Немногочисленные позитивные достижения Кыргызстана, но выгодно отличавшие нас от соседей за все 30 лет независимости, это: относительная свобода слова, функционирование легальной оппозиции и возможность выходить на мирные собрания. Важно при этом отметить, что ни одно из этих фундаментальных прав и демократических завоеваний невозможно друг без друга. Их нельзя рассматривать отдельно. И говорить о них надо во взаимосвязи и взаимозависимости.
В 2005, 2010 и в 2020 годах "революции"/” перевороты” во многом происходили под лозунгами восстановления всех этих фундаментальных прав. Однако каждый раз случается обратное. И каждый раз происходит регресс в худшем варианте.
При каждом президенте закрывались телеканалы - “Сентябрь”, “Некст ТВ”, газеты - “Республика”, “Свободные горы”. Избивают и убивают журналистов: Саипов, Павлюк, Абдылдаев, Темиров... Идет давление на соцсети - законы о фейках и манипуляции информацией. Происходят бесконечные вызовы на допрос активистов и блогеров. Появляются политические заключенные. Сажают за решетку и журналистов. Высылают из страны корреспондентов, как местных так и зарубежных: Григорий Михайлов, Улугбек Бабакулов, Крис Риклтон. Вчиняют к СМИ неподъемные иски. Запрещают мирные собрания, что тоже является давлением на свободу слова.
Я не хочу акцентировать внимание на том, при каком президенте было хуже или лучше, чтобы обойти ненужные споры, которые имеют второстопенное значение. Важнее задаться вопросом: почему мы продолжаем топтаться на месте.
Каждый новый президент, который приходит к власти, постепенно становится заложником своеобразного “информационного пузыря”. Каждое утро на его стол ложатся папки под разным грифом секретности от нескольких силовых структур, где каждая упражняется в выискывании внутренних «врагов», управляемых, конечно же, извне.
Зачастую ими становятся те же гражданские активисты, журналисты и блогеры. Этим можно объяснить постепенную смену в риторике глав государства, направленным на сотрудничество с гражданским обществом и независимыми СМИ, к прямому противостоянию и навешиванию обидных ярлыков на них. Это к тому, что свобода слова немыслима без реформирования силовых структур и спецслужб, в сторону их большей подконтрольности перед обществом и парламентом, а не только одному человеку, даже если он первый в иерархии госслужбы.
Усиливается давление на свободу слова, по моим наблюдениям, и в период важных для властей задач по удержению власти, как выборы или референдумы. Также это происходит из-за внешних шоков. Сейчас эта тревожная тенденция усиливается из-за глобального геополитического кризиса в Украине. Любой конфликт является поводом для закручивания гаек внутри страны, как мы видим это в РФ. Поэтому приграничные конфликты с Таджикистаном опасны еще и тем, что под предлогом появления «внешнего врага» есть вероятность усиления давления на независимую прессу и оппозицию в Кыргызстане.
В целом нахождение нашей страны в кругу авторитарных стран-соседей не позволяло нам прыгнуть выше головы. Мы всегда были «белой вороной» в регионе. Для властей Кыргызстана всегда было удобно сказать партнерам из-за рубежа и своему народу – «а вот у соседей хуже». И с этим тезисом практически невозможно было спорить. Да и мы были для соседей удобным «пугалом» для удержания власти и сохранения своей политической модели, велась постоянная информационная кампания по дискредитации нашей «парламентской модели», «перманентных революций» и «мародерства».
К тому же Кыргызстан всегда был под пропагандистским колпаком российских федеральных СМИ, где ценности свободы слова и либерализма подверглись целенаправленной дискредитации по меньшей мере за последние 20 лет. Это не могло не влиять на умонастроения по этому поводу и внутри нашей страны.
К тому же надо отметить, что Кыргызстан был «островком демократии» в 90-е годы для лишь для Западной Европы и США. Но это не помешало им отодвинуть поддержку демократических институтов на второй план, в связи с размещением военной базы для поддержки операции в Ираке и Афганистане. Безопасность стала цениться в регионе выше, чем свобода.
Но в конечно счете ответственность на нас самих. Ценности свободы слова и независимых СМИ в таких транзитных странах как Кыргызстан трудно переоценить. Эти ценностные категории для нас даже важнее, чем странам с развитыми институтами демократии. Потому что у нас они служат основным и зачастую единственным механизмом контроля населения над властью. Так как в демократических странах есть другие - система сдержек и противовесов, парламентская оппозиция и гражданское общество.
У нас же СМИ и блогеры зачастую заменяют эти институты, а сейчас и прокуратуру, и спецслужбы, да и суды, потому что подчас более эффективно ведут борьбу с коррупцией во власти.
Неслучайно политик Каныбек Иманалиев однажды заявил: «Сегодня единственная легитимная власть в Кыргызстане – это журналисты». И вправду СМИ в нашей стране выполняют зачастую те функции, которые должны быть на шее правоохранительных органов и судов.
Омурбек Текебаев же говорил, что кыргызов сохранили горы и ледники, которые оберегали предков от внешних врагов. Другая важная вещь, которая сохранила нас - это свобода слова. Не случайно у кыргызов есть народные мудрости: «Можно отрубить голову, но нельзя отрубить язык», «Управлять словом сложнее, чем управлять народом», «Нельзя убивать акынов и послов». Убежден, что именно эта национальная философия заложила в нас стремление к свободе и безбоязненную критику правителей. Надеюсь, мы это сохраним навсегда.
Публикация отражает позицию автора и может не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.
Комментарии