Статья

Новый фокус государственного управления в Баткенской области

Текущая ситуация

В предверии рабочего визита Президента Садыра Жапарова в Баткенскую область, на повестке страны стоит актуальный вопрос стратегического характера - «рассмотрение нового фокуса государственного управления для социально-экономического и административно-территориального развития области». Визит президента должен задать своеобразный импульс для запуска нового фокуса государственного управления в Баткенской области как приграничного форпоста Кыргызстана.

Для улучшения социально-экономической ситуаций в Баткенской области были приняты стратегии и программы по развитию, в рамках которых выделялись финансовые средства. Выделяемые средства были направлены на социально-экономическое развитие и на укрепление госграницы, к примеру во время встречи руководитель аппарата Баткенской области упомянул о выделенных средств со стороны государства на урегулирование госграницы в размере 100 млн сомов. Благодаря выделяемым средствам в области были построены ряд социальных и инфраструктурных объектов, в то же время в регионе промышленный потенциал остается неразвитым.

"Все усилия государства, возможности направлены на развитие Баткена", президент КР Садыр Жапаров.

Финансовые средства от крупных международных организаций таких как ПРООН, UNISEF, АБР, Исламский банк развития, Евразэс и т.д, в основном направлены на обеспечение водоснабжения, развитие малого и среднего бизнеса и строительство соцобъектов.

Недостаточная координация государственного управления несмотря на особый статус Баткенской области

У населения Баткенской области возможно формируется ценное мнение, что тенденция социально-экономического развития Баткенской области зависит исключительно от слаженной координации местных органов власти и инициатив центральных органов государственного управления (Кабмина, Администрации Президента и др.), о чем свидетельствует высокий индекс «Личное доверие гражданина к государству» жителей Баткенской области  самый высокий балл-54,2 за 2-е полугодие 2021 г., после Нарынской области и среди  других областей Кыргызстана.

Кабмин направляет все возможные бюджетные ресурсы, оказывает поддержку в осуществлении проектов разного характера, в Баткенскую область направлены большая часть госпрограмм и донорских средств, кроме этого, в Баткенской области проводилось выездное заседание Кабмина, но результативность в настоящее время оценивать рано.

"Верю, что переименование Исфаны в город Раззаков без преувеличения станет побудительным толчком к укреплению национальной идеологии, подъёму на качественно новый уровень духовно-нравственного воспитания граждан, упрочению целостности нашего государства и единства народа", президент КР Садыр Жапаров.

Однако, есть также некоторые отрицательные моменты недостаточной коммуникации и тесного взаимодействия между государственными органами и органами местного самоуправления с населением, что влияет на социально-экономическое развитие области.

Новая концепция относительно того, что область должна стать своеобразным хабом приграничной торговли возможно только при усилении координации государственного управления в Баткенской области.

Нерешенность проблем государственного управления как фактор сдерживания в развитии Баткенской области

Изучение ситуации в Баткенской области показывает некоторые нерешенные проблемы организационного характера. Например, встреча представителей государственных органов с местным населением относительно разработки месторождения Шамбесай, где наблюдалось отсутствие диалога между гражданским обществом и представителями государственных органов.

"Сегодня внимание тех, кто стоит у власти, целиком обращено на решение насущных задач баткенского региона. Расцвет Баткена означает расцвет всей страны. А его развитие значит развитие всего государства", президент КР Садыр Жапаров.

Возможным объяснением подобного недовольства является недостаточная информационная кампания, проводимая с населением как местными органами власти, так и центральными органами государственного управления по разработке месторождения, которые должны были проводить “соответствующую работу среди местного населения с целью недопущения незаконного и необоснованного вмешательства деструктивных элементов в деятельность недропользователей и подрыва в целом доверия населения к органам власти”.

Кроме этого, есть несогласованность относительно реализации проекта, проблемы при выдаче лицензий недропользования третьимлицам не имеющим опыта в горнодобывающей сфере, население выражает недовольство месторасположением разработки вблизи их селения и отсутствием социального пакета местному населению от недропользователей.

Нерешённость феномена проблем государственного управления также служит фактором сдерживания развития.

Дефицит кадров

Одной из основных причин торможения развития региона является недостаточная квалификация кадров в регионе, обладающих широким видением ситуации.    

Дефицит квалифицированных кадров, наблюдается в основном в социальных и муниципальных направлениях, например, электронная библиотека села Арка простаивает из-за отсутствия программиста, вследствие чего ученики не имеют возможности использовать класс.

В отсутствии перспектив удержать хороших кадров сложно, через некоторое время они уезжают в столицу или на заработки в Россию. Новые кадры требуют жилье, земельный надел и высокую заработную плату. В области остаются кадры, которые в основном только окончившие ВУЗы и пенсионеры, что требует дополнительных условий для привлечения и удержания кадров, проведение развития системы “гостевых лекций” в сфере образования и культуры для обмена опытом и повышения квалификации кадров.

Ключевые проблемы

  1. Ограниченность доступа населения к получению государственных и муниципальных услуг.
  2. Недостаточное участие населения в решении сложных проблем социально-экономического развития.
  3. Споры и продвижение собственных интересов некоторыми представителями органов местного самоуправления (депутатов местных кенешей и гражданского общества).
  4. Слабая координация и контроль местных органов власти Кабмином.
  5. Отсутствие инициативности вследствие того, что представители местных органов власти ожидая указаний или помощи Кабмина не принимают меры саморазвития региона, наблюдается проблема в недостаточно эффективном использовании природных потенциалов, пахотных земель на территории приграничных районов.

Причины ключевых проблем

  1. Отсутствие квалифицированных кадров со знанием специфики Баткенской области
  2. Отток квалифицированных и перспективных кадров в столицу или за рубеж.
  3. При существующей ситуации вопрос неурегулированных границ теневого рынка, коррупции любая попытка системных реформ в области будет безуспешной.
  4. Недостаточный мониторинг выполнения существующих стратегий, программ развития.
  5. Отдаленность региона не привлекательна для квалифицированных управленческих кадров.
  6. Отсутствие программ по привлечению квалифицированных специалистов в сфере государственного управления.
  7. Недостаточность первичных социальных условий для обеспечения жизненных условий
  8. Слабая социальная программа по поддержке управленческих кадров: низкий уровень заработной платы, отсутствие перспектив и т. д.
1865

Написать комментарий: