Статья

Что представляет собой новый законопроект об экстремизме

В Кыргызстане продолжается работа по инвентаризации трех сотен законов. 29 декабря 2011 года на портале общественного обсуждения проектов нормативно-правовых актов КР разместили проект Закона КР «О противодействии экстремистской деятельности» (ссылка http://koomtalkuu.gov.kg/ru/view-npa/1343). Менеджер ошского офиса Правозащитного Движения «Бир Дуйно Кыргызстан», юрист Хусанбай Салиев рассказал, к чему может привести принятие этого законопроекта.

Имея многолетний опыт ведения дел по обвинению граждан в преступлениях религиозно-экстремистской направленности, юрист провел сравнения с пока еще действующим законом от 2005 года и предложенным законопроектом.

«Экстремизм» - это оценочное понятие, которое означает приверженность к крайним взглядам. В законодательстве многих развитых стран оно не рассматривается как отдельное правонарушение, а служит определенным признаком других правонарушений. В начале 2000-х годов с созданием Шанхайской организации сотрудничества для обоснования безопасности стран вошло в обиход понятие экстремизма.

В уголовном законодательстве экстремизм должен быть связан с применением насилия и направленностью против государства. В законе от 2005 года перечислены понятия экстремизма (экстремистской деятельности), направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности КР, подрыв безопасности, захват или присвоение властных полномочий, осуществление террористической деятельности, возбуждение розни, унижение национального достоинства и многое другое. (Ссылка на Закон КР «О противодействии экстремистской деятельности» http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1748/60?cl=ru-ru&mode=tekst).

В уголовном законодательстве понятие «экстремизм», в основном, применяется к преступлениям религиозного характера. Одно время была попытка внести изменения в направлении разжигания политической вражды, но дело не было доведено до внесения изменений в уголовные законы.

Эта мысль в несколько завуалированном виде оформлена в предложенном законопроекте. Если понятие «идеологического экстремизма» будут введены, то это может привести к абсолютному контролю государства над всеми аспектами общественной и частной жизни гражданина.

В статье 4 законопроекта понятие экстремизма определено как «идеология ... направленная на достижение антиконституционных действий». При этом ничего не говорится о призывах к насилию, неизвестно, направлено ли оно против государственной власти.

Эксперт выражает опасения, что юридическая неопределенность понимания «идеологии» и неясность словосочетания «антиконституционные действия” могут стать инструментом воздействия ограничения свободы слова, мнений и религии. Л юбые ограничения прав человека должны быть обоснованными, законными и соответствовать демократическим ценностям.

Важным отличием законопроекта является разъяснение деятельности средств массовой информации по противодействию экстремизма. В статье 14 законопроекта говорится о недопустимости распространения средствами массовой информации материалов экстремистского содержания. Наличие признаков экстремизма в деятельности СМИ может стать основанием для прекращения деятельности СМИ. Деятельность СМИ прекращается по решению суда на основании искового заявления Генеральной прокуратуры КР.

В статье 16 о порядке признания информационных материалов экстремистскими говорится, что для установления судом признаков экстремизма в информационных материалах, отсутствующих в реестре информационных материалов, признанных судом экстремистскими, обязательно заключение судебной экспертизы. В самом законопроекте нет информации о признаках экстремизма в информационных материалах. В статье 4 дается определение экстремистским материалам – это «информационные материалы, предназначенные для распространения на любых носителях, содержащие идеологию экстремизма либо призывающие, обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления экстремистской деятельности”.

Размытость понятий можно интерпретировать в пользу тех лиц, деятельность которых критикует СМИ с последующим закрытием редакции. Важно не допустить ограничения прав и свобод граждан.

Признание материалов экстремистскими

«Подводные камни» законопроекта окажут серьезное влияние на правоприменительную практику в делах по обвинению в преступлениях по противодействию экстремизму. Исходя из практики ведения подобных дел, раньше во многих делах основанием для обвинения были информационные материалы религиозного характера, якобы найденные в ходе обыска, просмотра электронных сообщений в социальных сетях, изучения содержания аккаунтов граждан.

По этим уголовным делам в качестве обоснования предъявляются заключения религиоведческой экспертизы, где, как правило, говорится о том, что этот материал относится той или иной запрещенной организации. Обычно в этих материалах отсутствуют призывы к насилию и высказывания против власти. Примечательно, что в функцию религиоведческой экспертизы не входит выявление в исследуемых материалах элементов насилия и их направленности против власти, эти признаки устанавливаются психолого-лингвистической экспертизой. Без этого невозможно утверждать о наличии преступления связанного с экстремизмом.

Такое положение дел продолжит практику устрашения через строгие приговоры.

«Сова» рекомендует

Московский Информационно-Аналитический Центр "Сова" по запросу БДК представил рекомендации по законопроекту "О противодействии экстремистской деятельности". 

Статья 4, п.1: Экстремизм – идеология и практика, направленные на достижение политических, социальных, расовых, национальных и религиозных целей путем насильственных и иных антиконституционных действий.

Определение экстремизма в ч. 1 ст. 4 приведено в соответствие с Конвенцией ШОС, но требует уточнения. Не все антиконституционные действия являются признаком экстремизма, поэтому в определении экстремизма в статье 4, п.1 после слова «действия» необходимо добавить: «, ведущих к насилию». Это касается тех мест, где используются понятия «идеологии экстремизма», “экстремистские цели», «преступления экстремистской направленности», то есть везде нужно добавить в конце: «… действий, ведущих к насилию».

Эксперты «Совы» заметили, что перечсиленные экстремистские действия в статье 4 законопроекта являются преступлениями, предусмотренными УК. Но некоторые из этих действий не представляют сами по себе столь значительной общественной опасности, чтобы считаться именно уголовными преступлениями. Некоторые, например, распространение экстремистских материалов или распространение и демонстрация атрибутики и симвлики запрещенных организаций вполне может преследоваться в рамках Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях. Эти правонарушения не всегда имеют антиконституционные цели.

Статья 4, п.5: Атрибутика и символика экстремистской организации - атрибутика и символика организации, в отношении которой судом вынесено решение о ее ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Использование атрибутики и символики экстремистской организации допускается только в научных целях.

Законопроект делает исключение для научных целей, но этого недостаточно. Легко привести примеры, когда такие материалы или символика используются в художественных и учебных целях, в целях информирования или в целях полемики с соответствующей экстремистской идеологией. Они также могут быть использованы случайно вне контекста такой идеологии. Поэтому в формулировку «... в связи с осуществлением экстремистской деятельности...» следует добавить окончание «, с целью распространения идеологии экстремизма». Таким образом данное положение будет запрещать именно конкретные формы распространения такой идеологии.

Эксперты «Совы» не оставили без внимания статьи об ответственности СМИ, считая, что в законопроекте представлен «недостаточно четко прописанный и неоправданно жесткий механизм реализации этой ответственности”.

«Даже совершение преступления экстремистского характера одним сотрудников СМИ или одним членом организации не должно является достаточным основанием для ликвидации всего СМИ / всей организации. Разумеется, такое событие многое говорит об этом СМИ / этой организации и привлекает к ней вполне правомерное внимание правоохранительных органов, но ликвидация за один такой эпизод является непропорциональной мерой”.

Более подробно с предложенными рекомендациями по внесению изменений в законопроект по ссылке http://birduino.kg/pressaru/reczenziya-iacz-%C2%ABsova%C2%BB-na-proekt-zakona-kyirgyizskoj-respubliki-%C2%ABo-protivodejstvii-ekstremistskoj-deyatelnosti%C2%BB

Публикация отражает позицию автора и может не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.

Фото сайта muftiyat.kg

 

 

 

 

3734

Написать комментарий: