Статья

Проблемы и возможности быстрого социального и экономического роста Баткенской области

Почему Баткенская область – это догоняющая в развитии часть республики?

Кыргызстан в условиях экономического кризиса переживает не лучшие времена. Так нужные стране инвестиции не приходят или убегают из страны. Это связано с нестабильной приграничной обстановкой с Таджикистаном, политической ситуацией, высокими «откатами» властям, развитием событий вокруг Кумтора (грозящих нашей стране убытками, в случае если «Центерра голд» выиграет судебные процессы против КР), поджог и мародерство на золоторудном предприятии Джеруй после октябрьского переворота, задержания бизнесменов и даже попытки рейдерских захватов бизнеса.

Эти и другие события увеличивают опасения инвесторов вкладывать в развитие нашей страны. Тем более в Баткенскую область. Уже с уверенностью можно говорить, что в рейтинге инвестиционной привлекательности (Doing Business) Кыргызстан опустится с 80 места на более низкую позицию. Сложно указать на крупные международные компании, которые пришли или намеревались прийти на кыргызский рынок в течение последних трех лет.

Тем временем, в прошлом году ряд ведущих мировых компаний, среди которых Nike, Adidas, Apple, Netflix, Inditex объявили о намерении открыть производство в Узбекистане.

И Казахстан также традиционно считается одним из мест Центральной Азии, привлекательных для внешних вложений. Более того, даже наши граждане готовы вкладывать в развитие бизнеса в других странах, так как там рисков намного меньше.

В условиях развития кризиса, дефицита продуктов, обеспечивающих продовольственную безопасность, наша страна должна срочно вводить антикризисный пакет мер, направленный на поддержание областей, особенно тех, которые находятся в сложной ситуации.

 После событий в апреле-мае на кыргызско-таджикской границе (когда, по официальным данным, погибли 36 человек), государство, а также представители гражданского общества и эксперты обеспокоились развитием Баткенской области - самой «южной», максимально отдаленной от столицы, а также самой экономически и социально неразвитой.

Баткенская область граничит с Таджикистаном и Узбекистаном. Общая площадь области составляет 17,0 тыс. км2, или 8,5 % территории страны. Здесь проживает примерно 548,2 тыс. человек (из которых официально около 6% являются безработными – самый высокий показатель по стране). Сложная социально-экономическая ситуация вперемежку с постоянными обострениями на границе делают область самым большим донором внешних мигрантских потоков.

Отсюда в поисках работы мигрирует порядка 300 тыс. человек (преимущественно в Россию).

В 2019 году доля от доходов отчислений трудовых мигрантов Баткенской области приблизилось к 32%. Именно поэтому закрытие границ сильнее всего ударили по ней, в сравнении с другими областями.

В состав Баткенской области входят 3 района, 6 городов, один поселок городского типа и 31 сельский округ (айыльный аймак). Всего насчитывается около 200 населенных пунктов.

Безморозный период здесь длится до 175 дней в году. Область богата гидроресурсами. Тут насчитывается более 530 ледников общей площадью более 720 км2. На шести реках имеется возможность строительства гидроэлектростанций средней и малой мощности. Вместе с тем ощущается нехватка пресной воды для хозяйственных и бытовых нужд по отдельным населенным пунктам.

В области около 90 % пашни, и почти все земли, находящиеся под фруктовыми   деревьями, садами, приусадебными участками, защитными полосами и посадками, искусственно орошаются.  Протяженность межхозяйственных каналов составляет 381,6 км, внутрихозяйственных - 2076,6 км. Существует приблизительно 36 насосных станций, 220 скважин вертикального дренажа   и коллекторно-дренажной сети протяженностью 258,7 км.

Одной из ключевых проблем экономического развития Баткенской области является мелкое сельское хозяйство, не стремящееся к укрупнению. Население преимущественно занято животноводством, земледелием и садоводством (около 70% заняты в сельском хозяйстве, что приносит приблизительно 40% доходов от ВВП). Имеется хорошая пастбищная база. Природно-климатические условия благоприятны для развития животноводства и растениеводства, особенно производства плодов и ягод. Перерабатывающая промышленность в области не развита.

В Баткенском районе около 500 га пахотных земель вследствие стихийных бедствий, из-за заболачивания и засоления которая не используется.  На этих площадях требуется восстановление плодородного слоя почв, смытого селевыми потоками, очистка коллекторно-дренажных сетей, ремонт вертикальных дренажных насосов. Дренажные сооружения также страдают от недостаточности ремонтных работ. Дренажные колодцы почти перестали функционировать.

В силу природно-климатических условий распространенным видом занятости населения является виноградарство (площадь виноградников около 2500 га), выращивание плодово-ягодных деревьев (абрикосов, персиков, яблок - площадь садов около 10225 тыс. га). Стоит отметить, что из-за низкой финансовой грамотности и просвещенности в наилучших методах управления своим хозяйством, фермеры как правило несут существенные потери, которые иногда приводят к банкротству.

Недра области богаты полезными ископаемыми, среди которых следует отметить месторождения сурьмы, ртути, золота, серебра, угля. Разведанные и подтвержденные запасы золота составляют 150 тонн. Сегодня производственная    мощность Кадамджайского сурьмяного комбината позволяет производить до 10 тыс. тонн сурьмы и около тонны золота в год. Угольная отрасль области представлена Кызыл-Кийским и Сулюктинским месторождениями бурого угля. Нефтегазовая промышленность области представлена месторождениями Аркинского и Бургандинского массивов нефти и газа, извлекаемые запасы которых составляют 1,6 млн. тонн и около 2,1 млрд. м3 соответственно, с суточной добычей нефти - 100 тонн, газа - 40 тыс. куб. метров.

По итогам социально-экономического развития регионов, в общем объеме промышленного производства республики незначительную долю демонстрирует Баткенская область (2,8%). Промышленный потенциал базируется преимущественно на советском инфраструктурном наследии.

Вместе с тем здесь сильно развиты контрабанда и наркотрафик, которые являются существенными источниками дохода населения. По мнению Токона Мамытова, нелегальная торговля с Таджикистаном составляет порядка 30%. Особенно явно проблема, связанная с контрабандными грузами, идущими из Кыргызстана в Таджикистан и обратно, обострилась в начале мая этого года.

Именно тогда местные жители стали останавливать грузовые машины, идущие в соседнюю страну, обвиняя их в контрабанде. Контрабанда, идущая из Кыргызстана (в первую очередь это ГСМ), попадает даже на рынки Афганистана. Кыргызстан, в свою очередь, зависит от сельхозпродукции из Таджикистана.

Попытки быстрого решения вопросов с незаконными грузами, скорее всего, могут привести к очередной эскалации приграничного конфликта. Приграничный таможенный контроль, предусмотренный при торговле участников ЕАЭС с иными странами, как мы полагаем, на таджикском направлении неэффективен. Помимо контрабанды «разрешенными товарами», из Таджикистана в Кыргызстан попадает афганский героин (по экспертным данным, ежегодный объем варьируется в пределах 20–25 тонн). Перед Кыргызстаном ставился вопрос пресечения на своей территории каналов транзита наркотиков, идущих в Россию по так называемому «Северному маршруту».

Коррупция, существующая в Баткенской области, резко снижает ее потенциал и развитие. Коррупция приводит к потере земель (которые, как отмечают некоторые исследователи, продаются гражданам соседней страны), не достижению поставленных планов социально-экономического развития, «крышеванию огромных наркопотоков», неразвитости и деградации инфраструктуры (дорог, оросительной системы) и так далее.

Государство в настоящий момент предпринимает некоторые шаги для повышения уровня безопасности и создания условий социально-экономического развития региона. С этой целью был разработан и выставлен на общественное обсуждение проект закона «О статусе Баткенской области», где предусматривается усиление полномочий представителя правительства Кыргызстана в Баткенской области и наделение его особыми функционально-административными, организационно-распорядительными полномочиями и особым статусом.

Также законопроект предусматривает создание благоприятных условий для социально-экономического развития области, а также создание специального координационного совета, который должен проводить мониторинг и оценку специальной программы развития. Однако внятной программы развития Баткенской области в публичном пространстве государство пока не предоставляет.

Какие решения могут помочь в развитии области?

Развитие Баткенской области требует системного и комплексного подхода с возможностью улучшения разных сфер социально-экономической и политической деятельности, а также изменением НПА в соответствии с вышеуказанным подходом. В первую очередь должен завершиться процесс деэскалация конфликта на границе. Далее необходимо построение неформальных институтов общественной дипломатии (о чем мы говорили ранее на публичных площадках), с широким привлечением женщин и конструктивной молодежи.

После этого должна последовать работа в формате миростроительства с привлечением квалифицированных медиаторов и психологов, имеющих аналогичный опыт работы в постконфликтных зонах. Государствам обеих стран для получения обоюдных выгод необходимо переходить из парадигмы «закрытой» политики к «открытой» (в том числе с учетом компонента public policy – предусматривающий широкое взаимодействие властей с представителями гражданского общества и местных сообществ).

В долгосрочной перспективе необходимо, не закрываясь друг от друга, расширять социально-экономическое взаимодействие, постепенно результативно выводя из тени и ликвидируя контрабанду и пресекая незаконную торговлю. Затем стоит вопрос налаживания тесного социально-экономического взаимодействия двух приграничных местных сообществ. Там, где процветает торговля между народами, значительно снижаются возможности для серьезной эскалации всяческих конфликтов.

На уровне законов (в первую очередь на уровне разработки Закона КР «О статусе Баткенской области) и НПА предусмотреть дополнительные и действенные возможности для создания привлекательного инвестиционного климата и ведения прибыльной экономической деятельности, где будут создаваться условия для международной экономической деятельности с Таджикистаном (создание на приграничных территориях удобного налогового климата для совместных кыргызско-таджикских предприятий, открытие логистических центров, свободных экономических зон и так далее).

Деятельность, которая должна разворачиваться во исполнение будущего закона КР «О статусе Баткенской области», предполагает работу в антикризисном режиме и предусмотренные индикаторы для оценки эффективности и действенности пакетов антикризисных мер.

В целом Баткенской области нужна первая в Кыргызстане многоязычная цифровая карта социально-экономического развития (отображающая, как должна измениться область через 10 или 15 лет с обозначением развития перспективных направлений), повышающая привлекательность для вхождения инвесторов.

Одной из возможных моделей решения социально-экономического благополучия является укрупнение сельскохозяйственных угодий в кооперативы, что в дальнейшем, на наш взгляд, поможет увеличивать доходы населения. Важнейшей целью в развитии сельского хозяйства должно стать развитие перерабатывающих предприятий сельскохозяйственной продукции.

Большое внимание в развитии аграрного сектора и животноводства должно сыграть расширение сотрудничества местных властей и фермеров с иностранными аграрными исследовательскими центрами и институтами, которые смогут предоставлять наилучшие виды растений и животных, увеличивающих многократно их продуктивность и производительность. В этой связи создание международных сельскохозяйственных кластеров должно опираться на всестороннюю поддержку правительства страны.

Государство должно развивать институт политических гарантий для инвесторов и систему страхования на случай возможных рисков. Привлечение инвесторов должно сопровождаться высококачественной медиаподдержкой, ориентированной на потенциальных инвесторов.

Необходимо проводить в области различные международные выставки с приглашением максимального числа участников. Безусловно, работа по развитию области должна проделываться поэтапно и последовательно, от более необходимых инфраструктурных проектов к более отраслевым. Большая работа должна быть проделана правительством в способствовании налаживания каналов и рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, развития промышленного потенциала с привлечением инвесторов.

Государству и самим местным властям необходимо своими силами и совместно с донорами восстанавливать земли, которые могут быть пригодны для сельского хозяйства. Большая работа должна проделываться при развитии инфраструктуры (качественные дороги, газификация населенных пунктов, увеличение доступа к чистой питьевой воде, развитие оросительной системы, создание условий для высокоскоростного интернета, постройка больниц, школ, профессионально-технических лицеев и так далее).

В вопросах предотвращения коррупции и крышевания контрабанды со стороны местных властей государство должно комплексно подходить к снижению незаконной деятельности некоторых представителей ОМСУ. Наркотрафик возможен по причине коррупционности местных чиновников, а также покровительства представителей государственной власти. Одним из элементов в данной работе должно стать поэтапное повышение зарплаты сотрудников местных органов власти и ужесточение ответственности за нарушения должностных обязанностей. Ротация местных чиновников должна быть обязательным условием в борьбе по снижению коррупции.

Требуется массовое повышение финансовой грамотности населения, в том числе с широким привлечением школьников, молодежи и женщин. К сожалению, как показывают многочисленные исследования, некоторые мелкие и средние предприниматели области не умеют планировать свое хозяйство (и бизнес), что приводит к малоэффективному управлению своими финансами.

Развитие потенциала Баткенской области требует большой и комплексной работы, без которой ее социально-экономический прогресс видится проблематичным и затянутым.

271

Написать комментарий: