейчас транспортные артерии в Чуйской области и в целом будет способствовать экономическому росту региона.

Такая дорога должна быть спроектирована как скоростная трасса, обеспечивающая сообщение между, например, Кара-Балтой и Бишкеком и Бишкеком и Токмаком, в течение 30-40 минут. Очевидно, что проект постройки такой дороги является дорогим и в нынешних условиях государству будет сложно найти на нее средства. Однако, если дорогу изначально запланировать платной, учитывая, что законодательство позволяет это делать в случае наличия альтернативных дорог, то вероятность ее постройки и успешной эксплуатации повышается.

С большой долей вероятности можно предположить, что значительная категория водителей предпочтет платить за проезд по хорошей дороге, чтобы быстро, без задержек и с минимальными рисками добираться до Бишкека и обратно. Но, конечно, в случае начала планирования такой дороги, необходимо провести всесторонние исследования, касающиеся ее влияния на окружающую среду, потребностей и возможностей граждан пользоваться ее услугами.

Еще одним и, пожалуй, более важным направлением улучшения транспортного сообщения между Бишкеком и городами-спутниками может и должно стать развитие железнодорожного сообщения.

Опыт зарубежных стран показывает, что именно по железной дороге (ЖД) можно быстро, с комфортом и с минимальными экологическими издержками перевозить значительные массы людей и грузов. Передвижение по железной дороге более безопасно чем по автодорогам, осуществляется строго по графику и без задержек, более экологично и комфортно для людей.

В Чуйской области с запада на восток проходит железная дорога, соединяющая все города области с Бишкеком. Однако на сегодняшний день в силу плохо развитой инфраструктуры железной дороги, пока этот вид транспорта используется для передвижения людей только в крайне малой степени.

Следовательно, потенциал существенного улучшения транспортного сообщения между Бишкеком и городами Чуйской области лежит в сфере модернизации железной дороги, подвижного состава и улучшения ее работы. В каком направлении необходимо проводить модернизацию железной дороги, вагонов и всей инфраструктуры, необходимо обсуждать и планировать совместно со специалистами в этой области. Однако уже сейчас очевидно, что главными ее направлениями должны стать электрификация железной дороги, модернизация существующих станций и постройка новых, обновление парка вагонов и локомотивов.

По сравнению с тепловозной тягой электрифицированная железная дорога может обеспечивать лучшую скорость, больший объем перевозимых грузов и пассажиров и лучшую экологичность. Электрификация дороги позволяет снижать эксплуатационные расходы. Об этом говорят цифры.

Интегральный экономический показатель (себестоимость перевозок) на электрифицированных железных дорогах примерно в 2 раза ниже, чем на дорогах с тепловозной тягой. В целом по миру примерно 25% железных дорог электрифицированы, а 75% использует тепловозную тягу. При этом объем перевозимых грузов в мире распределяется между этими типами дорог примерно по 50%. В Европе сеть электрифицированных дорог занимает около 47%, но по ним перевозится 70% грузов. В России электрифицированные железные дороги составляют примерно 50%, но по ним перевозится около 80% всех грузов. То есть, грузонапряженность электрифицированных дорог в несколько раз превосходит грузонапряженность дорог на тепловозной тяге.[ix]

Единственным минусом электрифицированной железной дороги является дороговизна постройки инфраструктуры для нее. Электрификация ЖД включает в себя строительство подстанций и другой инфраструктуры, и ее стоимость может существенно варьироваться в зависимости от рельефа местности, состава почвы, подъездных путей к дороге, уже имеющейся инфраструктуры и других факторов. В разных странах при разных условиях это может стоить от 400 тысяч до 5 миллионов долларов США за 1 км дороги.

Однако, учитывая, что эксплуатационные расходы электрифицированной железной дороги ниже, а объемы и скорости перевозимых грузов выше, в долгосрочном плане вложения в электрификацию дороги должны себя окупить.

Кроме того, Кыргызстан в средне- и долгосрочной перспективе способен обеспечивать себя относительно дешевой электрической энергией, в то время как использование дизельного топлива год от года дорожает. И еще одним немаловажным фактором в пользу электрификации дороги является, конечно, экологический аспект, о котором необходимо постоянно помнить. 

В целом проект поэтапной электрификации железной дороги в Чуйской области может обеспечивать не только быструю, комфортную, с меньшими экономическими и экологическими издержками перевозку растущих объемов грузов и пассажиров, но и дать дополнительный толчок социально-экономическому развитию всей северной части Кыргызстана. В перспективе же, электрификацию железной дороги можно было бы осуществить по всему железнодорожному пути вплоть до г. Балыкчы, что также способствовало бы развитию Иссык-Кульского рекреационного кластера, а если в дальнейшем ЖД будет построена до Каракола, то и до этого города.

Говоря о модернизации железной дороги, следует затронуть и вопрос о том, следует или нет переносить железную дорогу и станции за пределы Бишкека. Планы такого переноса и строительства на их месте широкополосной автомобильной дороги неоднократно обсуждались. По нашему мнению, перенос железной дороги и станций за пределы Бишкека, и тем более строительство на их месте широкополосной автомобильной дороги является нецелесообразным.

Модернизация подвижного состава и электрификация железной дороги позволяет обеспечивать малошумность и экологичность работы железной дороги. Об этом говорит опыт многих европейских городов, где исторически железная дорога и станции располагались в основном в самом центре городов. В сегодняшних европейских городах железная дорога, как правило, по-прежнему проходит через центр, но это не создает больших неудобств, а напротив дает дополнительные стимулы для ее использования со стороны большого количества пассажиров. Времена больших, шумных, выпускающих дым поездов давно ушли в прошлое, а им на смену пришли красивые, комфортные, малошумные, не отравляющие воздух поезда.

Прохождение железной дороги через центр Бишкека также создает удобные условия для передвижения по ней больших объемов пассажиров, приезжающих из других городов, и внутри самого города, и в последующем направления их в разные части столицы. Строительство же автомобильной дороги на месте ЖД принесет в город новые пробки, заторы, шум и отравляющие воздух выбросы.

Экология и точки приложения труда

Хорошая экология – одно из главных условий для развития современных городов-спутников. Планирование и развитие городов-спутников Бишкека должно обязательно осуществляться с учетом современных требований. Принятие на вооружение хорошо зарекомендовавшей себя и на сегодня широко опробованной в мире концепции «города-сада» представляется подходящей для городов-спутников в Кыргызстане. Эта концепция, предложенная еще в 19 веке английским социологом Э. Говардом, соединяет преимущества проживания в городе и сельской местности, предполагает отделение жилых районов от промышленных зон, выстраивание вокруг промышленных центров парков и сельскохозяйственных угодий, сдерживающих их негативное влияние на места проживания людей, а также размещение жилой застройки в озеленённой периферии городов.

Очевидно, что наличие хорошо развитой инфраструктуры, большого количества зеленых насаждений и улучшение работы городских очистных сооружений являются ключевыми аспектами успешного развития городов и привлечения туда людей для постоянного местожительства. 

Относительно точек приложения труда в городах-спутниках следует отметить, что значительная часть жителей городов Чуйской области в той или иной степени ориентированы на работу в Бишкеке. Большие объемы маятниковой миграции подтверждают это. Вместе с тем, в этих городах есть и свои точки приложения труда. В частности, в Кара-Балте, Канте, Беловодском, Токмоке уже есть промышленные, торговые и перерабатывающие сельхозпродукцию предприятия.

В последние годы растет число людей, занятых в сфере образования, программирования, электронной торговли и работающих по другим инновационным направлениям. Так, например, в Токмоке с 2008 года стал складываться образовательный кластер. Из-за близости к столице, но более низкой цены на недвижимость в этом городе стал работать Международный Университет в Центральной Азии (МУЦА), там функционирует филиал Международного Университета Кыргызстана, готовящий медиков и куда приезжают студенты из разных стран. В Токмоке есть и другие учебные заведения.

Кроме того, все города Чуйской области находятся в предгорной зоне, что потенциально создает большие возможности для развития туризма (как летнего, так и зимнего). В горной зоне,лежащей недалеко от городов Токмок, Кара-Балта, Кемин есть отличные возможности для широкого развития горнолыжного туризма зимой, а также трекинга, экологического и других видов туризма летом.

При наличии же хорошей транспортной связи, позволяющей быстро (в течение 20-60 минут), безопасно и относительно недорого достигать Бишкека, привлекательность городов Чуйской долины резко повысится. Этому может способствовать более низкая цена на недвижимость там, а также лучшие экологические условия проживания.

Выводы

  1. Строительство городов-спутников Бишкека с нуля представляется слишком затратным и несущим с собой большие риски «недозагруженности» новых городов.
  2. В большей степени оправданным представляется развитие имеющихся, естественным образом сложившихся населенных пунктов, уже давно фактически выполняющих роль городов-спутников Бишкека.
  3. Драйвером дальнейшего развития городов-спутников Бишкека может и должно служить радикальное улучшение транспортного сообщения между малыми городами Чуйской долины и Бишкеком.
  4. Среди основных направлений транспортного сообщения между городами может стать: а) модернизация железнодорожного сообщения - электрификация ЖД, строительство новых и обновление старых станций, модернизация подвижного состава ЖД, модернизация системы управления ЖД и увеличение частоты движения поездов между городами; б) строительство новой скоростной автомобильной дороги, огороженной от населенных пунктов.
  5. Развитие городов-спутников должно проходить с обязательным учетом современных экологических требований и строительством там всей необходимой для комфортной жизни инфраструктуры.

 

Иллюстрация - скриншот видео "Кара-балта с высоты птичьего полета", студия "Взгляд".

 

Примечания:

[i] http://www.stat.kg/ru/opendata/category/39/

[ii] https://ru.aznations.com/population/kg/cities/bishkek

[iii] https://soros.kg/wp-content/uploads/2018/12/Research-report_Anarbaeva.pdf

[iv] https://economist.kg/novosti/2019/10/21/bishkek-rasschitan-na-40-tysyach-mashin-po-faktu-ih-bolshe-400-tysyach-meriya/#:~:text=%D0%94%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%2D%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%20%D0%91%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%BA%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0,%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81%2D%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0%20%D0%BC%D1%8D%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D1%8B.

[v] https://economist.kg/novosti/2022/12/07/bishkek-snova-okazalsya-v-mirovyh-liderah-po-zagryazneniju-vozduha/

[vi] https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-stroitelstva-gorodov-sputnikov/viewer

[vii] https://24.kg/ekonomika/16977_chinovniki_kyirgyizstana_vernulis_k_voprosu_o_stroitelstve_goroda_-_sputnika_bishkeka_/

[viii] https://www.president.kg/ru/sobytiya/novosti/20012_sostoyalas_prezentaciya_proekta_gorod_budushego_asman

[ix] https://cyberleninka.ru/article/n/obosnovanie-elektrifikatsii-ulan-batorskoy-zheleznoy-dorogi-s-uchetom-mirovogo-opyta/viewer

1978

Написать комментарий:
https://disporapar.pamekasankab.go.id/halo/ https://kkn.unila.ac.id/sbopoker/ https://kkn.unila.ac.id/totosuper/ https://deltatirta.iprocs.co.id/ https://fikom.unpad.ac.id/x/ https://tuna.unpad.ac.id/ https://totosuper67.com/ https://sbopoker77.com/ https://totokl85.com/ https://sikaper.disperakim.jatengprov.go.id/pages/ https://jurnalfasya.iainkediri.ac.id/public/ https://puspenerbad.tni-ad.mil.id/ https://kkn.unila.ac.id/sd/ https://kkn.unila.ac.id/jbol/ https://kkn.unila.ac.id/mco/ https://daftaradmin.kpu.go.id/ https://ddpi.kaltimprov.go.id/tsp/ https://ddpi.kaltimprov.go.id/kuda-lari/ https://ddpi.kaltimprov.go.id/sbop/ https://sitab.kpu.go.id/public/totosuper/ https://sitab.kpu.go.id/public/online/ https://jurnalfebi.iainkediri.ac.id/pages/top/ https://yki4tbc.org/ https://manoneambon.sch.id/artikel/ https://kkn.unila.ac.id/bpk/ https://kkn.unila.ac.id/superto/ https://komnasham.go.id/otp/ https://lapor.jogjaprov.go.id/top/ https://schoolmedia.co.id/ http://demak.pramukajateng.or.id/ https://sitab.kpu.go.id/storage/top/ https://mbkm.isi-ska.ac.id/ http://sim-epk.sari-mutiara.ac.id/obctop/ https://prodammaba.hangtuah.ac.id/ http://uptbahasa.pnl.ac.id/ https://library.stainidaeladabi.ac.id/ https://kkn.unila.ac.id/obctop/ https://e-office.pssi.org/o/ https://sdg.komnasham.go.id/ https://register.ukb.ac.id/ https://thenextreal.net/the-glamor/ https://www.bonabant.com/obctop/ https://ddpi.kaltimprov.go.id/otop/ https://thenextreal.net/news/ https://obcbet.ibnusina.co.id/ https://spm.bangda.kemendagri.go.id/layanan/ https://sitab.kpu.go.id/perencanaan/ https://ukom-jf.kpu.go.id/assets/ https://ukom-jf.kpu.go.id/pages/ https://ukom-jf.kpu.go.id/data-macau/ https://www.bordomodern.com/sbopoker/ https://www.bordomodern.com/totosuper/ https://www.bordomodern.com/totokl/ https://helpdesk.kpu.go.id/tanggapan/ https://pkmteja.pamekasankab.go.id/ https://ddpi.kaltimprov.go.id/demo/ https://ddpi.kaltimprov.go.id/bola/ https://pap.kaltimprov.go.id/img/ https://ddpi.kaltimprov.go.id/bananas/ https://perpus.menpan.go.id/menyala/ https://e-spip.kpu.go.id/sbopoker/ https://s1-aktuaria.fmipa.unesa.ac.id/totsuper/ https://s1-aktuaria.fmipa.unesa.ac.id/sbo/ https://smanegeri7semarang.sch.id/sbpk/ https://smanegeri7semarang.sch.id/ts/ https://lib.radenintan.ac.id/repository/topthai/ https://windowsmoviemakers.net/ https://dm.dlu.co.id/pis/ https://sitrust.id/pisangbet/ https://s1-aktuaria.fmipa.unesa.ac.id/pisang/ https://simpeg.uniku.ac.id/sbpkthai/ https://bot.unesa.ac.id/tosuper/ https://bot.unesa.ac.id/kl/ https://bot.unesa.ac.id/sbopkr/ https://e-kkn.unila.ac.id/totsuper/ https://e-kkn.unila.ac.id/sbopkr/ https://e-kkn.unila.ac.id/kudalari/ https://telugusaahityam.com/ https://cni-eng.co.th/ https://advancerubber.net/ https://ligapisang.com/ https://ejournal.uinib.ac.id/rank/ttsuper/ http://uptbahasa.pnl.ac.id/pbet/ http://p4m.pnl.ac.id/pisangbet/ https://library.stainidaeladabi.ac.id/pisanggoreng/ https://e-kkn.unila.ac.id/promopisang/ https://ustima.id/pisangbet/ https://e-office.pssi.org/psg/ https://observium.isi.ac.id/pi/ https://cv.unesa.ac.id/pisang/index.php https://ppid.unesa.ac.id/js/ https://app.progresi.co.id/assets/ https://ecenow.com/ https://comoaprenderjapones.com/ https://kominfo.pamekasankab.go.id/assets/ts/ https://simpeg.iainambon.ac.id/blog/tsuper/ https://kejari-kabupatenbandung.kejaksaan.go.id/kabar/tosuper/ https://41naturals.com/ https://dpm.fmipa.unesa.ac.id/4d/ https://e-pos.unesa.ac.id/tittle/ https://e-office.unesa.ac.id/fonts/ https://cv.unesa.ac.id/cache/index.html https://e-pos.unesa.ac.id/cache/ https://dedikasi-lldikti3.kemdikbud.go.id/lib/phk/ https://inovasi.unesa.ac.id/assets/ https://pmb.unesa.ac.id/assets/ https://siakadu.unesa.ac.id/thailand/ https://megahmandiri.co.id/top/ https://kwarcabtegal.or.id/ https://dedikasi-lldikti3.kemdikbud.go.id/styles/ https://jgdd.kemdikbud.go.id/page/ https://banyumas.kemenag.go.id/tittle/ https://elearning.stpn.ac.id/dataformat/image/ https://dedikasi-lldikti3.kemdikbud.go.id/tools/ https://karanganyar.kemenag.go.id/wp-config/ https://karanganyar.kemenag.go.id/plugins/ hongkongpools https://statik.unesa.ac.id/ https://snllb.ulm.ac.id/data/tittle/ https://perpus.menpan.go.id/data/tsuper/ https://logkamtibling.unair.ac.id/js/pssg/ https://mbkm.feb.unair.ac.id/lazada/ https://muangkaewgolf.com/ https://www.seaconsquare.com/ https://adirach.com/ https://resistancephl.com/ https://chicquero.com/ https://simpeg.iainambon.ac.id/obgcr/ https://bidp3.dp3ak.jatimprov.go.id/xgcr/ https://logkamtibling.unair.ac.id/mxwin/ https://mbkm.feb.unair.ac.id/sgcr/ https://logkamtibling.unair.ac.id/sbobet88/ https://ppmk.unair.ac.id/bola/ https://mbkm.feb.unair.ac.id/jdbola/ https://ppmk.unair.ac.id/header/ https://mbkm.feb.unair.ac.id/plugins/sl/ https://disporapar.pamekasankab.go.id/blog/tsuper/ slot https://ditpenjamu.uny.ac.id/xgc/index.html https://iee-service.com/ https://www.wmkoncepto.com/ https://yosana.co/ https://journal1.uad.ac.id/styles/bonanza/ https://ojs.unida.ac.id/jpnu/ http://gallery.dlu.co.id/upload/album/pisang/ https://dm.dlu.co.id/vendor/banana/ https://jmg.bmkg.go.id/jmg/psg/alternatifp/ https://fisip.untad.ac.id/sicepat/ https://brebes.kemenag.go.id/gthai/ https://library.stikesmi.ac.id/admin/top/ https://library.stikesmi.ac.id/admin/obc4d/ https://library.stikesmi.ac.id/admin/pisbet/ https://library.stikesmi.ac.id/admin/pisto/ https://sipede.sidoarjokab.go.id/data/ttkl/ Pisangbet https://jurnal.umsu.ac.id/amerika/ https://jurnal.umsu.ac.id/soccer/ https://jurnal.poltekkesbanten.ac.id/file/top/ https://jurnal.poltekkesbanten.ac.id/file/obc4d// https://jurnal.poltekkesbanten.ac.id/file/pisbet/ https://jurnal.poltekkesbanten.ac.id/file/pisto/ https://jurnal.poltekestniau.ac.id/konten/top/ https://jurnal.poltekestniau.ac.id/konten/obc4d// https://jurnal.poltekestniau.ac.id/konten/pisbet/ https://jurnal.poltekestniau.ac.id/konten/pisto/ https://sipede.sidoarjokab.go.id/data/obet/ https://www.komnasham.go.id/bananabet/ https://mbkm.isi-ska.ac.id/sthailand/ https://dasti.kejaksaan.go.id/sthai/ https://e-office.unand.ac.id/assets/ https://jgp.ejournal.unri.ac.id/psgbt/ https://bidp3.dp3ak.jatimprov.go.id/alter/pi/ https://aemigas.sucofindo.co.id/style/pisangbet/ https://spi.uinkhas.ac.id/sicepat/ http://gallery.dlu.co.id/vendor/pis/ https://pisangbetmasuk.pro/ https://jmg.bmkg.go.id/lib/p/ https://www.aplusserve.com/ https://sipede.sidoarjokab.go.id/data/ts/ https://sipede.sidoarjokab.go.id/data/sbpk/ https://cpapi.omnicode.id/aman/ts/ https://cpapi.omnicode.id/aman/sbpk/ https://cpapi.omnicode.id/aman/top/ https://cpapi.omnicode.id/aman/obc4d/ https://cpapi.omnicode.id/aman/pisbet/ https://cpapi.omnicode.id/aman/pisto/ https://dm.dlu.co.id/pisangbet/ https://lpm.stai-br.ac.id/sthai/ https://jurnal.unej.ac.id/togol/ https://jurnal.unej.ac.id/sbobet88/ https://jurnal.unej.ac.id/sthailand/ https://jmg.bmkg.go.id/obc-4d/ https://jmg.bmkg.go.id/obc-top/ https://jmg.bmkg.go.id/pisang-bet/ https://aau.e-journal.id/obc4d/ https://aau.e-journal.id/obctop/ https://aau.e-journal.id/pbet/ https://aemigas.sucofindo.co.id/sbopoker/ https://aemigas.sucofindo.co.id/totokl/ https://aemigas.sucofindo.co.id/top/ https://slo.sucofindo.co.id/pisang/ https://stikim.ac.id/sawer/top/ https://stikim.ac.id/sawer/obc4d// https://stikim.ac.id/sawer/pisbet/ https://stikim.ac.id/sawer/pisto/ https://ustima.id/sesi/top/ https://ustima.id/sesi/obc4d/ https://ustima.id/sesi/pisbet/ https://ustima.id/sesi/pisto/ https://referensipropertyindo.com/top/ https://kejari-kabupatenbandung.kejaksaan.go.id/media/ https://kejari-kabupatenbandung.kejaksaan.go.id/blog/macau/ https://kejari-kabupatenbandung.kejaksaan.go.id/dana/ https://akamigas.esdm.go.id/jurnal/lazada/ https://aemigas.sucofindo.co.id/pto/ https://qlc.unissula.ac.id/sicepat/ https://ido-s.com/ https://iconnet.co.th/ https://rinarxiv.brin.go.id/lipi/ https://www.bonabant.com/pisangbet/ https://rinarxiv.brin.go.id/sicepat/ https://sitko.kemkes.go.id/assets/backend/js/sbobet/ https://www.komnasham.go.id/xgacor/ https://www.komnasham.go.id/blog/top/ https://rembang.pramukajateng.or.id/sgcr/ https://sakamilenial.id/ https://semarang.pramukajateng.or.id/thai/ https://sragen.pramukajateng.or.id/stha/ https://sukoharjo.pramukajateng.or.id/sthailanddd/ https://vico.ambilperan.id/sthai/ https://www.vicepresidente.gov.ao/tgline/ https://www.vicepresidente.gov.ao/bola/ https://www.vicepresidente.gov.ao/sthailandd/ https://saptutorial.org/ https://arthistoryworlds.org/ https://www.wkgarmentfactory.com/7688-2/ https://www.wingpowers.com/showcase/ https://wangyaobakery.com/ https://sembadacerdas.slemankab.go.id/sicepat/ https://www.tsecthailand.com/ https://sikaper.disperakim.jatengprov.go.id/to/ https://sikaper.disperakim.jatengprov.go.id/jbola/ https://ojs.uho.ac.id/tgonline/ https://ojs.uho.ac.id/bola/ https://simpandata.kaltimprov.go.id/style/bm2d/ https://simpandata.kaltimprov.go.id/style/sdemo/ https://simpandata.kaltimprov.go.id/style/bola/ https://simpandata.kaltimprov.go.id/style/tgl/ https://simpandata.kaltimprov.go.id/style/sthai/ https://daka.uny.ac.id/coklat/index.html https://sikaper.disperakim.jatengprov.go.id/sicepat/ https://adhikaryanusa.co.id/aset/topp/ https://adhikaryanusa.co.id/aset/obc4d/ https://adhikaryanusa.co.id/aset/pisbet/ https://adhikaryanusa.co.id/aset/pisto/ https://adiradinamikaperkasa.co.id/ https://airpay.my.id/ https://alakasa.net/ https://alfaco.id/ https://anekatambangpratama.co.id/ https://armadanet.co.id/ https://asahimas.co.id/ https://asiasejahteraputra.co.id/ https://sitko.kemkes.go.id/assets/backend/js/ https://ejournal.uinsatu.ac.id/t/ https://ejournal.uinsatu.ac.id/b/ https://sirefka.jayapurakota.go.id/togon/ https://sirefka.jayapurakota.go.id/jdbola/ https://cseathai.org/ https://www.coquostudio.com/ https://cni-eng.co.th/ https://www.celessamui.com/ https://ejournal.uinsatu.ac.id/ojsdata/ https://lpm.uinkhas.ac.id/sgacor/ https://journal.unpas.ac.id/gelon/ https://journal.unpas.ac.id/sbobet88/ https://disperkim.tegalkab.go.id/wp-content/uploads/sthai/ https://journals.smartinsight.id/bolaa/ https://journals.smartinsight.id/tonline/ https://siakad.stas.ac.id/bla/ https://siakad.stas.ac.id/tg/ https://prosiding.umk.ac.id/bola/ https://prosiding.umk.ac.id/tgl/ https://international.stitpemalang.ac.id/load/obc4d/ https://international.stitpemalang.ac.id/load/pisbet/ https://international.stitpemalang.ac.id/load/pisto/ http://informasi.bbpomserang.com/ https://international.stitpemalang.ac.id/blog/top/ https://s2ptelektro.ft.uny.ac.id/serbia/index.html https://journal.unpas.ac.id/styles/ https://prosiding.umk.ac.id/sicepat/ https://s2bk.fipp.uny.ac.id/masker/index.html https://jim.teknokrat.ac.id/pub/top/ https://jim.teknokrat.ac.id/pub/obc4d/ https://jim.teknokrat.ac.id/pub/pisbet/ https://jim.teknokrat.ac.id/pub/pisto/ https://disporapar.pamekasankab.go.id/file/obc4d/ https://disporapar.pamekasankab.go.id/file/pisbet/ https://disporapar.pamekasankab.go.id/file/topbgt/ https://disporapar.pamekasankab.go.id/konten/pisto/ https://disporapar.pamekasankab.go.id/blog/top/ https://ehrm.pu.go.id/pupr/assets/SPENGANTAR/ https://uimapress.uima.ac.id/sthai/ https://apiencompass.com/thailandd/ https://ppid.kaurkab.go.id/eropa/ https://ebook.ubb.ac.id/eropa/ https://phhost.in/ https://jim.teknokrat.ac.id/styles/togli/ https://jim.teknokrat.ac.id/styles/jdbl/ https://lppi.ums.ac.id/content/top/ https://lppi.ums.ac.id/admin/ts/ https://lppi.ums.ac.id/admin/ttkl// https://peternakan.kaltimprov.go.id/img/top/ https://peternakan.kaltimprov.go.id/img/obc4d/ https://peternakan.kaltimprov.go.id/img/pisbet/ https://peternakan.kaltimprov.go.id/img/pisto/ http://199.192.31.65:8080/ http://p4m.pnl.ac.id/sbet200/ https://kejari-kabupatenbandung.kejaksaan.go.id/berita/ngrank/ http://202.69.191.14/ https://upt-lbk.uny.ac.id/profiles/index.html https://dlh.magelangkota.go.id/sbet200/ https://observium.isi.ac.id/sbet200/ https://pap.kaltimprov.go.id/sthailand/ https://aikom.iea.gov.ua/stha/index.html https://ejournal.unsub.ac.id/jdbl/ https://cop.ums.ac.id/sgacor/ https://peternakan.kaltimprov.go.id/halaman/ https://ejournal.unsub.ac.id/dhk/ https://kectgpalasutara.bulungan.go.id/sgacor/ https://sikkd.umgo.ac.id/assets/ https://bsdm.itenas.ac.id/tglo/ https://puskom.uny.ac.id/xgcr/index.html https://bsdm.itenas.ac.id/sthai/ https://bsdm.itenas.ac.id/jbo/ https://jih.ejournal.unri.ac.id/xgacor/ https://prapermohonan.dpmptsp-dki.com/sterpercaya/ https://e-retribusipasar.semarangkab.go.id/thai/ http://infokl4d.com/ https://jom.umri.ac.id/public/jbolz/ https://helpdesk.uny.ac.id/sbet200/ https://sumberdaya.usk.ac.id/thailand/ https://oia.um.ac.id/jbola/ https://journal.sragenkab.go.id/public/sstha/ https://rekrutmen.uny.ac.id/soccer/index.html https://matapublik.com/ https://simfoni.uny.ac.id/sgacor/ https://ejournal.unitomo.ac.id/jbol/ https://ejournal.unitomo.ac.id/hk/ https://sikkd.umgo.ac.id/toline/ https://sikkd.umgo.ac.id/sbobet88/ https://jmm.unram.ac.id/ https://sikkd.umgo.ac.id/sdemo/ https://ejurnal.poltekkes-tjk.ac.id/thaii/ https://siakad.uny.ac.id/amerika/index.html https://oia.um.ac.id/sbet200/ https://ojs.unida.ac.id/sthai/ https://millconsteel.com/ https://lamontrealaiseatelier.com/ https://logis.eef.or.th/ https://aplusperfecthome.com/ https://jse.ejournal.unri.ac.id/sthai/ https://ejurnal.unim.ac.id/th/ https://fh.hangtuah.ac.id/777/ https://siapdes.dpmd.kalteng.go.id/styles/sgcr/ https://pmb.stainidaeladabi.ac.id/styles/pssg/ https://e-kkn.unila.ac.id/thaaa/ https://e-office.pssi.org/sdm/ https://kkn.mkpk.uny.ac.id/shitam/index.html https://ejurnal.sttdumai.ac.id/style/thailand/ https://web.poltekkes-tjk.ac.id/admin/ https://web.poltekkes-tjk.ac.id/since// https://web.poltekkes-tjk.ac.id/image/ https://web.poltekkes-tjk.ac.id/blog/ https://web.poltekkes-tjk.ac.id/ndut/ https://ejournal.uncen.ac.id/wakgeng/ https://gbizcoating.com/ https://taylortown.org/ https://www.royalriverhotel.com/ https://kck.moph.go.th/images/obc4d/ https://zeonext.com/ https://lpm.uniba.ac.id/sgacor/ https://sima.nobel.ac.id/sgacor/ https://lsp.um.ac.id/sbet200/ https://metrogreenenergy.com/ https://oice-automation.com/ https://grotte-masdazil.com/ https://www.celessamui.com/ https://recrutementmediassociaux.com/ https://bpk.ac.th/ https://bloxliving.com/ https://bbikeshop.net/ https://banana333.com/ https://anubanphotharam.org/ https://journal.unesa.ac.id/js/ https://www.anandayogaparadise.com/ https://www.amautotransmissions.com/ https://www.airsupercheap.com/styles/to/ http://matematika.fmipa.um.ac.id/shitam/ https://kck.moph.go.th/images/pisangbet/ https://airsoftservice.com/ https://aeroglobal-th.com/ https://advantage.co.th/ https://acupuncturehuahin.com/ https://acme.in.th/ https://jurnal.uisu.ac.id/files/ https://kreatifcemerlang.id/xgcr/ https://accrue-ace.com/ https://aeroglobal-th.com/ https://siakad.staitbiasjogja.ac.id/assets/ https://pai.ejournal.unri.ac.id/sgacor/ https://kck.moph.go.th/images/obctop/ https://artanusabeton.com/top/ https://prosperengineering.co.th/ https://donschool.ac.th/ https://eptg-acsc.co.th/ https://advantage.co.th/ https://ejournal.undiksha.ac.id/pages/ https://acupuncturehuahin.com/ https://acme.in.th/ https://accrue-ace.com/ https://balajitelefilms.com/style/buku-mimpi/ https://balajitelefilms.com/style/kamboja/ https://balajitelefilms.com/style/thailand/ https://provokasi.kemenperin.go.id/ https://29building.com/ https://11-54.com/ https://erfund.go.th/ https://cptech.ac.th/ https://corekafe.com/ https://cityfarminterfood.com/ https://citt.or.th/ https://chonburiarea3.go.th/ https://chanpradit.ac.th/ https://chairmanreview.com/ https://bkwschool.ac.th/ https://bkbtoday.com/ https://bitecenterprise.com/ https://www.bearontop.com/ http://45.76.144.117/ https://www.unbi.ac.id/thai/ https://bansiew.go.th/ https://atthapongr.com/ https://at-49.com/ https://assethot.com/ https://semnasfisika.uny.ac.id/aderai/index.html https://fattwoorganizer.com/ https://www.amautotransmissions.com/ https://glassdec.com/ https://chino-pants.com/ https://www.chianglong.com/ https://chemiconstruction.com/ https://chaletwood.com/ https://chaiwattanaricegroup.com/ https://www.burson.co.th/ https://bubugaoschool.com/ https://www.btacia.co.th/ https://survey.uny.ac.id/sthai/ https://fisip.prosiding.unri.ac.id/sgacor/ https://www.bpphsc.com/ https://blissbioplus.com/ https://bigsmilesolarroof.com/ https://bequge.xyz/ https://ting-fkip.ut.ac.id/ictl/sthai/ https://jni.ejournal.unri.ac.id/sgacor/ https://komnasham.go.id/koalisi/ https://upt-lbk.uny.ac.id/profiles/index.html https://konaspai.uny.ac.id/sbt88/index.html https://publikasipaw.kpu.go.id/zgacor/ https://sumberdaya.usk.ac.id/sthai/ https://mp.fipp.uny.ac.id/amerika/index.html https://elinvo.uny.ac.id/ldc/index.html https://diesnatalis.uny.ac.id/stoto/index.html https://aasvet.uny.ac.id/88/index.html https://amrthailand.net/ https://lt.fbsb.uny.ac.id/fbsb/index.html https://isgc.uny.ac.id/skt/index.html https://ptk.pps.uny.ac.id/sterbang/index.html https://disdikbud.pemkomedan.go.id/obcsbo/ https://ejournal.uinsalatiga.ac.id/public/ http://repository.isi-ska.ac.id/berkah/tsuper/ http://repository.isi-ska.ac.id/berita/sbpk/ http://repository.isi-ska.ac.id/data/ https://spmi.unsil.ac.id/sgcr https://ppid.sambas.go.id/desa_mukti_raharja/sthai/ https://komnasham.go.id/berita/ https://urologi.fk.usk.ac.id/top/ https://ejournal.uinsalatiga.ac.id/public/top/ https://kejari-kabupatenbandung.kejaksaan.go.id/jurnal/ https://siakad.uny.ac.id/sgacor/index.html https://ternaktropika.ub.ac.id/lib/to/ https://ternaktropika.ub.ac.id/lib/thailand/ https://international.unsika.ac.id/style/pto/ https://international.unsika.ac.id/style/psg/ https://spmb.kampusmelayu.ac.id/upload/scr/ https://survey.uny.ac.id/sgacor/ https://ternaktropika.ub.ac.id/lib/sdemo/ https://international.unsika.ac.id/style/top/index.html https://seminar.fmipa.unila.ac.id/wp-content/sthai/ https://ipb.pps.uny.ac.id/bogor/index.html https://kejari-kabupatenbandung.kejaksaan.go.id/berita/pisang/ https://inspirasidikti.kemdikbud.go.id/content/budaya/ https://inspirasidikti.kemdikbud.go.id/content/kementrian/ https://jmp.ub.ac.id/sgcr/ https://ting-fkip.ut.ac.id/sgacor/ https://kndnkt.vimaru.edu.vn/ https://corellia.satnetcom.net.id/ https://kejari-kabupatenbandung.kejaksaan.go.id/berita/obctop/ https://www.bankrahighschool.edu.bd/ https://onnintendo.com/ https://oasis.iik.ac.id:7443/iikaset/home/sthai/ https://cargorrila.com/top/ https://acupuncturehuahin.com/ https://woodberrycommon.com/ https://s2psains.fmipa.uny.ac.id/id/akunid/index.html https://togelhok.smanegeri1gunungsari.sch.id/ https://lvonline.smanegeri1gunungsari.sch.id/ https://togelhok.ukdmks.ac.id/ https://lvonline.ukdmks.ac.id/ https://togelhok.pmbukdmks.ac.id/ https://lvonline.pmbukdmks.ac.id/ https://www.rumahaset.com/ https://143.198.206.108/ https://anubanphotharam.org/ https://www.anandayogaparadise.com/ https://amautotransmissions.com/ https://almasal.com/ https://allsentech.com/ https://airyensabai.com/ https://stat.fmipa.uny.ac.id/dedi/index.html https://s3-pep.pps.uny.ac.id/ahmad/index.html https://purefine.online/backlink.php https://afes3-uat.oup.com/ http://bura15.bbpomserang.com/blog/top/ http://formula.bbpomserang.com/totokl/ https://pkmlarangan.pamekasankab.go.id/page/ https://publikasipaw.kpu.go.id/vendor/psg/ https://journal.sragenkab.go.id/public/ https://sumberdaya.usk.ac.id/style/sgcr/ http://eluntasold.untag-smd.ac.id/style/sthai/ https://e-kkn.unila.ac.id/vendor/psg/ https://siapdes.dpmd.kalteng.go.id/dis/rtp/ https://fh.hangtuah.ac.id/pimpinan/ http://sim-epk.sari-mutiara.ac.id/styke/scr/ https://lc.stainidaeladabi.ac.id/style/scr/ https://publikasipaw.kpu.go.id/vendor/sgcr/ http://data.bandung.go.id/lib/pssg/ http://ski.unim.ac.id/style/psg/ https://ternaktropika.ub.ac.id/vendor/gcr/ https://igracias.ittelkom-pwt.ac.id/style/sgcr/ https://kmob.jabarprov.go.id/style/gccr/ https://d4tatabusana.fv.uny.ac.id/tk/ https://drpm.uny.ac.id/poipet/index.html https://dipro.isi-ska.ac.id/styles/psang/ https://inspirasidikti.kemdikbud.go.id/content/sgacor/ https://pji.ub.ac.id/sgacor/ https://ukmhw.unimus.ac.id/sthai/ https://ijws.ub.ac.id/pages/ts/ https://ijws.ub.ac.id/pages/sbpk/ https://ijws.ub.ac.id/pages/kl/ https://dasti.kejaksaan.go.id/blog/ts/ https://dasti.kejaksaan.go.id/blog/sbpk/ https://dasti.kejaksaan.go.id/blog/kl/ https://kejari-kabupatenbandung.kejaksaan.go.id/toto/ https://ejournal.uinsalatiga.ac.id/public/journals/situs-toto/ https://komnasham.go.id/blog/tsuper/ https://lppd.pontianak.go.id/blog/tsuper/ https://ejournal.iainkendari.ac.id/styles/stoto/ https://ejournal.iainkendari.ac.id/styles/jbol/ https://ejournal.iainkendari.ac.id/styles/bm/ https://ejournal.iainkendari.ac.id/styles/phk/ https://bsdm.itenas.ac.id/styles/bola/ https://ppdb.labura.go.id/styles/jb/ https://umkm.labura.go.id/assets/sgacor/ https://bsdm.itenas.ac.id/styles/stoto/ https://bsdm.itenas.ac.id/styles/hk/ https://bsdm.itenas.ac.id/styles/ee2d/ https://bsdm.itenas.ac.id/styles/taiwan/ https://bsdm.itenas.ac.id/styles/smacau/ https://s2pbi.fbsb.uny.ac.id/sule/index.html https://kejari-kabupatenbandung.kejaksaan.go.id/tsuper/ http://teknois.unbin.ac.id/blog/sbopk/ https://kejari-kabupatenbandung.kejaksaan.go.id/sthai/ https://journals.stikim.ac.id/ https://seminar.fmipa.unila.ac.id/wp-includes/sgacor/ Pisangbet https://kejari-kabupatenbandung.kejaksaan.go.id/top/ https://s3mp.fipp.uny.ac.id/ahok/index.html https://plb.fipp.uny.ac.id/keras/index.html https://ejurnal.dpr.go.id/sgacor/ https://www.htn.staimaswonogiri.ac.id/kl/ https://www.htn.staimaswonogiri.ac.id/obc/ https://www.htn.staimaswonogiri.ac.id/ts/ https://www.htn.staimaswonogiri.ac.id/pisang/ https://www.htn.staimaswonogiri.ac.id/pisto/ https://www.htn.staimaswonogiri.ac.id/top/ https://www.htn.staimaswonogiri.ac.id/4d/ https://dev-jbrp.jogjabelajar.org/pisangbet/ https://tuckersbistro.com/ https://upnvjt.com/ https://nycbestentdoctor.com/ https://obcbet.gemilangprimautama.co.id/ https://saabaircraft.com/ https://obctop.cyberdig.co.id/ https://louisebianco.com/ https://markuskraus.com/ https://hsinchu-sbir.org/ https://majormagnetgame.com/ https://pafipangkajene.org/ https://omahbokep.me/ https://jpti.journals.id/psg/ https://jpti.journals.id/top/ https://jpti.journals.id/obc/ https://jpti.journals.id/ts/ https://jpti.journals.id/4d/ https://jpti.journals.id/pisto/ https://jpti.journals.id/kl/ https://btkp-diy.or.id/diklat/asset/psg/ https://btkp-diy.or.id/diklat/asset/top/ https://btkp-diy.or.id/diklat/asset/ts/ https://btkp-diy.or.id/diklat/asset/obc/ https://btkp-diy.or.id/diklat/asset/4d/ https://btkp-diy.or.id/diklat/asset/pisto/ https://btkp-diy.or.id/diklat/asset/kl/ https://dieseljournal.com/psg/ https://dieseljournal.com/obc/ https://dieseljournal.com/top/ https://dieseljournal.com/ts/ https://dieseljournal.com/4d/ https://dieseljournal.com/pisto/ https://dieseljournal.com/kl/ https://jelajah.fftv.ikj.ac.id/public/psg/ https://jelajah.fftv.ikj.ac.id/public/top/ https://jelajah.fftv.ikj.ac.id/public/ts/ https://jelajah.fftv.ikj.ac.id/public/obc/ https://jelajah.fftv.ikj.ac.id/public/4d/ https://jelajah.fftv.ikj.ac.id/public/pisto/ https://jelajah.fftv.ikj.ac.id/public/kl/ https://simpeldagin.situbondokab.go.id/spj/app/premium/psg/ https://simpeldagin.situbondokab.go.id/spj/app/premium/top/ https://simpeldagin.situbondokab.go.id/spj/app/premium/ts/ https://simpeldagin.situbondokab.go.id/spj/app/premium/obc/ https://simpeldagin.situbondokab.go.id/spj/app/premium/4d/ https://simpeldagin.situbondokab.go.id/spj/app/premium/pisto/ https://simpeldagin.situbondokab.go.id/spj/app/premium/kl/ https://kominfo.pamekasankab.go.id/assets/psg/ https://kominfo.pamekasankab.go.id/assets/top/ https://kominfo.pamekasankab.go.id/assets/4d/ https://kominfo.pamekasankab.go.id/assets/pisto/ https://kominfo.pamekasankab.go.id/assets/obc/ https://dlh.pamekasankab.go.id/data/psg/ https://dlh.pamekasankab.go.id/data/top/ https://dlh.pamekasankab.go.id/data/obc/ https://dlh.pamekasankab.go.id/data/4d/ https://dlh.pamekasankab.go.id/data/pisto/ https://jdih.pamekasankab.go.id/wp-includes/assets/psg/ https://jdih.pamekasankab.go.id/wp-includes/assets/top/ https://jdih.pamekasankab.go.id/wp-includes/assets/obc/ https://jdih.pamekasankab.go.id/wp-includes/assets/4d/ https://jdih.pamekasankab.go.id/wp-includes/assets/pisto/ https://alumni.umnu.ac.id/wp-includes/assets/psg/ https://alumni.umnu.ac.id/wp-includes/assets/top/ https://alumni.umnu.ac.id/wp-includes/assets/ts/ https://alumni.umnu.ac.id/wp-includes/assets/4d/ https://alumni.umnu.ac.id/wp-includes/assets/pisto/ https://alumni.umnu.ac.id/wp-includes/assets/obc/ https://alumni.umnu.ac.id/wp-includes/assets/kl/ https://journal.iba-du.edu/public/site/images/jbaadmin/psg/ https://journal.iba-du.edu/public/site/images/jbaadmin/pisto/ https://simpeldagin.situbondokab.go.id/includes/pisangbet/ https://pbi.umnu.ac.id/wp-admin/premium/pisangbet/ https://pbi.umnu.ac.id/wp-admin/premium/pisto/ https://storefordodgers.com/ https://persadanews.id/ pisangbet pisangbet https://lib.radenintan.ac.id/psg/ https://lib.radenintan.ac.id/pisto/ https://bidp3.dp3ak.jatimprov.go.id/assets/psg/ https://bidp3.dp3ak.jatimprov.go.id/assets/pisto/ https://sipbm.sulselprov.go.id/vendor/style/pisto/ https://sipbm.sulselprov.go.id/vendor/style/psg/ https://regionalinvestment.bkpm.go.id/psg/ https://regionalinvestment.bkpm.go.id/pisto/ https://e-retribusipasar.semarangkab.go.id/css/pisang/ https://e-retribusipasar.semarangkab.go.id/css/pisangtoto/ https://perpus.menpan.go.id/data/pisangbet/ https://perpus.menpan.go.id/data/pisangtoto/ https://pisangbet-aua.pages.dev/ https://pisangbet.rpg.co.id/ https://pisangtoto.rpg.co.id/ https://obc4d.rpg.co.id/ https://obctop.rpg.co.id/ https://obcbet.rpg.co.id/ https://totosuper.rpg.co.id/ https://totokl.rpg.co.id/ https://bot.unesa.ac.id/pisbet/ https://bot.unesa.ac.id/pisto/ https://pisangbet.falcom-technology.com/ https://kecamatan.pamekasankab.go.id/wp-content/uploads/data/ https://sbopoker.rpg.co.id/ https://pafijogjakota.org/ https://www.joyko.co.id/assets/data/ https://www.joyko.co.id/assets/bol/ https://www.joyko.co.id/assets/toto/ https://www.joyko.co.id/assets/demo/ https://admisi.unesa.ac.id/data/ https://jdih.unesa.ac.id/pisang/ https://jdih.unesa.ac.id/pisto/ https://jdih.unesa.ac.id/4d/ https://jdih.unesa.ac.id/top/ https://jdih.unesa.ac.id/obc/ https://jdih.unesa.ac.id/ts/ https://jdih.unesa.ac.id/kl/ https://jdih.unesa.ac.id/idn/ https://e-spip.kpu.go.id/pisang/ https://e-spip.kpu.go.id/pisto/ https://e-spip.kpu.go.id/4d/ https://e-spip.kpu.go.id/top/ https://e-spip.kpu.go.id/obc/ https://e-spip.kpu.go.id/ts/ https://e-spip.kpu.go.id/kl/ https://e-spip.kpu.go.id/sbpk/ http://wbs.lan.go.id/ https://uppbj.unesa.ac.id/sgcr/ https://sidra.unesa.ac.id/data/ https://jsmk.ulm.ac.id/public/journals/data/ https://jsmk.ulm.ac.id/public/journals/app/ https://central-laboratory.um.ac.id/data/ https://central-laboratory.um.ac.id/hk/ https://central-laboratory.um.ac.id/toto/ https://central-laboratory.um.ac.id/macau/ https://central-laboratory.um.ac.id/sbo/ https://simpel.undip.ac.id/assets/psg/ https://simpel.undip.ac.id/assets/obc/ https://joborder.ish.co.id/pisangbet/ https://joborder.ish.co.id/pisto/ https://joborder.ish.co.id/obc/ https://joborder.ish.co.id/top/ https://joborder.ish.co.id/4d/ https://joborder.ish.co.id/data/ https://mou.pontianak.go.id/assets/scor/ https://ddpi.kaltimprov.go.id/pisto/ https://neosidata.unesa.ac.id/assets/data/ https://ddpi.kaltimprov.go.id/pisang/ https://jurnalfebi.iainkediri.ac.id/pisang/ https://jurnalfebi.iainkediri.ac.id/pisto/ https://jurnalfebi.iainkediri.ac.id/data/ https://www.rpg.co.id/assets/scor/