Статья

Депутаты Жогорку Кенеша будут избираться по параллельной избирательной системе: предлагаемые устройства и их действие

Избирательный порог на 55 мест для партий не 3%, как написано в законопроекте, а фактически 6,3%.

По идее инициаторов изменений парламентские выборы завершат цикл демократических голосований, связанных с событиями октября 2020 года. Из опыта Кыргызстана известно, что на парламентские выборы делаются настолько большие политические ставки, что они часто служили основой для разнообразных волнений и даже последующих переворотов в стране. Поэтому основные политические силы страны, так же, как и избиратели, с интересом ждали изменений избирательного законодательства.

Ранее речь шла о возможном выборе системы с единым общереспубликанским округом при пропорциональной системе (ПРС) либо смешанной системе. И вот, на сайте Президента Кыргызской Республики (КР) опубликован проект Закона «О внесении изменений в конституционный Закон КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР». Эти изменения были обусловлены не только принятием новой Конституции КР, но также обещанными значительными преобразованиями в избирательной системе. Данная статья объясняет, что изменяется в избирательной системе по выборам в парламент КР, по сути, а также какие новшества для избирателя и потенциального кандидата в депутаты содержит законопроект.

Новая избирательная система

В законопроекте Президента КР 90 депутатов Жогорку Кенеша (ЖК) избираются по двум независимым видам избирательных систем:

  • 55 депутатов избираются также, как и раньше, по единому общенациональному избирательному округу по пропорциональной системе (ПРС), закрытым партийным спискам, как это было ранее. Мандаты распределяются по квоте Хэра ПРС, так же как и раньше;
  • а 35 депутатов – по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства (МЖОБ) (у этой системы есть и другие названия). Избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании по округу.

Позитивным моментом в развитии избирательной системы стало сохранение политических партий в качестве основных субъектов права выдвижения кандидатов в депутаты ЖК. Все-таки партии, в отличие от индивидуальных кандидатов, это организации, которые требуют лидерских навыков, умения организовать людей, работать в команде. Предвыборная программа политической партии – серьезный комплексный документ, отражающих позицию и идеи партии о развитии страны. В законопроекте политические партии могут выдвигать кандидатов по обоим видам избирательных систем.

Поскольку результаты выборов по двум разным системам друг на друга не влияют, то, получается,предлагается параллельная, а не смешанная система, как ее назвали в справке-обосновании. Параллельная система имеет место в Японии, Литве, России, Казахстане.

В смешанной системе распределение мандатов по двум разным системам между собой взаимосвязано, элемент ПРС покрывает диспропорциональность одномандатных округов. Система смешанного членства есть в Боливии, Германии, Лесото, Мексике, Новой Зеландии, Великобритании, Шотландии, Уэльсе, Финляндии.

В Южной Корее и Таиланде отказались от параллельной системы и ввели систему смешанного членства в 2019 году, поскольку она является более прогрессивным видом избирательной системы, способствует более справедливому распределению мест в избираемом органе и меньше голосов избирателей пропадает.

Однако в Кыргызстане пока выбрали параллельную систему. Одномандатные избирательные округаобразуются с примерно равным числом избирателей (с допустимым отклонением не более чем на 15%); при этом учитывается административно-территориальное деление страны и не допускается образование округа из не граничащих между собой территорий.

Списки избирательных округов с указанием их границ и адресов территориальных избирательных комиссий, включая их изображение, публикуются Центральной избирательной комиссией (ЦИК) заблаговременно. Избиратели, проживающие за пределами Кыргызстана, считаются приписанными к определенному избирательному округу.

Новости для кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша

Теперь в депутаты ЖК может выдвигаться немного более старший, по сравнению с действующим законом (21 год), гражданин КР. На день проведения выборов ему должно быть 25 лет. И при этом один человек может быть выдвинут кандидатом только в одном избирательном (одномандатном или едином по ПРС) округе.

Новым также в законопроекте является то, что с момента выдвижения кандидаты, которые являются государственным или муниципальным политическим служащим (за исключением Президента, депутата Жогорку Кенеша и депутата местного кенеша), а также руководителем гос. или муниципального предприятия, учреждения, прекращают исполнение должностных полномочий. Кандидаты – государственные и муниципальные служащие, работники СМИ – приостанавливают свои служебные обязанности. Также кандидаты должны представить сведения о доходах и имуществе своем и своих родственников либо копию единой декларации о доходах для гос. и муниципальных служащих за предыдущий год.

Для потенциальных кандидатов в депутаты законопроект предусматривает возможность выдвинуться по одной из двух избирательных систем: по единому округу либо в одномандатном округе, а также два способа для выдвижения: через партию – в едином округе либо в одномандатном округе либо через собрание избирателей – в одномандатном округе.

Политические партии, выдвинувшие списки кандидатов по единому избирательному округу, вносят залог в 10-тысячекратном размере расчетного показателя (1 млн сомов). Также для участия в парламентских выборах по единому округу по ПРС партия должна быть способна:

  • преодолеть республиканский барьер в 3% и
  • региональный барьер в 0,7% в каждой области и городах Бишкек и Ош,
  • выдвинуть список кандидатов в количестве не более 55 кандидатов;
  • соблюсти требования представительства в списке кандидатов: не более 70% кандидатов одного пола с разницей очередности не более двух позиций; не менее 15% кандидатов моложе 35 лет, не менее 3 из них в числе первых 25 кандидатов; не менее 15% различных этносов и 3 из них в числе первых 25 кандидатов; не менее 2 кандидатов - лица с ограниченными возможностями здоровья и 1 из них в числе первых 25 кандидатов.

Поскольку в регионах и двух городах избирательный порог составляет 0,7%, получается, что фактический общестрановой порог не 3%, как написано в законопроекте, а 6,3% – т. е. более чем в два раза выше, чем представляется на первый взгляд. Это означает, что голоса избирателей, не проголосовавших за партии, набравшие более 6,3% голосов, пропадут.

Другой позитивной стороной законопроекта является закрепление признанных международным сообществом достижений Кыргызстана в отношении представительства женщин в выборных органах власти. Не только составляя более 50% населения страны, но будучи ответственными за свои семьи, за то, чтобы выносить, родить, накормить и вырастить детей, дать им образование, женщины по праву заслужили улучшения своего представительства в выборных органах страны.

Несмотря на прежние защитные меры, в настоящее время в ЖК женщин-депутатов осталось менее 20%. В рассматриваемом законопроекте сохранилось требование действующего Закона о выборах о том, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата женского пола, избранного по единому избирательному округу, ее мандат передается следующему зарегистрированному кандидату того же пола.

Конечно, это не сравнится с достижениями некоторых стран, как например Бельгии или скандинавских государств, но обсуждаемый законопроект улучшил возможности для избрания женщин-депутатов. По законопроекту разница в очередности между кандидатами одного пола в списке партий не должна превышать двух позиций в отличие от редакции действующего Закона «трех позиций».

В одномандатных округах – в дополнение к партиям, кандидаты (самовыдвиженцы) могут быть выдвинуты собранием граждан, проживающих в данном избирательном округе.

Для самовыдвижения по одномандатному округу кандидат в депутаты ЖК подает в территориальную избирательную комиссию заявление о намерении баллотироваться кандидатом по данному округу. Однако этого недостаточно. Кандидатура должна быть поддержана более половиной участников собрания, на котором должно присутствовать не менее 100 избирателей. Этот факт будет проверяться территориальной избирательной комиссии.

Также в одномандатном округе, кандидат, вне зависимости от способа выдвижения – через партию либо через собрание избирателей – вносит избирательный залог в размере 100 тысяч сомов (в тысячекратном размере расчетного показателя).

Поскольку формула выборов простая (МЖОБ) – избранным признается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, то стимулов для участия в выборах для слабых, не имеющих шансов победить кандидатов, нет. Поэтому, надо полагать, шум от участия слишком большого количества кандидатов, не умеющих рассчитывать свои шансы, значительно поубавится.

К тому же избирательный залог не возвращается кандидатам, получившим менее 5% голосов участвовавших избирателей в одномандатном округе, а по единому избирательному округу – партиям, получившим менее 1% голосов. Если регистрация кандидата, списка партии была отменена либо итоги голосования по нему были признаны недействительными, то избирательный залог также не возвращается.

Новости для избирателя

Для участия в выборах избиратель, прошедший биометрическую регистрацию, обязательно должен быть включен в список избирателей. На выборы в свой избирательный участок избиратель идет с паспортом. Каждый избиратель голосует лично, за других избирателей голосовать нельзя. ЦИК должна заблаговременно опубликовать информацию об избирательных участках с указанием их границ и адресов.

Соответственно на своем избирательном участке избиратель голосует по двум избирательным системам сразу. Избиратель получает два избирательных бюллетеня: один – по единому округу и один – по одномандатному округу.  

В избирательном бюллетене по единому избирательному округу указываются наименования политических партий. А на выборах по одномандатным избирательным округам бюллетень содержит фамилии, имена, отчества, года рождений кандидатов.  Очередность партий и кандидатов в бюллетене определяется жеребьевкой.

В обоих видах бюллетеней справа от наименований партий либо кандидатов будет изображен пустой квадрат. В конце обоих бюллетеней есть строка "Против всех" – тоже с пустым квадратом справа.

Для заполнения бюллетеня избиратель проходит в специальную кабину. Там – с учетом предусмотренной в Конституции КР тайны голосования – избиратель сам, единолично осуществляет свой выбор. Избиратель ставит в каждом из двух избирательных бюллетеней отдельно соответствующую отметку в квадрате возле выбранного им кандидата, партии либо "Против всех". Обычно ставится галочка в рамках пустого квадрата, так чтобы избирательная комиссия смогла точно понять за кого проголосовал избиратель.

Особенность предлагаемой избирательной системы в том, что выборы в одномандатных округах тесно связаны с местными сообществами. В одномандатном округе может проголосовать только член местного сообщества. Членство избирателя в местном сообществе определяется отметкой о регистрации места жительства в паспорте гражданина (сделанной не менее чем за 3 месяца до дня голосования). Но будет ли в них избиратель голосовать только за представителя своего региона в парламенте или отдаст предпочтение действительно достойному кандидату из любой части нашей страны, то есть будет иметь не местечковую, а более высокую гражданскую позицию покажут предстоящие выборы в ЖК.

Избиратель обязан проверить себя в списках избирателей онлайн либо в своей участковой избирательной комиссии, уточнить свои данные. Предварительный список избирателей размещается на интернет-сайте ЦИК за 80 дней до дня голосования в разрезе административно-территориальных образований, а в избирательных участках – за 70 дней. Для того, чтобы внести или исправить свои данные в списках избирателей избиратель может обратиться в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее, чем за 15 дней до дня голосования.

Окончательный список избирателей вывешивается в избирательных участках за 7 дней до дня голосования. Остальные процедуры для избирателя будут как на предыдущих выборах.

Новым в законопроекте является то, что право проголосовать обеспечивается также в местах лишения свободы для граждан КР, осужденных за совершение преступлений по неосторожности. Это была рекомендация ОБСЕ. Избиратели за пределами Кыргызстана участвуют в голосовании так же, как и на прежних выборах.

Угрозы нарушений выборного законодательства

В законопроекте приняты серьезные меры против грубых нарушений избирательного законодательства: подкупа и использования административного ресурса. Так, ЦИК вправе признать итоги голосования по кандидату или списку партии недействительными, если имели место грубые нарушения с их стороны, которые не позволяют с достоверностью установить итоги голосования или повлияли на волеизъявление избирателей.

Признать недействительными итоги голосования могут и после дня голосования. В этом случае голоса избирателей, отданные за нарушившего кандидата или партию, признаются недействительными. При распределении депутатских мандатов эти голоса избирателей не учитываются в качестве принявших участие в голосовании. Это влияет на подсчет процента голосов, полученных другими партиями и кандидатами, что открывает некоторым из них доступ к распределению мандатов. Все это в целом стимулирует кандидатов и партии не нарушать выборное законодательство, не заниматься подкупом и использованием адмресурса. Так же соперники будут ловить кандидатов и соперников на нарушениях. Кандидат, партия, по которым итоги голосования признаны недействительными, не допускаются к следующим выборам депутатов Жогорку Кенеша.

Если ранее в законе регистрация кандидата отменялась в случаях: подтверждения фактов совершения кандидатом, его уполномоченными представителями, доверенными лицами, наблюдателями, а также близкими родственниками подкупа избирателей или причастности кандидата к совершению подкупа избирателей. То теперь, регистрация отменяется в случае причастности не только кандидата, но и всех перечисленных лиц к подкупу или благотворительной деятельности.

Еще один момент, специально не адресованный в законопроекте, это опыт злоупотребления своими полномочиями со стороны председателей домовых, уличных, квартальных комитетов, а также товариществ собственников жилья (ТСЖ) на предыдущих выборах. Теперь, поскольку для выдвижения в одномандатных округах самовыдвиженцы должны быть выдвинуты собранием граждан, проживающих в данном избирательном округе, специальное внимание территориальных избирательных комиссий и ЦИК должно быть уделено тому, чтобы председатели домовых, уличных, квартальных комитетов и ТСЖ не только не чинили препятствия, но и оказывали организационное содействие всем кандидатам на равной основе в участии в собраниях по выдвижению кандидатов в ЖК.

Фото Жениша Айдарова, Радио "Азаттык".

87

Написать комментарий: