1.ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1.01.2022.
1.1. Результаты PISA – 2006
Низкое качество школьного образования в Кыргызской Республике доказывается многими документальными данными.
Например, результатами международного сравнительного исследования функциональной грамотности 15-летних учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), в котором Кыргызстан впервые принял участие в 2006 году. PISA – это наиболее полное и точное международное исследование по оценке грамотности учащихся в возрасте 15 лет. Только в 2006 году в исследовании приняло участие 57 стран. Выборка состояла из около 400 000 учащихся, которые представляют около 20 млн учащихся этих стран в возрасте 15 лет.
В исследовании оценивалась функциональная грамотность юношей и девушек, их готовность к самостоятельной жизни в обществе.
В 2006 году основным направлением исследования была естественнонаучная грамотность. На нее было отведено две трети времени тестирования. Однако исследование также оценивало грамотность чтения и математическую грамотность. Также собирались данные о самих учащихся и их окружении, семьях, школе и др. для того, чтобы объяснить разницу в полученных результатах.
В Кыргызстане в исследовании приняли участие девушки и юноши 15-летнего возраста из 201 общеобразовательной школы. Всего в исследовании участвовало 5904 учащихся. Минимальным международным стандартом грамотности считается уровень 2 из 6 возможных уровней. Считается, что учащиеся, которые достигли этого уровня, начинают эффективно демонстрировать научные навыки, которые позволяют им продуктивно участвовать в жизненных ситуациях, относящихся к науке и технологиям.
По результатам, полученным в ноябре 2007 года, всего около 13.6 %, 11,7 % и 11.8 % учащихся Кыргызстана в возрасте 15 лет могут выполнить задания в области естественнонаучной грамотности, грамотности чтения и математической грамотности соответственно на уровне минимальных международных стандартов (уровень 2 и выше) для юношей и девушек этого возраста. И единицы (менее 1 %) способны достичь самых высоких показателей. Около 86.4 %, 88.3 % и 89.2 % учащихся не достигли минимального международного стандарта (уровень 2) по вышеуказанным направлениям соответственно. Анализ средних показателей по странам выявил, что результат по Кыргызстану среди всех 57 стран, принявших участие в данном исследовании, является самым низким по всем трем направлениям, т.е. по естественнонаучной грамотности, грамотности чтения и математической грамотности (1).
Большинство экспертов в Кыргызстане восприняли данный факт крайне негативно и понятно почему. В сложном, непредсказуемом современном мире выживают самые умные. Подавляющее большинство экспертов в мире считает, что главным условием процветания страны является не природные и материальные ресурсы, не капитал, а интеллектуальный потенциал страны.
Однако, к сожалению, руководители Министерства образования и науки Кыргызской Республики (МОиН КР) не восприняли эти результаты как сигнал к действию. Поэтому в этом направлении ничего не было предпринято и последовало полное бездействие.
1.2. Результаты PISA – 2009
Во второй раз низкое качество школьного образования в Кыргызской Республике было доказано в 2009 году. В Кыргызстане в исследовании PISA 2009 года приняли участие 15-летние учащиеся из 173 общеобразовательных школ. Всего участвовало 4986 учащихся из 115 сельских школ, 30 школ областных центров и малых городов и 28 школ г. Бишкек. В выборке были представлены все регионы страны. Если основным направлением исследования PISA в 2006 году была естественнонаучная грамотность, то, в 2009 году фокусом исследования стала грамотность чтения. Выборка учащихся 65 стран, принявших участие в исследовании, состояла из 470 тысяч юношей и девушек в возрасте 15 лет, которые представляли 26 миллионов учащихся этих стран. По результатам оценивания PISA 2009, в Кыргызстане около 83.2% учащихся не достигли минимального (уровень 2 из 6) международного стандарта на шкале грамотности чтения, 86.6% - на шкале математической грамотности и 82% - на шкале естественнонаучной грамотности.
Анализ средних показателей по странам выявил, что результат по Кыргызстану среди всех 65 стран, принявших участие в данном исследовании, является самым низким по всем трем направлениям.
Для сравнения, в странах ОЭСР в среднем 81% учащихся демонстрируют грамотность в чтении, соответствующую, по крайней мере, уровню 2 (минимально необходимому в жизни).
В России данного уровня грамотности достигли 72.6%, в Казахстане - 41.3%, в Азербайджане - 27.2% учащихся, а в Кыргызстане - 16.8%. Как мы видим, отставание Кыргызстана даже от постсоветских стран большое.
По шкале математической грамотности, минимального уровня грамотности достигли 78.2% учащихся стран ОЭСР, 71.4% учащихся России, 54.7% учащихся Азербайджана, 40.9% учащихся Казахстана и 13.4% учащихся Кыргызстана. Здесь отставание еще больше.
В области естественных наук, 82.1% учащихся ОЭСР демонстрируют уровень 2 и выше. В России таких учащихся -78%, в Казахстане - 44.6%, в Азербайджане - 30%, а в Кыргызстане - 18%. Остается констатировать неутешительные результаты и значительное отставание Кыргызстана даже от постсоветских стран.
Эти факты еще раз доказывают вопиющее равнодушие и полное бездействие руководителей МОиН КР в отношении качества школьного образования в стране.
Что произошло дальше, после PISA-2009?
Лучше всего это описано в (3): «Представитель Всемирного банка в Кыргызстане сообщил в интервью Kloop.kg, что его организация действительно перестала спонсировать участие страны в PISA, который считается самым авторитетным рейтингом школьного образования в мире.
Как объяснила в интервью Kloop.kg Динара Акматбекова из Всемирного банка, участие Кыргызстана в PISA-2006 и PISA-2009 поддерживалось её организацией в рамках проекта «Сельское образование», который подошёл к концу.
«Эта программа закончилась в 2011 году, и Министерство образования и науки КР не давало запрос на дальнейшее финансирование», — сказала Акматбекова. Всемирный банк не смог назвать, какая сумма необходима стране для участия в рейтинге.
На официальном сайте Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD), которая проводит рейтинг, говорится, что участие в PISA-2015 обойдется новому участнику в 182 тысячи евро за четыре года.
PISA проводится раз в три года, в нём участвуют 15-летние школьники, которых проверяют на знания математики, чтения и естественных наук.
Обработка результатов тестирования занимает почти год, поэтому итоги PISA-2012 стали известны лишь к началу декабря 2013 года.
Кыргызстана в издании 2012 года не оказалось, но власти страны не упоминали прекращение финансирования как причину.
Тогдашний министр образования и науки Кыргызской Республики Канат Садыков объяснил на встрече с депутатами парламента в середине декабря, что участие в PISA было приостановлено по инициативе самой страны из-за проходящей в стране реформы образования.
«В 2011 году мы начали реформу в этой области, но за два года нельзя поменять кардинально содержательную часть. По этой причине наша страна не участвует в международном оценивании достижений учащихся PISA. Если у нас не будет новых учебников, то мы так и будем оставаться на последних местах в мировых рейтингах», — цитирует выступление К. Садыкова газета «Вечерний Бишкек».
Школьники из Кыргызстана дважды занимали в PISA последнее место. В рейтингах PISA-2006 и PISA-2009 Кыргызстан занимал последнее 65-е место, что вызвало шквал критики внутри страны.
Инна Валькова из Центра оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО) — организации, помогавшей проводить PISA в Кыргызстане — говорит, что результаты подтвердили низкий уровень знаний у школьников страны.
По её словам, тестирование показало, что у 80 % учащихся в стране уровень знаний — «ниже базового».
Но она утверждает, что Кыргызстан присоединился к PISA не для того, чтобы соревноваться с другими странами, а для выявления проблем в собственной системе образования.
Участие — уже достижение
Наталья Колесникова из организации «Фонд поддержки образовательных инициатив» (ФПОИ) считает, что кыргызстанцам не стоило настолько акцентировать внимание на последнем месте страны в двух изданиях рейтинга.
По её мнению, само участие Кыргызстана в этом всемирном исследовании «было подвигом» — в нём, как правило, участвуют развитые страны Северной Америки, Европы и Азии.
«Кыргызстан проявлял смелость, отвагу, для того, чтобы заявить, что есть такая страна, и она пытается что-то изменить в образовании и хотела бы знать своё место в рейтинге мировом», — говорит она.
Когда Кыргызстан вернется в PISA — пока неизвестно, но страна отсутствует в списке участников следующего издания 2015 года.
Самые лучшие результаты в PISA-2012 показали школьники из китайского города Шанхай, который участвует автономно от всего Китая.
Большим сюрпризом PISA-2012 стал дебютант Вьетнам, школьники которого с первой же попытки заняли 17-е место, опередив ровесников из таких стран, как Франция, Великобритания, Россия и США».
Кыргызстан отказался от участия в PISA по своей инициативе, ссылаясь на реформы. Удивительно то, что успешность реформ можно было бы оценить именно результатами PISA. От нее отказались, а положительных результатов как не было так и нет. Все вышеприведенные оправдания типа – главное участие и Кыргызстан проявил смелость можно было бы понять, если бы после были какие-то положительные результаты. Но их как не было, так и нет поныне.
И самое печальное заключается в том, что никаких выводов сделано не было и, кончилось это, как всегда полнейшим бездействием.
1.3. Результаты общереспубликанского тестирования
Кроме PISA, низкое качество школьного образования в Кыргызской Республике доказывается еще и результатами общереспубликанского тестирования.
За три года (2019-2021 годы) средний балл по Общереспубликанскому тестированию (ОРТ) в Кыргызстане снизился почти на три единицы. Меньше стало и тех, кто смог преодолеть установленный порог в 110 баллов. Об этом говорят данные Центра оценки в образовании и методов обучения (ЦООМО) (4).
В 2019-м средний балл по республике составлял 123,3 балла. Но уже в 2020-м, когда системе образования срочно пришлось адаптироваться к новым условиям из-за COVID-19 и переходить на дистанционное обучение, он снизился до 120,1. В 2021-м средний балл едва заметно подрос до 120,5. Возможно, дальнейшего падения удалось избежать благодаря тому, что весной этого года большинство одиннадцатиклассников вернулось после долгого перерыва к занятиям в обычном режиме. Дети смогли подтянуть свои знания, а те, кто заранее озадачился поступлением в вуз, занимались более углубленно и целенаправленно.
Что касается максимального результата, то в 2021-м он не достиг уровня трехлетней давности и составил 232 балла из 250 возможных. Его показал ученик кыргызско-турецкого лицея «Сапат» в Караколе. Минимальный же результат в 2021-м оказался на целых 8 баллов ниже, чем в допандемийном 2019 году и составил аж... 21 балл. Сложно представить, чему научился, а вернее не научился этот выпускник за 11 лет обучения в школе (4).
Таким образом, средний балл ОРТ по республике составил в 2021 году 120, 5. Это составляет всего 48,2 % от максимально возможных 250 баллов и соответствует безнадежной двойке по пятибалльной шкале. И порог зачисления в вузы – 110 баллов (44 %) соответствует еще более безнадежной двойке! Это означает, что в вузы поступает много двоечников. Понятно, что из них хороших специалистов не получится! И то, что это повторяется из года в год в течение всего периода существования ОРТ, не волнует никого, а в первую очередь, руководителей МОиН КР.
Таким образом, последние места в PISA – 2006 и PISA – 2009, а также крайне низкий средний балл ОРТ в стране не говорят, а кричат о чрезвычайно низком качестве школьного образования в Кыргызстане.
2.1. Государственное лицензирование программ школьного образования
Для оценки качества программ школьного образования использовались две процедуры: - государственное лицензирование и государственная аттестация программ. Обе процедуры осуществлялись МОиН КР. Государственное лицензирование дает право реализации школьных программ. Оценка при этом сводилась в основном к оценке ресурсов и условий, которые должны быть достаточны для обеспечения качества школьного образования. Однако, Закон КР «О лицензировании» от 2001 года отменил лицензирование государственных школ (ссылаясь на отсутствие денег у государственных школ) и до сих пор его нет. Процедура лицензирования с 2001 года проводится только для частных школ.
Если для частных школ проверяется достаточность ресурсов и условий для качественного проведения образовательного процесса, то для государственных школ (массовых) такого контроля нет. И это тоже большой минус, так как нет детальной информации по ресурсам и условиям для образовательного процесса, которая позволила бы планомерно и эффективно улучшать ресурсы и инфраструктуру школ. Невооруженным глазом видно, что частные школы развиваются лучше, чем государственные. Объясняется это просто. Частным школам приходится выживать. Те, которые неэффективно работают, погибают. Тем, которые выжили, нет другого пути, кроме как лучше работать и развиваться.
Таким образом, отмена лицензирования государственных школ ничего положительного не дала, скорее, принесла отрицательный результат.
2.2. Государственная аттестация программ школьного образования
До 2017 года качество программ школьного образования оценивалось с помощью процедуры государственной аттестации. Проводилась она МОиН КР. Положительный результат государственной аттестации давал право выдачи документов государственного образца. Хотя все школы должны были проходить данную процедуру, на практике ее проходили только частные школы и государственные школы с повышенными требованиями – лицеи, гимназии, авторские, школы-комплексы и т.п. Массовые государственные школы на практике не проходили государственную аттестацию. Фактически, они незаконно выдавали документы государственного образца.
Таким образом, в массовых государственных школах, оценка качества программ школьного образования не проводилась. До 2017 года массовые государственные школы не подвергались ни лицензированию, ни государственной аттестации, т.е. де-факто, они были вне вообще какого-то контроля качества. Поэтому не приходится удивляться плачевным результатам в Программе PISA и ОРТ.
Кыргызстан объявил об участии в PISA в 2025 году. Необходимо это использовать для кардинального повышения качества школьного образования. Нужно организовать широкое общественное движение для подготовки к PISA-2025, и таким образом поддержать МОиН КР, так как выполнить эту работу силами только МОиНКР практически не возможно.
Девиз движения «Мы не худшие в мире!». Если удастся при этом подняться на 10 пунктов от последнего места, то это будет приемлемый результат.
2.3.Аккредитация школ и программ школьного образования
В 2017 году школы должны были проходить независимую аккредитацию. Независимая аккредитация является признанной во всем мире эффективной процедурой оценки школ и качества программ школьного образования.
Однако, Положение об аккредитации не было разработано и утверждено Правительством КР и не одна школа не прошла аккредитацию в 2017 году. То есть все школы КР в 2017 году незаконно выдали свидетельства об окончании 9 класса и аттестаты зрелости.
МОиН КР не хотело отдавать власть, инициировало изменения в Закон КР «Об образовании», по которым МОиН КР, наряду с другими агентствами, получало право проведения аккредитации. Что было далее, в 2018 году, написала газета МОиН КР «Кут Билим»:
«До мая этого года 1958 школ Кыргызстана должны пройти аккредитацию Министерства образования и науки КР. Об этом газете «Кутбилим» (5) сообщил начальник отдела лицензирования и аттестации Нурбек Казыев.
По его словам, 16 июня 2017 года вышло Постановление Правительства КР «Об утверждении Порядка аккредитации образовательных организаций, реализующих программы основного и/или среднего общего образования, и Минимальных требований, предъявляемых к аккредитуемым образовательным организациям, реализующим программы основного и/или среднего общего образования».
Согласно данному документу, в целях повышения качества образования в образовательных организациях, реализующих программы основного и среднего общего образования, в соответствии с Законом КР «Об образовании», Правительство КР постановило утвердить порядок аккредитации образовательных организаций, реализующих программы основного или среднего общего образования.
А также утвердить минимальные требования, предъявляемые к аккредитуемым образовательным организациям, реализующим программы основного или среднего общего образования.
Министерству образования и науки Кыргызской Республики поручено привести свои решения в соответствие с настоящим постановлением, принять необходимые меры, вытекающие из настоящего постановления.
Как отметил Нурбек Казыев, до мая этого года 1958 школ должны пройти аккредитацию. Ранее, в соответствии с приказом Минобразования КР от 20 июня 40 школ из всех регионов республики прошли аккредитацию, из них 33 были аккредитованы, и 7 школ не смогли пройти аккредитацию. Другим приказом Минобразования КР от 30 ноября 60 школ города Бишкек и 12 школ турецкой образовательной фирмы «Себат» прошли процедуру аккредитации. Из 60-ти школ Бишкека – 2 школы не были аккредитованы, теперь они должны пройти аккредитацию в течение 3 месяцев. В настоящее время мы собираем документы школ из всех регионов республики и до мая месяца эти школы должны быть аккредитованы, — отметил Нурбек Казыев.
По его словам, аккредитация проводится для подтверждения качества предоставляемых образовательных услуг и является основным механизмом повышения качества образования. Каждая школа должна пройти аккредитацию один раз в пять лет.
О каком качестве преподавания мы можем говорить, если совершенно не оцениваем нашу работу, в целом системы образования, министерства? У нас есть более 2 тысяч школ по республике, а что они из себя представляют? Мы же не можем говорить только о строительстве. Мы должны понимать, что есть в школах, какие учителя.
Система оценки состоит из трех блоков. Первый — количественный, статистический (год основания школы, число учеников, учителей, книжный фонд). Второй блок включает все показатели качественной работы школы (средний показатель по Общереспубликанскому тестированию, воспитательная работа, возможные случаи суицидов и так далее).
По сути, аттестация и аккредитация — это одно и то же. Изменения в законодательство ввели в 2012 году. Предполагалось ввести независимую аккредитацию для всех образовательных организаций.
Поскольку школьное образование по Конституции – обязательство государства, поэтому исключено говорить «не аккредитован», может быть «условно».
Это означает, что руководителю школы в течение года дают возможность посмотреть на слабые места, попытаться принять какие-то меры, усилить преподавание предметов, срочно послать учителя на повышение квалификации и другое.
Первая цель аккредитации — повышение качества образования. Можно ничего не делать, книги издавать, зарплату повышать, можно вкладывать и вкладывать. Но если мы не оцениваем, во что мы вкладываем, тогда о каком качестве образования мы можем говорить? Очень часто общество высказывает претензии в адрес учителей, директоров школ. И нам надо понимать, почему это происходит. Система оценивания позволяет увидеть текущую ситуацию и принять управленческие решения.
Благодаря аккредитации мы будем знать, учителей из каких школ отправлять на повышение квалификации.
Она заставит, наконец, работать наши школы. Если учителя будут заниматься обучением, а не собиранием денег, однозначно дети смогут получать более качественное образование. Бояться нечего, аккредитация всех ждет» (конец цитаты).
Вот таким было мнение представителя МОиН КР. Во-первых, он ошибся, сказав, что аттестация и аккредитация это одно и то же. Они сильно отличаются.
Во-первых, государственная аттестация носила узковедомственный характер, так как эксперты привлекались, в основном, из системы образования.
Во-вторых, аттестацию проводили и принимали по ней решение государственные органы, практически без участия сектора экономики и гражданского общества.
В-третьих, обучения экспертов не проводилось, априори считалось, что если эксперт имеет соответствующее образование и квалификацию, этого достаточно.
В-четвертых, принятие решений по аттестации в основном, зависело от руководства государственного органа. В принятии решений не участвовали потребители продукции учебных заведений, а именно, работодатели. Кроме того, не давалась оценка эффективности учебного заведения в целом по стандартам качества.
В развитых странах для оценки образовательных программ и учебных заведений применяется процедура независимой аккредитации. В США аккредитация началась еще в 19 веке и имеет более чем успешную 150-летнюю историю. В Европе аккредитация началась после подписания Болонской декларации в 1999 году и тоже успела зарекомендовать себя с самой лучшей стороны.
Суть аккредитации состоит в определении соответствия образовательной программы или учебного заведения заранее принятым стандартам качества. Аккредитация состоит из 3 этапов: внутренней оценки (самооценки), внешней оценки и принятия решения. Самооценка состоит в том, что учебное заведение само проверяет себя на соответствие аккредитационным стандартам и представляет отчет независимому аккредитационному агентству. Внешняя оценка состоит в том, что агентство направляет экспертную группу для определения соответствия программы или учебного заведения аккредитационным стандартам. При этом активно используется отчет по внутренней оценке. Далее принимается решение – аккредитовать/не аккредитовать. Кроме того, обязательно, при этом, даются рекомендации по повышению качества образовательной программы или эффективности учебного заведения. Общепризнано во всем мире, что аккредитация является наиболее эффективной процедурой оценки образовательных программ или учебного заведения по следующим причинам.
Во-первых, аккредитация проводится не государственными органами, а независимыми аккредитационными агентствами, которые специализируются на этом. Один из основных Европейских стандартов для аккредитационных агентств гласит: «Агентства должны быть независимы. Они несут автономную ответственность за свои действия. На выводы, заключения и рекомендации, содержащиеся в отчетах, не могут влиять третьи стороны, такие как вузы, министерства и другие заинтересованные лица».
Во-вторых, в независимой аккредитации принимают участие все социальные партнеры – работодатели, профессиональные ассоциации и объединения, представители государства, сферы образования, родителей, студентов, гражданского общества. Такое широкое представительство всех слоев общества позволяет провести всесторонний анализ с разных точек зрения и обеспечить независимость и объективность оценки. Аккредитация по сравнению с аттестацией является намного более глубоким исследовательским процессом, позволяющим получить всестороннюю информацию по всем аспектам образовательной программы или учебного заведения. Это позволяет дать более глубокую и объективную оценку образовательной программы или учебного заведения. Кроме того, представители сектора экономики жизненно заинтересованы в высоком качестве специалистов и это исключает коррупцию в процессе оценки.
В-третьих, аккредитация направлена не только на оценку, но и на выработку рекомендаций для улучшения качества образовательной программы или деятельности учебного заведения. Внимание обращается не только на образовательную деятельность, но и на эффективность взаимодействия социальных партнеров в направлении совершенствования образовательной программы или учебного заведения. Все это способствуют дальнейшему повышению качества образовательной программы или развитию учебного заведения.
В-четвертых, аккредитацию проводят специально обученные эксперты. Экспертов обучают методологии проведения экспертизы, применению стандартов и критериев аккредитации, написанию отчетов, проведению интервью и т. п. Создается специальная база данных обученных (сертифицированных) экспертов. Экспертов берут, в основном, из сектора экономики, так как они знают, какие специалисты нужны рынку труда и из системы образования, так как они хорошо знают образовательный процесс.
В-пятых, аккредитацию организуют специально обученные референты из числа сотрудников аккредитационного агентства. Их обучают методологии проведения аккредитации, стандартам и критериям аккредитации и их применению, организации взаимодействия членов экспертной комиссии, контролю над соблюдением правил проведения аккредитации, объективности проведения экспертизы, созданию деловой, доброжелательной атмосферы в течение всего аккредитационного процесса.
В-шестых, решение по аккредитации образовательных программ или учебных заведений принимается не самим аккредитационным агентством, а Советом при нем, в который входят представители государства, сектора экономики (в первую очередь - работодатели) и гражданского общества. Это способствует принятию взвешенного и объективного решения, так как в принятии решений участвуют все социальные партнеры. Особенно важна роль работодателей в принятии решений по аккредитации, так как именно для них важны квалификация и компетенции выпускников. Участие работодателей способствует объективности принимаемых аккредитационных решений.
В-седьмых, аккредитация предполагает обязательное выставление результатов аккредитации на сайте агентства. Это способствует прозрачности процесса аккредитации и дает полную и объективную информацию молодым людям и их родителям для обоснованного выбора профессии и учебного заведения. Кроме того, это дает полезную информацию государственным органам, работодателям, профессиональным обществам и другим заинтересованным лицам.
МОиН КР как производитель продукции, не должен оценивать качество своей продукции. Это конфликт интересов.
То, что за полгода проведена аккредитация почти 2000 школ, вызывает большие сомнения. Всего за 130 рабочих дней проверить 2000 школ серьезным образом, невозможно. За один рабочий день необходимо проверить (2000: 130=15) 15 школ. Эти цифры говорят о том, что проведенная МОиН КР в 2018 году аккредитация школ является чистейшей воды профанацией.
Поэтому аккредитация должна стать независимой. Необходимо исключить государственную аккредитацию школ.
Качество профессионального образования выпускников профессиональных учебных заведений в Кыргызской Республике оставляет желать лучшего. Качество образования выпускников профессиональных учебных заведений определяется Государственными аттестационными (экзаменационными) комиссиями (далее – ГАК). Составы данных комиссий утверждаются Министерством образования и науки КР или Агентством профессионально-технического образования при МТЗМ КР по предложению учебных заведений. Большинство в таких комиссиях составляют представители учебных заведений и, в незначительной степени, представители работодателей и профессиональных сообществ. Таким образом, кто учит, тот и оценивает качество образования. Отсюда и необъективность оценки качества образования. Получается, что кто продает товар, тот и дает ему оценку, тогда как оценивать товар должен покупатель, а не продавец.
Кроме того, практическое отсутствие в ГАК представителей работодателей и профессиональных сообществ, приводит к тому, что требования к компетенциям выпускников со стороны учебных заведений и со стороны работодателей сильно отличаются. То, чему учат в учебных заведениях, не в полной мере, отвечает требованиям работодателей. Отсюда – несоответствие профессиональных компетенций выпускников профессиональных учебных заведений требованиям работодателей. Потребители продукции учебных заведений – работодатели получают некачественный продукт – выпускников. Поэтому им приходится затрачивать большие средства и время на дополнительное обучение, и переобучение выпускников профессиональных учебных заведений. Все это усугубляет неконкурентоспособность наших предприятий и предпринимателей. Получается, что качество товара, предлагаемого продавцом, не отвечает запросам и ожиданиям покупателя.
Таким образом, необходимо устранить необъективность оценки качества образования и несоответствие профессиональных компетенций выпускников профессиональных учебных заведений требованиям работодателей. Такие проблемы решаются в мире путем введения системы независимой сертификации выпускников профессиональных учебных заведений.
Система независимой сертификации отлично показала себя во многих развитых странах мира. Суть системы заключается в том, что выпускники профессиональных учебных заведений сдают, наряду с государственными экзаменами, еще и сертификационный экзамен, проводимый независимыми сертификационными центрами.
В подготовке экзаменационных заданий активно принимают участие работодатели и представители профессиональных сообществ. Задания составляются таким образом, чтобы с высокой достоверностью определить практические компетенции выпускников, необходимые рынку труда.
Экзаменаторами, в основном, являются работодатели. Работодатели заинтересованы получать от учебных заведений компетентных выпускников, что гарантирует объективность оценки. Кроме того, они знают, какие компетенции выпускников им нужны, что гарантирует достоверность оценки. Поэтому сертификационный экзамен гарантирует объективность и достоверность оценки профессиональных компетенций выпускников профессиональных учебных заведений.
Кроме объективной и достоверной оценки практических компетенций выпускников профессиональных учебных заведений, система независимой сертификации решает попутно и другие задачи. Например, задачу соответствия государственных образовательных стандартов профессиональным стандартам. Дело в том, что государственные образовательные стандарты (ГОС) разрабатываются, в основном, самими учебными заведениями и влияние на них работодателей незначительно. Профессиональные стандарты (ПС) разрабатываются работодателями и профессиональными сообществами. Этот процесс в Кыргызстане находится на начальном этапе развития. Поэтому расхождение между ГОС и ПС, на сегодня, в Кыргызстане велико. А система независимой сертификации способствует их максимальному сближению. По результатам сертификации учебные заведения подстраивают свои учебные программы к требованиям рынка труда. В результате этого, система образования подстраивается к запросам и ожиданиям рынка труда.
Кроме того, система независимой сертификации создает условия для реализации принципа «Обучение в течение всей жизни». Успешно сданные сертификационные экзамены дают возможность человеку переходить на более высокий уровень квалификации после окончания обучения профессионального учебного заведения. Уровни квалификации человека в развитых странах определяются Национальной квалификационной рамкой (НКР). Например, Европейская рамка квалификаций (ЕКР) имеет 8 уровней. Европейские страны, основываясь на ней, разработали и приняли свои Национальные квалификационные рамки, имеющие от 8 до 12 уровней.
НКР в Кыргызстане, в настоящее время, имеется. Проходя формальное или неформальное обучение или приобретая практический опыт в течение всей своей жизни, человек имеет возможность переходить с одного квалификационного уровня на другой, реализуя тем самым свой карьерный рост. Таким образом, система независимой сертификации дает возможность человеку в течение всей его жизни повышать свою квалификацию и расти по карьерной лестнице.
Важным является еще и то, что выпускников, успешно сдавших сертификационный экзамен, намного легче берут на работу, так как сертификационный экзамен подтверждает наличие профессиональных компетенций, соответствующих требованиям рынка труда. Таким образом, система независимой сертификации способствует трудоустройству выпускников учебных заведений, которое, на сегодня является серьезной проблемой.
И, наконец, система независимой сертификации устраняет коррупционные явления в системе профессионального образования, так как оценивают профессиональные компетенции выпускников не учебные заведения, а независимые сертификационные центры, где главными оценщиками являются представители работодателей и профессиональных сообществ. Поэтому ситуации, когда оценки покупаются в учебных заведениях, устраняются.
В последнее время снижается экспорт высшего медицинского образования в страны Юго-Восточной Азии из-за ограничений, накладываемых этими странами. Например, Пакистан существенно приостановил поток абитуриентов в Кыргызстан, ссылаясь на то, что большая часть выпускников медицинских вузов из Кыргызстана не сдает сертификационного экзамена в Пакистане. Если у нас будет введена сертификация, то эта проблема тоже легко решится.
Германское общество по развитию GIZ в течение 15 лет безуспешно пыталось внедрить систему независимой сертификации в Кыргызстане. Вся работа в этом направлении велась в пилотном режиме, но не дошла до законодательного оформления. Крайне необходимо ввести законодательно систему сертификации профессиональных компетенций.
Таким образом, внедрение системы независимой сертификации выпускников профессиональных учебных заведений в Кыргызстане позволит существенно повысить качество профессионального образования, повышать им свою квалификацию в течение всей жизни, решить проблему трудоустройства, устранить коррупционные явления в системе образования и создаст условия для устойчивого роста экономики нашей страны.
1. Разработать и выполнить Национальную программу подготовки к PISA-2025 с целью подняться на конкретно определенное количество пунктов от последнего места.
2. Организовать широкое общественное движение для подготовки к PISA-2025 с ясным и понятным девизом.
3. Законодательно закрепить независимую аккредитацию школ и школьных программ, ликвидировав государственную аккредитацию учебных заведений МОиН КР.
4. Законодательно ввести систему независимой сертификации профессиональных компетенций выпускников и желающих лиц.
Сылки:
Фото взято на сайте Ktrk.kg
Публикация отражает позицию авторов и может не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.
Комментарии