Статья

Анализ вызовов и рисков внедрения новой избирательной системы

28 июля, за день до начала своих каникул, ЖК принял одновременно во втором и третьем чтении проект конституционного закона «О внесении изменений в Закон КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР» (далее закон о выборах). Инициатор закона – Президент КР. 107 депутатов поддержали закон, два депутата были против.

 Первое чтение закона о выборах прошло 22 июля, на котором 99 депутатов ЖК проголосовали за и 7 – против. При принятии этого закона ЖК нарушил ряд требований Конституции и своего Регламента: не опубликовал законопроект, не провел по нему ни общественные обсуждения, ни парламентские слушания, а также безосновательно объединил второе и третье чтения. Нарушено также требование 10 дневного промежутка времени между каждым чтением.

Уже отмечалось, что по законопроекту депутаты ЖК будут избираться по двум независимым друг от друга видам избирательных систем. Но в ходе рассмотрения законопроекта в ЖК устройство двух избирательных систем изменилось – стало сложнее для всех участников выборов.

Возможно эти последние изменения были результатом политического компромисса между президентом, выступающим за одномандатные округа, и депутатами, поддерживающими вариант преференциальной системы. Однако это налагает значительные сложности как для организаторов выборов, так и для избирателей – об этом ниже.

Сравним проект закона о выборах, принятый ЖК 28 июля, и проект закона, подготовленный Рабочей группой и опубликованный на сайте Президента КР в начале июня 2021 г. Изменилось количество мандатов, которые будут распределяться:

  • по одномандатным округам стало не 35, а 36 мандатов;
  • соответственно по единому общереспубликанскому округу по партийным спискам пропорциональной избирательной системы (ПРС) будет распределяться – не 55, а 54 мандата;
  • на эти 54 места ввели преференциальное голосование;
  • увеличен избирательный порог для политических партий с 3 до 5%, региональный порог стал 0,5%.

Представительство разных групп общества при определении списка кандидатов партии стало:

  • По отдельности, не менее 15% кандидатов не старше 35 лет и различной этнической принадлежности, при этом не менее 3 кандидатов каждой из групп должны быть включены в список первых 25 кандидатов;
  • не менее 2 кандидатов - лица с ограниченными возможностями здоровья, при этом один из них должен быть включен в список первых 25 кандидатов.

Те, кто избираются в парламент, убрали из закона некоторые неудобства для себя. То, что убрали в законе, ярко характеризует среднестатистический облик нынешнего парламентария. Так, в сравнении с текстом законопроекта, опубликованного на сайте президента КР, в законе, принятом ЖК исключили требования:

  • для кандидата представлять сведения о доходах своих и своих близких родственников;
  • для кандидатов в одномандатных округах выдвижение собранием избирателей округа, теперь просто подается заявление в ЦИК;
  • пере-/регистрации партии не менее чем за 6 месяцев до назначения выборов. Т.е. партия может быть зарегистрирована за день до назначения выборов;
  • В ПР части выборов убрали гендерную квоту, предложенную рабочей группой, писавшей проект закона (РГ). Вместо разницы в очередности в списках партий кандидатов женщин и мужчин, не превышающей двух позиций, сохранили действующую квоту «не должна превышать трех позиций», что составляет 25% квоту. Но видимо, при поспешных изменениях, не прочитали до конца законопроект РГ. Там далее написано:

При распределении мандатов, полученных партией, первоначально распределяют не менее 30% мандатов между кандидатами женского пола, получившими наибольшее количество голосов избирателей. Оставшиеся мандаты по женской квоте распределяются среди кандидатов женского пола в соответствии с порядком в списке партии, зарегистрированном в ЦИК.

Таким образом, ЖК создал основы для внутреннего недовольства и конфликта в партии, когда в списке партии 25% женщин, а мандаты должны быть розданы не менее 30% кандидатам-женщинам. Из-за этого процентного несоответствия, после выборов, если партия получит мандаты, женщины-кандидаты, находящиеся ниже по списку, по сравнению с мужчинами, должны будут продвинуты выше по списку и получить мандаты.

В принятый закон внесли норму об обязательном наличии высшего образования у кандидата на депутатский мандат. Намерение может быть было и хорошее. Но как будто бы неизвестно, что в КР за деньги, безнаказанно, всем желающим некоторые вузы раздают дипломы о высшем, включая юридическом, образовании. В таких условиях требование о высшем образовании кандидата в депутаты мало сказывается на качестве состава депутатов.

По предложению депутата Дастана Бекешева ввели ограничения: для партий не более 10 тысяч агитаторов, для одномандатников – не более 500. Это хорошая норма, если расчеты количества агитаторов сделаны правильно, для сдерживания подкупа голосов. Кандидаты и партии могут платить только агитаторам и до внесения этой нормы они могли делать вид, что они заплатили человеку, поскольку нанимают его агитировать за кандидата или партию, а не подкупать голоса.

Между тем, каждая из видов вводимых избирательных систем обладает собственными преимуществами и недостатками. В одномандатных округах избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании в округе (это мажоритарная система относительного большинства – МЖОБ). Таким образом выборы в одномандатных округах пройдут в один тур. Это снимает проблемы, связанные с проведением двухтуровых выборов (по мажоритарной системе абсолютного большинства) в одномандатных округах. По этому поводу Кыргызстан имеет печальный опыт парламентских выборов 1995, 2000 и 2005 года.

Двухтуровая система в одномандатных округах обнаружила такие проблемы, как: размножение количества кандидатов в 1-ом туре. Большинство понимает, что чем больше кандидатов в первом туре, тем меньше вероятность того, что кто-либо получит более 50% голосов. Также 2-ой тур требует отдельной организации, финансов, времени – в это время кандидаты и их избиратели пребывают в неизвестности и напряжении. Поскольку выведение итогов выборов затянуто во времени, недовольство кандидатов нарастает, происходит мобилизация электората в избирательных округах, идут судебные процессы по многим округам. И наконец, традиция подкупа голосов появилась и пришла из одномандатных округов. Учитывая такое количество недостатков, большинство стран, использовавших двухтуровые выборы, отказались от этой системы.

При МЖОБ исключены трудности двухтуровой системы – победитель определяется сразу в единственном туре. Но вместе с тем в одномандатных округах выигрывает только один кандидат, поэтому голоса, поданные за всех остальных кандидатов, пропадают.  Это основной недостаток данной системы – несправедливость по отношению к избирателям, проголосовавшим не за победителя выборов в округе. При любой избирательной системе есть проигравшие и голоса избирателей, поданные за них, пропадают. Но, например, при пропорциональной избирательной системе гораздо меньше голосов избирателей остается неучтенными.

В одномандатных округах, согласно законопроекту, кандидаты выдвигаются как политическими партиями, так и самовыдвижением. Выдвижение собранием избирателей округа для самовыдвиженцев было возможностью для кандидатов встретиться с потенциальными избирателями своего одномандатного округа и получить их поддержку. Убрав собрания избирателей, депутаты ЖК поставили политические партии в неравные условия с самовыдвиженцами. Вместо проведения съезда партии и согласования вопроса с руководством партии, кандидату гораздо проще самому подать заявление в ЦИК.

Вне зависимости от способа выдвижения, в любом случае, депутат из одномандатного округа будет обязан своей победой в основном своей популярности и избирателям округа. Поэтому одномандатные округа способствуют развитию индивидуализма. В итоге, в ЖК получаем 36 депутатов, которые ориентированы на выражение интересов избирателей своих округов, а значит интересов местных в большей степени.

Учитывая соотношение чисел 36 и 54 мандата (разница в 18 мандатов), одномандатник должен получить примерно 2,7% голосов участвовавших избирателей, в то время кандидат от единого общенационального округа должен получить примерно 1,85% голосов. Ненамного, но как бы мандат одномандатника получается тяжелее – весомее мандата депутата от общереспубликанского округа.

Поведение таких отдельных политиков, представляющих заказы определенных групп избирателей, в ЖК будет несколько иным. Договариваться с такими депутатами и проводить какую-либо последовательную политику через законодательство и решения парламента, при их участии, станет труднее. Соотношение множества частных интересов спорящих между собой законодателей часто будет изменяться, приводя к противоречивым, непоследовательным решениям. Парламент станет еще менее предсказуемым.

Новая параллельная избирательная система решает многие проблемы действующей ПР системы с закрытыми партийными списками. Она позволяет избирателям влиять на избрание симпатизируемых ими кандидатов, обеспечивает улучшенную связь между избирателями и избранными ими депутатами, снижает возможности для самоуправства лидеров партий. Вместе с тем новая система не исключает возможности подкупа голосов, доминирование финансово обеспеченных партий, хотя и снижает размеры внутрипартийной коррупции.

Преференциальная система, хотя и распространяется только на 54 места ПРС, но она решает многие проблемы прежней избирательной системы: избиратель сможет влиять на распределение мандатов внутри списка партии, это снижает возможности партийной коррупции и самоуправства лидеров партий, способствует большей связи избирателя с депутатами. Хотя ориентированные на личности выборы, что в одномандатных округах, что по открытым спискам, приведут к тому, что избирателям легче и они будут рассматривать отдельных личностей, а не партии. Но в то же время по ПРС избиратель вначале должен выбрать партию. Без выбора партии, его выбор кандидата не будет работать. Таким образом, две новые избирательные системы и заполнение двух бюллетеней, один из которых состоит из двух частей, налагают на избирателя слишком много ответственности по изучению кандидатов и партий. И это все происходит во времена недоверия общества к госорганам и особенной нелюбви к ЖК.

Однако основная проблема с новой избирательной системой и опасности, которые она в себе таит, заключаются в ее сложности. Вводятся две разные избирательные системы, каждая из которых представляет определенные трудности и может вызвать споры среди участников выборов на многих этапах своей реализации. Так:

  • для организации одномандатных округов надо нарезать 36 округов с примерно равной численностью населения и стараясь соблюсти административно-территориальные границы в стране;
  • для преференциальной системы разработать, заложить и протестировать соответствующие программы для АСУ, напечатать бюллетени;
  • обе системы надо изучить, освоить, написать инструкции и обучить членов избирательных комиссий.
  • К тому же надо организовать деятельность всех участников избирательного процесса так, чтобы они соблюдали сроки и процедуры так же, как это будет делать сама ЦИК в целях эффективной и своевременной реализации положений нового закона о выборах.

Все эти новые вызовы могут нести угрозы ошибок, и как следствие недовольства и напряжения в стране в ходе организации и проведения выборов в парламент. Для избрания такого маленького количества депутатов в Жогорку Кенеше ( 90 мест) было неосмотрительно и рискованно вводить столько новшеств, которые должны быть реализованы в такие короткие сроки.

Фото Токтосуна Шамбетова, Радио "Азаттык"

1271

Написать комментарий: