Статья

Государство и гражданское общество: проблема взаимоотношений

Эта проблема спорадически возникает у нас при смене власти. При этом не делается никаких выводов, отчего отношения государства и гражданского сектора все время вновь обостряются. Хотя прежде гражданское общество поддерживало новых хозяев "Белого дома" и в их сотрудничестве вроде бы не было проблем. В будущем все, казалось, будет гламурно.

Но вот прошло время и, как обычно, опять начинается обострение и жесткое противостояние между гражданским обществом (3-й сектор) и государством (1-й сектор). Причина происходящего очень банальна и состоит в том, что противоборствующие стороны не знают, что они должны делать, чтобы сотрудничество всех секторов было плодотворным и приносило всем пользу. Но хочется как лучше, а получается как всегда. По одной причине, которая называется - незнание. Как должны  жить или уживаться друг с другом государство и гражданское общество. Есть еще один сектор - 2-й, это бизнес.

Кыргызстан сейчас переживает демократический транзит, мы еще незрелое демократическое общество. Само слово транзит выражает неуверенность, станем ли мы демократическим государством, в котором все роли расписаны и институты взаимодействуют и эффективно контролируют друг друга. Власть служит народу под неусыпным вниманием гражданского общества и наоборот.

К несчастью,  граждановедение в наших вузах и школах не преподают, из-за чего и госслужащие, и общественные активисты все время наступают на старые грабли, ставя под угрозу существование как демократических завоеваний, так и обретенной государственности.

Чиновники, не обученные демократии, как она функционирует и из каких институтов состоит, как она работает и какую пользу приносит, под впечатлением постсоветской антидемократической пропаганды, которая в СНГ льется бурной рекой, приходят на госслужбу заведомо враждебно настроенными против гражданского общества, как антиподов государства.

Оно для них враг, которого нужно “чморить”, чтобы никому неповадно было. Отсюда нескончаемые попытки законодательно ухудшить, под предлогом очередного "улучшения", нынешнее положение НКО, переписывая самые худшие мировые законодательные практики, рождаемые в дремучих мозгах коррумпированных автаркий. А на устах всевозможные конспирологические версии, согласно которым государство и суверенитет хотят уничтожить проклятые западные империалисты, фашисты и нацисты.

В лице депутатов кыргызского парламента и иже с ними мы видим оголтелых якобинцев, которые уничтожили французскую революцию и демократию, создали кровавый террористический режим, который уничтожил самих якобинцев и их вождей. 

В лице отдельных представителей гражданского общества, мы тоже видим “радикалов-якобинцев”, которые тоже не знают полностью задач гражданского сектора, и этим самым играют роль “красной тряпки” для разгневанного их критикой консервативного чиновничества, которое радо их прикрыть и запретить, выкорчевать раз и навсегда, сгноить в тюрьмах, жалко только вот нельзя расстрелять.

И та, и другая сторона не понимают, что вся эта безумная деятельность идет во вред государству и гражданскому обществу, исключает возможность диалога и сотрудничества между 1 и 3 сектором. Ведь у каждого сектора есть свои цели и задачи, своя историческая миссия. И суть этой миссии не состоит только в том, чтобы критиковать друг друга ради самого процесса  критики, а взаимное сотрудничество в деле построения своей страны на демократических началах.

НКО и власть должны структурироваться не как враги, а как партнеры.

И те и другие должны быть заинтересованы в плодотворном сотрудничестве.

Власть работает и продвигает реформы там, где бессильны или слабы гражданский сектор и бизнес, а 2 и 3 сектора там, где бессильно или некомпетентно государство. Критика в этом процессе нужна для того, чтобы не делать и не повторять ошибок. Проведение политики реформ только лишь с помощью чиновничества, согласно теории и практике демократии, может нанести стране большой ущерб в виде неэффективного управления, коррупции и бюрократизации.

Поэтому 1-му сектору нужна помощь и содействие других секторов. Это принципиально важно, а не чьи-то прихоти и капризы. Взаимопонимание, сотрудничество и поддержка - вот основные принципы отношений между ними. Не досадить, не мстить, не разрушать, а помочь.

Никто не сомневается в том, что американцы не мазохисты и не будут вредить самим себе, как некоторые. Так вот по количеству НПО они занимают первое место в мире, а 53% американцев работают в гражданском секторе. В Германии эта цифра немного меньше - 30%. И первая, и вторая страна имеют самые мощные в мире экономики - 1 и 4 место. Мощный интеллектуальный потенциал, где собрались креативные, хорошо образованные, творческие и идейные люди, желающие поработать на развитие общества.  Такая же ситуация в бизнесе, но туда люди идут с целью разбогатеть и поработать на экономическое развитие. В этом их преимущество, сила и особенность.

В Кыргызстане в общей сложности насчитывается около 17 тыс. НКО, где занято примерно 80-100 тыс. человек. Это примерно 1,5% населения. Ничтожный процент, который бюрократия все время дербанит, думая что они враги. Причем число НКО, занимаюшихся правами человека и политическим воспитанием, составляет  примерно 30-40 организаций.

Остальные занимаются сельским хозяйством, предпринимательством, детьми, здравоохранением, образованием и другими мирными и нужными делами. Но пытаясь раздавить и устрашить эти 30-40 НКО, депутаты через инициирование новых антидемократических законов душат весь сектор, который занимается далекими от политики делами, а именно выживанием населения. Вот чем может оборачиваться "якобинство" с той и другой стороны.

Находясь в командировке в Тбилиси, я как-то поинтерсовался у местных гражданских активистов, как у них складываются отношения с властью?

Отношения стали очень позитивными, сказали они, после того, как, во-первых, лидеров гражданского общества власть в массовом порядке мобилизовала на госслужбу, и они прекрасно справились с реформами в области юстиции, образования, культуры, управления, бизнеса и т.д., помогли организовать процесс преобразований, и, во-вторых, после того,  как в вузах страны, академиях управления были введены специальные предметы по изучению гражданского общества и его деятельности, где учащиеся получили полное представление об этом секторе, как они работают и сотрудничают с властью (1- м сектором) и бизнесом (2-м сектором), помогают друг другу, сотрудничают.

Прежней враждебности и недопонимания уже и в помине нет.

В связи с чем я подумал, что в наших вузах надо внедрить опыт грузинских коллег, которые добились ощутимого прогресса в политике реформ, экономического и социального роста. Тем более, несколько лет тому назад группой ученых и преподавателей Кыргызстана впервые на пространстве СНГ был написан и издан учебник для вузов "Введение в изучение НКО", который получил высокую международную оценку.

В заключение скажу, что Кыргызстан не является чьей-то частной собственностью, а общим достоянием его граждан. Обязанностью  же 1, 2 и 3 секторов является обучение своих кадров сотрудничеству между собой, если мы действительно хотим процветания нашей родины. Ради этой благородной цели могут объединиться даже  политические оппоненты. Ибо наступание на грабли уже всем порядком надоело.

Публикация отражает позицию автора и может не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.

Фото Reuters.

588

Написать комментарий: