“Вселенский опыт говорит,
что погибают царства
не оттого, что тяжек быт
или страшны мытарства.
А погибают оттого
(и тем больней, чем дольше),
что люди царства своего
не уважают больше”,
Булат Окуджава.
В нашем обществе складывается интересная тенденция разделения на два лагеря – консерваторов и либералов. Тенденция не нова, учитывая, что система и практики госуправления Кыргызстана берут свою основу от российской системы. Немудрено, что и формирование лагерей пошло по тому же пути.
Еще в 19 веке в Российской империи было два противоборствующих лагеря государственников-консерваторов и либералов. Так называемые государственники определяли свой, особенный путь развития для России, который основан на самодержавии, на централизованности и жесткой вертикали власти.
Либералы же продвигали другую идею – о необходимости последовательных реформ и демократизации общества, поступательного перехода от самодержавия к представительной демократии. Кстати, в России их еще называли “западниками”, уже тогда.
Но пытаться определить кто из них хороший, а кто плохой – дело неблагодарное и бессмысленное. Скорее, здесь важно думать о ролях двух лагерей и принципах, которые могли бы объединить их на пользу государства.
Примечательно, что в российской истории был интересный персонаж – Михаил Тариэлович Лорис-Меликов, который в начале 1880 года занял пост главы Верховной распорядительной комиссии, функцией которой была “охрана государственного порядка и общественного спокойствия”.
Этот человек за достаточно короткий срок сумел объединить враждующих консерваторов и либералов. Он собрал в свою команду людей из обоих лагерей, движимых одной идей – развитием государства. Но смерть царя Александра II прервала его реформы, и чем закончилась история Российской империи мы знаем.
Кыргызстан сейчас проходит свой путь становления. Спустя 30 лет самостоятельного плавания мы сделали определенный политический прогресс, но зачастую он похож на конвульсивные движения то в одну, то в другую сторону. Сегодня в 21 веке абсолютно все заявляют о своей приверженности демократии и ее принципам, но противостояние консерваторов и либералов никуда не делось.
В обоих лагерях достаточно идейных людей, которые искренне волнуются о судьбе государства. Они лишь расходятся во мнениях, какие пути будут более эффективны. Но пока эти люди проводят свои баталии, беспринципность, регионализм и кумовство управляют этой страной.
Эта статья начата с цитирования Булата Окуджавы не просто так. Я считаю, что одна из причин подрыва государства заключается в потере сакральности власти, в потере уважения к ней. Власть у нас сегодня не уважает никто. Но из этого не следует делать вывод о том, что власть надо оберегать от критики, защищать ее сакральность путем подавления свобод. Потому что это даст лишь кратковременный эффект, усугубив ситуацию в долгосрочной перспективе.
Уважение к власти начинается со справедливости, которую видят в этой самой власти. С ее ответственности и профессионализма, с меритократии в системе госуправления, когда очень четко определены социальные лифты, базирующиеся на достоинствах и способностях человека, а не его приверженности клану или региону.
Мы из года в год совершаем одни и те же ошибки, пытаясь находить различия. И это, честно говоря, смешно, потому чтоте же политические партии ничем не отличаются друг от друга. У всех партий примерно один и тот же набор обещаний, примерно одинаковое отсутствие практического и последовательного плана трансформации страны, отсутствие идеологии и принципов.
Они хотят понравиться всем и напоминают пафосные тематические заведения, которые позиционируют себя, например,как ресторан японской кухни, но без проблем подадут вам и лагман, и кальян при желании.
Но самое печальное то, что у нас нет лидеров, способных объединить эти враждующие лагеря во благо государства. Мы просто не даем им шанса, мы, как общество, начинаем их клевать еще до того, как они что-то начинают делать.
Новость о возможном объединении двух либерально настроенных партий вызывает бурю сарказма и злорадства. Все ожидают от нашей интеллигенции слишком многого. Но сила интеллигенции не в нахрапистости, она создает смыслы и формулировки, она рождает идеи. И когда мы ожидаем, что эта самая интеллигенция начнет реализовывать их на практике, мы раздражаемся. И это наивно. Как наивно ожидать от поэта, что он скует вам крепкую подкову.
Сила консерваторов в твердом основании, крепкости в ногах. Это тоже важно, важно понимать и защищать культурные ценности и ориентиры. Но это не значит, что одно противоречит другому. Мечтатели и люди, крепко стоящие на земле,нужны друг другу. Первые не смогут ничего реализовать без вторых, а вторые не смогут придумать ничего нового без первых.
У нас у всех накопилось очень много обид, возмущения, усталости от того, что происходит в нашем государстве. Но пора осознать, что то, что мы имеем сегодня, это результат тех действий и решений, которые мы принимали вчера. Общее благо основано на взаимных уступках и взаимной поддержке, на взаимном уважении.
Мы один народ, одно общество, и нам пора научиться принимать разность друг друга. Нам пора осознать, что наш враг не тот, кто думает иначе, а тот, кто ради своего личного благополучия подрывает благополучие общества и государства.
Публикации с отметкой «Мнение» отражают позицию автора и могут не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.
Фото Темира Сыдыкбекова, Радио "Азаттык".
Комментарии