Публикация сайта Cabar.asia
В последние годы столица Кыргызстана каждую зиму возглавляет мировые рейтинги по уровню загрязнения воздуха. Несмотря на многочисленные обещания властей и рабочие группы по борьбе со смогом, город все также задыхается, а количество страдающих заболеваниями органов дыхания растет.
Свой товар – иссык-кульские яблоки – Аман Акбаров протирает каждые 10 минут. Говорит, что грязные от пыли фрукты никто не купит. Он продает их в центре Бишкека, вдоль проезжей части.
«Если очень холодно, ухожу чуть раньше – в 18:00 или 19:00. Днем здесь еще можно дышать, но вот вечером, когда машин много, завязываю шарф. Так хоть немного легче дышится. Замечаю, что под конец дня в горле першит. Домой прихожу и замечаю как нос забивается то ли грязью, то ли какой-то черной пылью. Маску не ношу, в ней неудобно. Мне кажется, она и не защищает», – рассказывает он.
Этой зимой столица Кыргызстана регулярно оказывалась в топе мирового рейтинга по качеству воздуха. В среднем данные датчиков в декабре 2022 и январе 2023 года были не ниже 200 IQA , что является нездоровым показателем.
Так выглядел Бишкек 12 декабря 2022. В этот день, по данным сайта контроля качества воздуха, уровень загрязнения составлял в определенных районах 430 AQI и оценивался, как чрезвычайно опасный для здоровья. Медики говорят, что загрязненный воздух проникает в организм не только через нос или рот, но также через глаза и кожу. Едкий дым попадает в кровь, а далее вредные частицы распределяются по всем органам и больше всего вредят работе сердца.
По данным Нацстаткома Кыргызстана, за последние 10 лет примерно на 100 тысяч выросло количество людей, страдающих астмой, бронхитом, пневмонией или туберкулезом. Резкий скачок произошел в 2016 году – тогда было зафиксировано на 60 тысяч больше пациентов, чем годом ранее. А в 2020 году – резкое падение.
Такой рост заболеваемости главный пульмонолог Кыргызстана Талант Сооронбаев связывает не только с плохим воздухом. По его словам, влияет также стресс, уровень и качество жизни. Однако, по его наблюдениям, больше всего пациентов с заболеваниями органов дыхания в крупных городах Кыргызстана - Бишкек, Ош и Джалал-Абад.
«Все мы знаем, что в крупных городах большое количество автомобильных выхлопов. Зимой в Бишкеке, по сути, нечем дышать. Но еще не было проведено ни одного научного исследования и говорить точно, почему такой скачок, сложно. Мы можем только делать предположения», - говорит Сооронбаев.
Резкое падение количества пациентов с заболеваниями дыхательной системы в 2020 году медики связывают с тем, что в период пандемии, кыргызстанцы были на карантине.
«Мы ведь меньше контактировали с остальными. А как правило все заболевания органов дыхания передаются воздушно капельным путем. Кроме того, люди максимально берегли здоровье, носили маски, пользовались антисептиками. Соответственно и заражений было меньше», - говорит врач-эпидемиолог Республиканского центра укрепления здоровья и массовой коммуникации Айжаркын Эгембердиева.
Впрочем, на статистику также могла повлиять перегруженность больниц и поликлиник заболевшими коронавирусом, а значит трудности с доступом к медуслугам для других пациентов.
По словам экологов, основных причин нависания смога над Бишкеком четыре.
Частный сектор. Вокруг Бишкека расположены 47 новостроек. Жители этих районов в основном отапливают свои дома низкокалорийным углем. Он меньше горит, но больше дымит. Но и уголь для многих жителей жилмассивов - роскошь. Вместо него пользуются текстильными отходами, резиной – они бесплатные.
Старые автомобили. Официально в столице зарегистрировано около 1 млн машин. Большая часть уже изжила свой срок и считается мусором, говорит председатель экологической организации «MoveGreen» Мария Колесникова. 80 процентов автомобилей в столице, не имеют катализаторов.
«Катализаторы фильтруют выхлопы от сажи, копоти. Но на рынке они стоят очень дорого, и владельцы авто их перепродают. У нас в Бишкеке ни один орган не проверяет наличие катализаторов в машинах», - говорит Колесникова.
Роза ветров. Из-за хаотичной застройки города, Бишкек не продувается и загрязненный воздух буквально «висит» над городом.
ТЭЦ Бишкека. Эта причина спорная. Как заявляют представители ТЭЦ, последнее исследование финских ученых выявило, что выбросы теплоэлектроцентрали влияют на смог всего на 1 процент. Экологи предполагают, что влияние все же больше, так как бишкекская ТЭЦ использует мазут, а также низкокалорийный уголь.
В правительстве Кыргызстана считают, что переход на газовое отопление, а также обогащение и брикетирование угля поможет справится со смогом в Бишкеке. Выступая на фракционном заседании парламента 7 февраля министр природных ресурсов, экологии и технического надзора Кыргызстана Динара Кутманова сообщила, что увеличив калорийность топлива, можно сократить вредные выбросы вдвое.
За счет средств доноров - Минприроды попросило у ООН грант на 6,7 млрд долларов - ведомство также планирует внедрять альтернативные источники энергии - тепловые насосы, солнечные панели в частных домах.
Еще одна из инициатив кабмина - вводить частичные ограничения для движения автотранспорта в Бишкеке. Такую идею озвучил глава кабинета министров Акылбек Жапаров в конце января. Он потребовал, чтобы муниципалитет столицы продумал систему «чёт/нечет» - чтобы по четным и нечетным дням недели ездили машины с четными и нечетными цифрами на госномерах.
Специалисты к таким планам правительства относятся с долей сомнений. По словам Марии Колесниковой, ни обогащение угля, ни газовое отопление, которое не по карману большинству жителей жилмассивов, проблему смога не решат.
Вместо этого, эксперты предлагают государству обратить внимание на утепление домов. По словам исполнительного директора общественного фонда «Зеленый Альянс Кыргызстана» Ильгиза Камбарова, до 70 процентов тепла в частных домах уходит через неутепленные стены, окна, пол и двери. Он предлагает властям выделять на эти цели субсидии. По подсчетам специалистов, на эти цели у государства ушло бы около 500 млн долларов. Тогда и просить огромный грант у ООН не пришлось бы, добавляет Камбаров.
По его словам, с тех пор как в 2017 году в Кыргызстане появились первые датчики измерения качества воздуха, каждую зиму смог - тема номер один в стране. Но за пять с лишним лет ничего не изменилось и город также задыхается.
Зампредседателя союза архитекторов Белек Сарымсаков считает, что частично бороться со смогом можно и без особых вложений. Для этого нужен лишь грамотный генеральный план столицы и отсутствие хаотичной застройки.
«Мэрии нужно внимательно изучить генеральный план 2006 года. Он достаточно грамотный, но реализован всего 15-20 процентов. Поймы рек Аламедин и Ала-Арча, южный БЧК застраиваются. Но изначально они служили воздушными коридорами, по которым спускался холодный воздух в город. А теперь там постройки, которые препятствуют проветриванию», - говорит Сарымсаков.
Он отмечает, что генплан 2006 года разработан так, что приоритет в городе отдается пешеходам, а не автомобилям. А постоянное расширение дорог и вырубка деревьев не способствуют повышению качества воздуха.
Эколог Андрей Подрезов добавляет, что среди других мер, которые помогут справится со смогом в Бишкеке:
Один из успешных примеров борьбы с загрязнением воздуха - Улан-Батор, столица Монголии. Власти начали активно бороться с загрязненным воздухом с 2016 года.
Главной причиной смога в Улан-Баторе были частные дома вокруг столицы. Они отапливали свои жилища традиционными железными печами, топливо использовали самое дешевое - сырой уголь. Он не обрабатывался и при сгорании выделял тонкодисперсные частицы в больших объемах.
После всех исследований, власти установили большие штрафы при его использовании, вместо низкокачественного угля предоставили жителям брикетированный уголь, поменяли старые печи на энергоэффективные. Для этого власти субсидировали покупку печек. Кроме того, в ночное время электроэнергия стала бесплатной, люди по ночам стали топить дома обогревателями. Все эти меры позволили снизить выбросы в два раза.
А вот в Европейских городах со смогом борются с помощью высоких штрафов или налогов. Например власти Лондона придумали брать с автомобилистов, которые живут за чертой мегаполиса и приезжают в город на работу или по делам, плату за въезд. А тем автовладельцам, чьи машины не соответствуют современным стандартам по выхлопам, приходится доплачивать по 10 фунтов в день за проезд по центру Лондона.
Власти Мадрида начали бороться с загрязнением воздуха в конце 2016 года. Когда состояние воздуха в городе сильно ухудшается, муниципалитет вводит временные ограничения для автомобилистов — им запрещают въезжать в город. Так же делают в Италии.
Фото Cabar.asia
Автор Аида Аматбекова, журналистка, Бишкек, Кыргызстан
Комментарии