Статья

Качество образования - это вопрос "жизни или смерти" народа, общества, государства

За более чем 30-летнюю новейшую историю страны отечественная школа пережила немало реформ. Бесконечный процесс реформирования системы школьного образования продолжается по сей день. Но воз и ныне там. Здесь, нужно сделать оговорку, что речь пойдет о массовой школе - государственных и муниципальных школах, где все так же, как и в предыдущие десятилетия, не хватает школ, педагогов, учебников, технических средств обучения.

Но самое главное, что практически неизменным остается содержание образования и реалии современной жизни обнажают его несовершенство.

В дополнение ко всему этому COVID-19 ослабил и без того не очень эффективную систему образования в Кыргызстане и усугубил сложную ситуацию с качеством предоставляемых образовательных услуг.

Сегодня в школах идет имитация обучения. Дети делают вид, что учатся, учителя - что учат, управленцы - что управляют. И это имеет разлагающие последствия не только в образовательном, но и в социальном плане.

Между тем, школа сегодняшнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с ней.

Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Они должны научиться учиться. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться. Это означает, что необходимо в корне менять содержание образования.

В настоящее время, содержание школьного образования представляет собой механический набор сведений и школьное знание, как показывает жизнь, остается невостребованным. Поэтому многое из нынешнего устаревшего и ненужного школьного содержания образования можно убрать без сожаления.

В этом свете представляется весьма актуальным серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить все, что держится только по рутине.

Настало время учить детей не для того только, чтобы учить, а для того, чтоб дать им знания, обладая которыми можно быть полезным и себе, и обществу.

Это нужно еще и потому, что сегодня превалирует тенденция гуманизации образования, нацеленная на полное раскрытие способностей учащегося, на дальнейшую самореализацию и непрерывное образование. Образование, существующее сегодня, должно быть не только мультикультурным, но и быть национально направленным, так как необходимо сохранять самоидентификацию, самобытную историю своего народа, при этом органично сочетая культуру других.

Надо сказать, что в Министерстве образования и науки КР о вышеназванных проблемах знают и работают над их решением, о чем свидетельствует Национальная программа развития образования на 2021 -2040 годы, утвержденная постановлением Правительства КР от 4 мая 2021 года №200,  где в перечне проблем имеющихся сегодня в системе образования перечисляются и названные выше проблемы, в частности:

- неудовлетворенность в обществе качеством образования;

- cлабая обеспеченность школ компьютерным оборудованием, недостаточность программ обучения педагогов цифровым навыкам, цифровых материалов, платформ дистанционного обучения;

- плачевное состояние инфраструктуры множества школ. Так, 245 школ признаны аварийными, которые должны быть снесены и построены заново. Еще 457 школ республики требуют капитального ремонта кровли, фундамента, стен, водоснабжения, канализации;

- переполненность школ в городской местности;

- недостаточное финансирование, недостаток кадров и букет других проблем, без решения которых система образования не будет отвечать потребностям современного общества.

Надо отметить, что в данной Программе в числе мер, направленных на решение существующих проблем вшкольном образовании предлагается, в частности, следующее:

            -улучшение инфраструктуры школ через строительство новых, капитальный ремонт действующих и строительство дополнительных зданий к действующим школам;

-развитие цифровой среды, цифрового обучения и доступа к образовательным ресурсам как из школы, так и в домашних условиях;

-формирование политики и практики воспитания как единого, преемственного, педагогически направленного процесса, а также вовлечение родителей и общественности в воспитательный, образовательный, познавательный процессы и социально-эмоциональное развитие учащихся;

-улучшение качества учебников и учебных материалов, доведение уровня обеспеченности учебниками в разрезе предметов до 100 %;

- модернизация содержания образования, ориентированного на развитие знаний и компетентностей каждого обучающегося и т. д.

Одним словом, Программа развития образования есть, существующие проблемы образования и школьного, в частности, известны и подробно перечислены, меры для их решения обозначены.  Вопрос сегодня лишь в том, чтобы этот стратегический документ не постигла участь ему предшествовавших. Будем надеяться, что этого не случится, поскольку о необходимости модернизации и реформировании системы образования не раз подчеркивало в своих выступлениях и руководство страны.

Сегодня ситуация такова, что пандемия актуализировала вопросы модернизации и цифровизации образования, вынудив корректировать свои образовательные программы и стратегии, в том числе формы и методы обучения, форсированно внедряя цифровые и дистанционные технологии.   

Замечено, что в период пандемии COVID-19 произошло наложение друг на друга двух временных контуров: ближайшего будущего, к которому наше общество было готово, и будущего, к которому общество не было готово, так как его наступление ожидалось через 15–20 лет.

Таким образом, история дает шанс переломить ситуацию, чтобы реально, а не на словах, воплотить программы/планы в жизнь, и тем самым избавиться от груза проблем, скопившихся в системе образования. 

Ведь накопившиеся в образовательной сфере проблемы ставят под угрозу экономическую безопасность и само будущее нашей страны.

Нельзя сказать, что для улучшения качества обучения не предпринимается никаких усилий. Упомянем создание Республиканского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников при Министерстве образования и науки Кыргызской Республики; утверждение стандартов безопасности образовательной среды по трем параметрам: физической, экологической, психологической безопасности и Концепции развития инклюзивного образования в Кыргызской Республике.

Впервые в Центральной Азии открыта лаборатория инклюзивного образования для системной подготовки специалистов по инклюзивному подходу. Этот перечень не исчерпывающий. Однако сделанного недостаточно.

Подтверждением важности текущего момента для принятия решительных мер для выправления ситуации в образовательной сфере могут служить примеры соседних стран. При этом отметим, что отдельные инициативы заслуживают внимания.  Так, на днях, в соседнем Узбекистане президент этой страны Ш. Мирзиёев инициировал масштабную реформу школьного образования, подчеркнув в своем выступлении, что развитие школ является "вопросом жизни и смерти".

Из числа мер, принимаемых для стимулирования учительской профессии, является то, что будет образован Фонд министра народного образования, который на первом этапе получит 300 миллиардов сумов из бюджета. Средства фонда будут направляться на поощрение учителей, внедряющих передовые педагогические технологии, и ученики которых достигают высоких результатов.

С целью совершенствования системы подготовки учителей в 5 высших учебных заведениях в Ташкенте и 17 в регионах будут закреплены за школами. Студенты, начиная с первого курса будут проходить обучение непосредственно в школах. Это повысит профессиональные навыки как студентов, так и школьных учителей, преподавателей вузов.

В соседнем Казахстане идет реализация Национального проекта «Качественное образование «Образованная нация» на 2021–2025 годы. Основная цель проекта - обеспечение молодого поколения казахстанцев качественным образованием. Реализация национального проекта даст возможность для улучшения инфраструктуры школ, их обеспечения комфортной, безопасной и современной образовательной средой.

Одним словом, перспективы дальнейшего развития системы общего среднего образования видятся в решении комплекса проблем и задач, ориентированных прежде всего на развитие личности молодого человека, от которого теперь требуются как хорошо развитые производственные функции, так и способности и умения анализировать, собирать информацию, выдвигать идеи, проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу.

Публикация отражает позицию автора и может не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.

Фото сайта Kyrgyzstan.gazprom  

508

Написать комментарий: