За время своей деятельности проект Кумтор стал не только образцом несправедливости (за весь его период работы доля “Центерры голд” составила 11,5 млрд долларов США, а доля Кыргызстана составила всего лишь 1,5 млрд долларов США), но и образцом варварского отношения к природе.
Виной этому являются не только безразличие иностранных разработчиков к природе Кыргызстана, но и паталогическая жадность коррумпированных чиновников нашей страны, которых подозревают в том, что с каждым скандалом вокруг месторождения они выторговывали себе коррупционные “откаты”.
Действующее правительство Кыргызстана впервые пошло на самые крайние меры и обещает решить вопросКумтора в интересах Кыргызстана, а не его отдельных чиновников. Конечно, хотелось бы в это верить. Но гражданскому обществу совсем не обязательно надеяться на правительство и сидеть сложа руки.
Гражданское общество Кыргызстана давно доказало свою зрелость и состоятельность во многих социально-экономических и политических кризисах, потрясших страну. Почему бы нам уже не начать защищать интересы Кыргызстана на международном уровне, тем более что для этого есть все необходимые предпосылки?
В Канаде находятся 60% всех золотодобывающих компаний мира. Большинство из них известны своими скандалами и судебными тяжбами, связанными с нарушениями в области прав человека, экологии и коррупции в странах разработки месторождений. Наиболее частыми нарушениями являются разрушения окружающей среды,преимущественно – ледников.
Поэтому в Канаде был создан ряд неправительственных организаций по защите окружающей среды и местных сообществ различных стран мира от недобросовестных канадских разработчиков. Это такие НПО как MiningWatch (www.miningwatch.ca), Earth Rights International (www.earthrights.org) и CorpWatch(www.corpwatch.org), которые очень активно работают с правительствами, некоммерческими структурами и местными сообществами различных стран мира, а также с международными организациями Гринпис и ООН.
Методами их работы являются экспертные заключения, консультации, общественное давление, лобби в канадском правительстве и парламенте, также они представляют в суде интересы иностранных местных сообществ или судятся с недобросовестными компаниями сами. Их целью является защита окружающей среды и прав местных сообществ в развивающихся странах всего мира.
Например, в 2012 году в результате давления канадских НПО крупнейшая в мире добывающая компания “Баррик голд” выплатила каждому пострадавшему жителю местного сообщества в Папуа Новой-Гвинее около 10 000 долларов США. В 2013 году “Баррик голд” был вынужден приостановить разработку рудника Паскуа-Лама в Чили в связи с судебными тяжбами, сопровождавшимися активной кампанией со стороны канадских и международных НКО в защиту ледников.
Существует множество других примеров, когда канадские компании и меньших размеров под воздействием НПО выплачивали компенсации. Более того, 9 марта 2007 года вследствие усиленной работы канадских НПО с Организацией Объединенных Наций, комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации призвал власти Канады усилить контроль за деятельностью своих компаний за рубежом.
“Баррик голд”, являясь одной из крупнейших золотодобывающих компаний мира, стала образцом нарушений в области охраны окружающей среды. В 2007 году вышел в свет специальный отчет неправительственной организации CorpWatch “Грязные секреты “Баррик голд” (Barrick’s dirty secrets) http://www.corpwatch.org/article.php?id=14466, где описываются все скандальные нарушения этой компании.
Анализ биографий руководящего состава “Центерры голд” показывает, что минимум трое из сотрудников высшего звена в прошлом работали на руководящих постах скандально известного “Баррик голд”. Например, председатель и директор “Центерры голд” Стефен Ланг, директор Скотт Г. Перри и вице-президент Антони Ж. Меаде.
Следовательно, можно предположить, что недобросовестные практики “Баррик голд”, широко известные в канадском обществе и мире, перешли вместе с его руководством и в “Центерру голд”. В канадской горнодобывающей промышленности существует практика, когда замешанные в скандалах руководители крупных компаний переходят работать в мелкие компании типа Центерры.
В связи с вышеизложенным, предлагаю гражданским активистам Кыргызстана наладить контакт с неправительственными организациями Канады - MiningWatch, CorpWatch, Earth Rights International, а также Гринпис, с целью создания международной гражданской защиты окружающей среды Кыргызстана.
Инструкция, разработанная этими организациями, о том, как наладить совместную международную гражданскую защиту природы развивающихся стран, находится по следующей ссылке: https://miningwatch.ca/publications/2016/10/28/protecting-your-community-mining-and-other-extractive-industries.
К данной работе необходимо привлечь НПО, работающие в сфере защиты окружающей среды, прав человека и борьбы с коррупцией. Они могли бы проводить эту деятельность вне зависимости от результатов работы действующего правительства. В то же время гражданские организации Кыргызстана должны отказаться от политизации данной ситуации и воздержаться от незаконных действий, которые могут нанести вред инвестиционной привлекательности страны.
Руководство золоторудных фирм Канады и их акционеры стараются избегать различных скандалов и обвинений со стороны гражданского общества, так как это может как минимум негативно повлиять на их деловую репутацию в бизнес-среде и государственных структурах, а иногда обернуться крупными штрафами. Опыт других стран показывает, что такое давление может быть эффективным и нередко приносит положительные результаты во благо окружающей среды.
Сегодня гражданское общество Кыргызстана может еще раз доказать свою состоятельность, выйдя на новый уровень своего развития – международную арену. Если мы не можем защитить свою природу сами, тогда давайте делать это с помощью международных экологических организаций, потому что в Кыргызстане еще много месторождений и ледников, которые могут стать объектом интереса недобросовестных горнорудных компаний.
Если мы не смогли отстоять окружающую среду Кыргызстана в случае с Кумтором, то нам просто необходимо сделать все возможное, чтобы этот вопиющий случай больше не повторился. Потому что никакие материальные богатства не могут сравниться с ценностью содержимого ледников, являющихся наследием наших предков.
Фото Spiegel.de
Публикации с отметкой «Мнение» отражают позицию автора и могут не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.
Комментарии