Статья

Идут ли исламские религиозные организации во власть?

Константин Ларионов

Сегодня во всей Центральной Азии наблюдается всплеск религиозной активности населения. Самоопределение народов, сложное и тяжелое экономическое положение, деградация государственной системы образования, которой все сложнее и сложнее в аргументации конкурировать с новоявленной религиозной, а также слабое знание основ религий приводят к резкой популярности учений с достаточно невысокими культурно-духовными стандартами религиозного характера. Более того, создаются условия, которые позволяют представителям религиозных организаций вмешиваться в политический процесс.

 

Согласно Конституции, Кыргызстан является светским и правовым государством. Это определяет принципы равного отношения и защиты религиозных организаций перед законом. Но вместе с тем, ввиду влияния религиозных предпочтений большинства населения, власть способствует продвижению некоторых религиозных организаций.

 

Вместе с тем, государство, опасаясь воздействия экстремистских и противоречащих ее самостийности и устойчивости религиозных групп, старается использовать методы «закручивания гаек» в религиозной политике, что скорее порождает недоверие на общем фоне ее недостаточно эффективных действий, чем останавливает распространение противозаконности в Кыргызстане.

 

Государством были предприняты меры, направленные на изменение ситуации. Был подписан Указ Президента КР «О неотложных мерах по укреплению общественной безопасности в Кыргызской Республике» от 1 февраля 2012 года № 24 и постановление Жогорку Кенеша «О проекте Государственной концепции национальной политики Кыргызской Республики» от 30 июня 2011 г. Была разработана Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014-2020 годы.

 

Согласно Концепции, государство хочет влиять на религиозные процессы, взваливая на себя широкие полномочия контроля, тем самым стремясь предотвратить рост числа людей, вовлеченных в противозаконные и особенно террористические образования. Государство негласно участвует в избрании главы ДУМК, в организации и проведении хаджа, способствует регистрации партии с откровенной религиозной риторикой «Улуу Кыргызстан», ужесточает меры по регистрации, а также перерегистрации религиозных организаций и так далее.

 

Проводимая политика не может не вызывать несогласия и некоторого противодействия со стороны религиозных институтов. С другой стороны, складывающаяся ситуация в стране способствует разделению общества на тех, которые стремятся сохранять и развивать светские устои, и тех, кто придерживается позиции вхождения религиозных норм, ценностей и ритуалов во все социальные процессы. Последние служат питательной средой для религиозных лидеров и деятелей, которые выступают за проникновение религиозности в политическое пространство.

 

Внешние факторы также способствуют росту популярности религиозности граждан. За счет проводимой религиозной политики в Кыргызстане существовало довольно-таки либеральное законодательство к распространению в Кыргызстане международных миссий. За несколько лет, только по официальным данным посещало Кыргызстан около тысячи иностранных граждан с целью ведения религиозной деятельности. Несмотря на то, что власть принимает меры по отслеживанию и координации, миссионерская деятельность в целом носит неконтролируемый характер.

 

Растет доля населения, которая считает, что для Кыргызстана менее подходит светское и правовое устройство. К сожалению, у компетентных государственных органов не хватает ресурсов, чтобы сдерживать поток миссионеров, которые ведут противозаконную религиозную деятельность в стране, а также их влияние посредством социальных сетей в интернет-пространстве.

 

Зарубежные организации оказывают финансовую поддержку в строительстве религиозных учреждений, организации обучения, подготовке к религиозной деятельности, поддержке своих миссионеров и миссий. По мнению некоторых экспертов, поддержка, в частности иностранными государствами, деятельности новых религиозных движений может служить основой для увеличения конфликтов на религиозной почве, так как эта поддержка предполагает достижение политических целей некоторыми внешними заинтересованными сторонами.

 

Как следствие, создаются основания для вмешательства религиозных организаций в политический процесс, что ведет к изменению светского характера государства, переходу к религиозным нормам общественной жизни и деятельности государства. Конечно же, представители религиозных организаций могут высказывать свою позицию в отношении любых вопросов и проблем, если эти высказывания не противоречат законодательству, однако зачастую происходит продвижение одних религиозных взглядов в ущерб другим, вследствие чего нарушаются принципы конкурентности. Данное обстоятельство создает возможность для нескольких религиозных организаций проповедовать свои взгляды.

 

Сегодня складывается несколько направлений (трендов), согласно которым происходит вмешательство религиозных институтов в политическую сферу Кыргызстана.

 

Во-первых, происходит активизация религиозных деятелей (прежде всего, представителей ислама) в общественно-политической повестке. Потребности, проблемы и способы их решения начинают формироваться через призму религиозного учения и распространения религиозных ценностей. Чем меньше альтернативы для религиозных ценностей одного учения в стране, тем быстрее они укореняются в обществе в качестве общественных норм.

 

Некоторые активные религиозные лидеры участвуют в формировании политической повестки. Известны комментарии Чубака ажы Жалилова на события после размещения билбордов "Бедный народ, куда мы идем?", призывая привлечь к ответственности тех, кто их разместил по городу. Также после произошедшей драки в Университете Центральной Азии (июнь 2017 года) в городе Нарын, он рекомендовал депортировать из страны граждан Таджикистана.

 

Не все религиозные организации принимают участие в формировании религиозной политики. Так, к сотрудничеству в сфере религиозной политики с государственными органами привлекаются в основном Духовное управление мусульман КР и Русская православная церковь Московского Патриархата, и исключаются другие религиозные организации.

 

В сформированном государственно-конфессиональном совете при Государственной комиссии по делам религий КР вошли представители ДУМК, Бишкекская и Кыргызстанская епархия РПЦ, Еврейская религиозная община и религиозное буддийское общество «Чамсен». Однако не вошли представители других влиятельных и массовых религиозных организаций.

 

Во-вторых, происходит использование представителей государственной и муниципальной власти, политически активных членов общества религиозными институтами как ресурса для продвижения своих интересов. В 2013 году Турсунбай Бакир улуу вносил законопроект, направленный на перенос выходных дней на пятницу и субботу, мотивируя тем, что 85% населения – мусульмане.

 

В марте 2016 года лидер фракции «Ата Мекен» Омурбек Текебаев инициировал законопроект «О государственной поддержке традиционных религий». Данный законопроект противоречит конституционным нормам о равенстве всех религий в стране. В июне 2016 года депутат Тазабек Икрамов внес в Жогорку Кенеш законопроект о продлении обеденного перерыва в пятницу для пятничного намаза. Этот законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Кыргызской Республики» был выставлен на общественное обсуждение, но в итоге не набрал нужного числа сторонников в парламенте.

 

В 2017 году замечание депутата Ирины Карамушкиной по поводу непосещения некоторыми государственными чиновниками своих мест работы, нарушающее, по ее мнению, Трудовой кодекс Кыргызстана, вызвало большой резонанс в обществе и социальных сетях, а также среди политиков.

 

В-третьих, в связи с проникновением религиозных ценностей в политическую деятельность партий, происходит продвижение религиозных систем и видение развития Кыргызстана в будущем. Сейчас в предвыборный период кандидаты начинают прибегать к религиозной риторике. Некоторые кандидаты активно придерживается религиозных убеждений, считая, что некоторые из них должны войти в законодательство страны.

 

В-четвертых, сегментарное замещение части полномочий государственных и, прежде всего, местных органов власти религиозными организациями. Прошлогодний резонанс имело происшествие, связанное с многократным захоронением этнической кыргызки и по исповеданию христианки-баптистки в с. Теплоключенка. Тогда местные религиозные лидеры выступили против захоронения на сельском кладбище женщины, несмотря на то, что земля считается собственностью муниципалитета.

 

Широкий резонанс получило обсуждение в Жогорку Кенеше законопроекта, вводящего уголовное наказание за религиозный обряд брака (нике) с несовершеннолетними. Муфтият высказывался за приоритет религиозных браков перед светскими. Заместитель муфтия Кыргызстана Акимжан ажы Эргешов заявил: «…регистрировать официальный брак можно только после обряда нике».

 

В-пятых, активное участие религиозных представителей и организаций на уровне международного политического процесса. Кыргызстан находится под существенным влиянием религиозных организаций, в том числе и запрещенных на территории страны. В качестве инструментов влияния используется интернет и социальные сети. Согласно официальным данным, на войну в Сирию выехало более 500 человек. Часть из них успела вернуться и начала проводить противозаконную деятельность.

 

По мнению экспертов, сегодня зарубежными центрами из Саудовской Аравии и Катара провоцируются конфликты между представителями «Таблиги Джамаат» и салафитами.

 

Таким образом, интерес религиозных организаций в борьбе за власть можно свести к 5 пунктам:

  1. Участие религиозных лидеров и организаций в доступе по распределению ресурсов;
  2. Возможность в своих интересах участвовать и определять нормативные правовые рамки и правовую систему в целом;
  3. Возможность политическими эффективными способами устранять своих конкурентов на религиозном рынке услуг;
  4. Возможности для расширения (инфраструктурного, человеческого, экономического и прочее) собственного влияния;
  5. Возможности для создания религиозной монополии одной или нескольких конфессии и определение религиозной политической повестки в своих интересах.
4869
Каратай
08.09.2017, 10:21
Протестанты, шли бы вы амеруку, германию, ну где вы традиционный, вам там будут рады на государственном уровне так как там Европа на грани исламизации чем христианизировать мусульман не легче ли своих же христиан образумить которые начали жениться мужчины на мужчинах, а женщины на женщинах и таким образом скоро нация перестанет существовать. Так поспешите братьев по Христу спасти. Вы не там и не в то время евангелизируете. Народы постсоветского пространства успели за четверть века установить свою религиозную идентификацию. Уже поздно. По поводу участия институтционализации религиозного фактора в политике КР, у вас юридически не правильно оформлено. Вашим юристам стоит поработать без всякого сарказма.

Написать комментарий:
https://get-simple.info/ http://pmionline.disnakertrans.cirebonkab.go.id/ https://bisnisdigital.darmajaya.ac.id/ https://himahi.budiluhur.ac.id/blog/ https://registrasifasyankes.kemkes.go.id/pacarzeus/ https://registrasifasyankes.kemkes.go.id/assets/ https://wisma-sukajadi.kemkes.go.id/berkah/berita/ https://kampungkeling.org/ https://siprima.kpu.go.id/ slot gacor https://amdalnet-stg.menlhk.go.id/ situs togel online https://link.kemkes.go.id/ situs slot gacor slot gacor 2024