Статья

Уроки истории. О том, почему у нас не строится демократия

Прошло 30 лет со времени обретения государственной независимости. Можно и нужно подвести итоги строительства демократии, ибо некоторые успешные страны доказали, что за 30 лет можно построить недостижимое. Это вселяет надежду, что перспектива есть и у нас.

За 200 последних лет Кыргызстан пережил 4 модернизации - феодализм в рамках Кокандского ханства, строительство капитализма, социализма и демократии, когда мы вошли в состав Российской империи и СССР, стали независимым государством. Этот переход не был осознанным, а больше шел под влиянием наших кураторов, которые так и не сумели ясно объяснить - чем же был плох родоплеменной и патриархальный строй, который мы построили сами и в котором мы жили 3000 лет.

Советские идеологи нарисовали перед "угнетенными народами" сказочное будущее, которое увлекло немало людей идеями материального равенства и свободы. Но не знали, что путь туда непролетарских народов будет лежать через тотальное насилие и принуждение, жестокие политические репрессии.

В итоге все построенное за 70 с лишним лет и называемое ныне "командно-административным социализмом", стало разрушаться, не выдержав конкуренции с капитализмом. Не помогли ни косметический ремонт, ни войны, ни мнимые и реальные победы, ни ограниченные политические и экономические реформы, называемые "развитым социализмом", "ускорением" или "перестройкой".

СССР распался, оставив после себя глубокое советское политическое наследие, которое все время нас тащит назад. Но введенная демократия, ставшая в античные времена плодом греческой городской культуры, не дает желаемых всходов в азиатской аграрной стране. Ее итоги не конвертируются в экономические и социальные достижения.

Демократия как идея оказалась в постсоветских условиях полностью дискредитирована и обесценена постсоветской пропагандой.

Как известно, впереди всех революций и социальных потрясений шли просветители и религиозные деятели. Они были призваны обобщить предшествующий философский опыт и наметить пути вперед. В древности эту работу делали греческие и римские философы, историки и юристы Аристотель, Платон, Сократ, Цицерон, Сенека... В средние века творили деятели эпохи Просвещения и Возрождения! В новое время Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро... Маркс, Энгельс, Ленин и др. Именно они обобщали и на основе новых знаний создавали проекты будущего.

Французская буржуазная революция продолжалась не один день, а длилась в несколько этапов почти 100 лет, пока не достигла поставленных целей - дать своему народу всю полноту человеческих прав и свобод. Позже всех буржуазные революции произошли в Италии и Германии. В России, начавшись в 1825 г. с восстания декабристов, она продолжается до настоящего времени, т.к. граждане России так и не могут обрести свою свободу от государства - самодержавия, советского, а ныне олигархическо-бюрократического государства.

Надо реально видеть день нынешний, в котором мы совершаем сложный и драматический переход от прошлой советской цивилизации к современной.

У нас тоже были свои мыслители, но в отличие от западных они не занимались политической философией. Это джадиды, мечтавшие о модернизации исламской религии и культуры. Поэтому восточные философы очень отстали от своих западных коллег, рассуждая только над морально-нравственными категориями.

Благодаря трудам просветителей ныне известны два пути в достижении целей страны: оригинальный, свой самобытный опыт (например, афинская демократия или восточная деспотия, авторитаризм); и путь, основанный на знании международного опыта. Большинство народов идет по второму пути. Мы тоже пошли по этой дороге, но полноценной демократии и рыночной экономики построить не удалось.

Для этого мы оказались недостаточно зрелым обществом. Политические институты (парламент, партии, МСУ, судебная власть и т.п.) не работают, а рыночная экономика оказалось недостаточно свободной.

В свое время мы поверили теоретикам марксизма, что отсталые и угнетенные народы в союзе с прогрессивным российским пролетариатом могут перейти от феодализма к коммунизму, минуя капитализм. Не удалось! А наш опыт трансформации показал, что нельзя обмануть историю,совершая прыжки и скачки через целые этапы общественно-экономического развития.

Тем более такого как капитализм, ибо при нем формируются нации, государства, демократические институты, образуется национальный рынок, исчезают патриархально-феодальные институты и ценности. Прыжок не состоялся. Отчасти еще потому, что наши партнеры по демократии тоже, как и большевики- радикалы, предложили ошибочный путь, предлагая крестьянам построить у себя либеральную модель демократии. Тоже не получилось, т.к. в крестьянской стране нет базовых условий для развития демократии.

Зато вдоволь предпосылок для подъема феодализма и авторитаризма. Что ни делаем, все время получается КПСС. Хотим как лучше, но получается как всегда - лучше не становится. Следовательно, надо изменить методичку, если она не дает результата.

Хотя одно наше достижение неоспоримо. Кыргызстану удалось стать страной с демократической системой, хотя она еще слаба и неустойчива. Но все авторитарные попытки сломать ее оказались неудачными. Демократические ценности за 30 лет стали частью национальной культуры.

Поэтому, чтобы закрепить результат, необходимо настроиться на длительную работу по развитию демократии.

С наскока ничего не получится. Необходимо начать с повального обучения и воспитания демократии всего общества от мала до велика. Внедрить демократическое обучение в систему власти через различные курсы, тренинги, курсы повышения квалификации, аспирантуру, докторантуру. Чтобы власть и бюрократия была обучена и не видела в демократии своего врага, разглядела в ней важный ресурс для развития, как это сделали в свое время, например, Япония, за жизнь одного поколения превратившаяся из отсталой аграрной в развитую индустриальную страну, информационное общество.

Япония, после полубуржуазной революции Мэйдзи 1868 г., продолжала оставаться преимущественно крестьянской страной, для которой были непонятны высокие материи о демократии и либерализме. Поэтому новая японская буржуазия сделала ставку на национализм и фанатичную преданность императору - более понятных для крестьянства идеях.

Страна росла как на дрожжах, превратившись в могучую военную державу. Но после поражения во Второй мировой войне, на смену идеологии милитаризма и национального превосходства пришли демократические ценности, приведшие страну к невиданному экономическому росту. 1-й, 2-й и 3-й сектор (государство, бизнес и гражданское общество)  должны стать парнерами и научиться сотрудничать друг с другом, вместе делать реформы. Вот тогда наступит долгожданная зрелость, чтобы строить современное общество.

Иначе будущее страны всегда будет под угрозой. Будут происходить перевороты, где будут меняться только лица новых лидеров, но не порочные дела. Бессмысленно, когда переписываются конституции, но не меняются политические режимы. Тогда любые результаты деятельности будут оказываться никчемными. Обучение демократии необходимо, чтобы наше движение вперед наконец-то стало суверенным, осмысленным, прагматичным, собственным, а не результатом интриг и закулисья с какой бы то ни было стороны.

Публикация отражает позицию автора и может не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.

177

Написать комментарий: