Гонка за президентство началась. Определились основные претенденты, которых мы знаем не один год. Примерно понимаем, что в какой-нибудь момент могут появиться другие, но малозначащие кандидаты, от присутствия которых ничего уже не поменяется. А так, в принципе, общая картина политического расклада понятна.
Особых сюрпризов не предвидится, хотя, вполне возможно, власть сможет напоследок чем-то немного удивить, хотя дальше некуда. У каждого из политиков-кандидатов есть свои преимущества и недостатки, своя политическая история, а у некоторых (удивительно, но факт!) есть свои полуустойчивые электоральные группы.
И тем не менее, эти выборы существенно отличаются от всех предыдущих.
Первое, что бросается в глаза – ясное понимание кандидатами того, что они серьезно ограничены своим территориально-электоральным полем. Нет в Кыргызстане ни одного политика, который бы чувствовал повсеместную поддержку – на севере и на юге страны. Поэтому северные кандидаты ищут подходы к влиятельным южным политикам, и наоборот. Идет нормальный договорной процесс. Нет тут ничего постыдного или противоестественного. Более того, это было ожидаемым с самого начала.
В этом плане становится абсолютно понятным появление рядом с Сариевым южных политиков-тяжеловесов Ташиева и Келдибекова. Надо заметить, что напрямую политики не объявили, что на выборах поддержат именно Сариева, а это означает, что процесс формирования кандидатских тандемов «Север-Юг» продолжается. По сути, подобные тандемы – это один из самоорганизующихся способов объединить электорат страны. И неважно, под крылом какого кандидата это произойдет.
Второе - это то, что сегодня никак нельзя спрогнозировать: кто же станет следующим президентом? На всех предыдущих выборах главы государства было заранее известно, кого «выберет» народ. Голосование было формальностью, альтернативные претенденты – демонстрацией «мировой общественности» демократичности Кыргызстана и не более. Сейчас ситуация иная. Можно предположить, что в первом туре никто из кандидатов не наберет нужного количества голосов и будет объявлен второй. К такому прогнозу подталкивает то, что основных участников примерно одинаковые шансы на успех и на неудачу.
Третье, чего не наблюдалось в прошлых избирательных кампаниях – это явно просматривающаяся аффилированность и ангажированность СМИ по отношению к каждому конкретному кандидату. В прошлые годы СМИ «работали» только на кандидата от власти. Сейчас нейтральных СМИ практически нет, все главреды целенаправленно работают за или против определенного кандидата. Особенно ярко это проявляется в электронных СМИ и социальных сетях.
Четвертое – программы кандидатов стали более акцентированными по сравнению с эклектичными наборами политически привлекательных заявлений. Официально они нигде не опубликованы, но анализируя публичные выступления кандидатов в СМИ и «на воздухе», угадывается, что их команды нащупывают особо чувствительные струнки в душах избирателей, чтобы начать усиленно эксплуатировать ранимые темы. Если в прошлые годы все конкуренты хватались за все проблемы, то теперь успех будет на стороне того, кто правильно «вычислит» 2-3 самые болевые точки общества.
Пятое - не чувствуется, что от правящей политической элиты будет выдвинут единый кандидат. По крайне мере, четверо желающих примерить президентское кресло от СДПК мерцают на горизонте. Чем это может закончиться – непонятно. Понятно одно – чем ближе к выборам, тем «непослушнее» становятся социал-демократы по отношению к своему лидеру.
А теперь можно перейти к вопросу – а что общего между прошлыми выборами и предстоящими?
На первом месте, как всегда, судебные преследования неугодных кандидатов. Казалось бы, что мешало властям завести уголовные дела на некоторых политиков 5-6 лет назад? Почему именно в 2017 году? Отсюда возникает впечатление, что возбуждение уголовных дел – это политический инструмент «отстрела» конкурентов. То же самое происходит в отношении некоторых СМИ, которые осмелились предоставить свою информационную площадку оппозиционным кандидатам и публикуют нежелательные материалы. Если ситуация повторится, то такая же (уголовная) может постигнуть и гражданских активистов.
Второе - власть традиционно и постоянно клянется о проведении в стране честных, открытых, прозрачных, свободных, справедливых, демократичных и т.д. президентских выборов. Тут же идут заверения о том, что во время проведения выборов не будет задействован административный ресурс. Все это вкупе – ясный сигнал к тому, что в реальности все будет наоборот. Опять же знаем по опыту. Иначе, зачем властям заранее оправдываться?
Третья схожесть - из области создания искусственных барьеров перед самыми выборами. Власти начинают перекраивать законодательство под своего кандидата. Это уже коснулось изменения полномочий независимых наблюдателей, повышения избирательного залога до 1 миллиона сомов, отмены предельной суммы расходов кандидата за счет средств избирательного фонда, введены ограничения на распространение агитационных материалов и прочее.
Четвертое - все, что заложено в действующем законодательстве, касающегося проведения президентских выборов, госорганы толкуют только в пользу кандидата от власти.
Вкратце, это пока то, что видно на поверхности. Полный сравнительный анализ можно провести только после окончания выборной кампании. Поживем, увидим.
Автор: Талант Нарбаев
Комментарии