Изучение кыргызского парламентаризма вскрывает множество системных проблем и упущений, которые складывались с начала 90-х. Резкий слом советской политической однопартийной машины, сопровождавшийся демонтажем политической идеологии, не породил ничего нового, кроме постоянных притязаний сконцентрировать власть у узкого круга лиц.
Многие партии, подстраиваясь под развитые демократические стандарты, для извлечения ресурсов и помощи от внутренних и внешних партнеров, не стремятся изменить малоэффективный характер всей парламентской системы. Поэтому парламентаризм стал больше напоминать химеру, совмещающую противоречащие стороны (например, общественные интересы и частные), а всяческие попытки гражданского общества улучшить политическую систему разбиваются об интересы политических сил.
Неудивительно, что с крайне низкой политической культурой, политические тяжеловесы (среди которых и лица, которые систематически получают депутатские мандаты) спокойно перемещаются со своими ресурсами из одной партии в другую. В этой ситуации политические силы, как правило, не заинтересованы и в высокой политической культуре электората, иначе деформируется вся эта псевдополитическая система, имеющая мало общего с решением действительных проблем местного сообщества.
11 апреля граждане приняли важное для себя решение избрать на четыре года депутатов БГК. Из 25 партий на одно вакантное место претендовало приблизительно 40 кандидатов в депутаты. Ни для кого не секрет, что избрание в кенеши определяют различные ресурсы – финансовые, родоклановые, административные, политтехнологические, коммуникационные и прочие. Но для чего нужны выборы в местные кенеши, участие в которых обходится не так уж дорого, как в случае с выборами в ЖК?
Партии как правило понимают, имеют ли они шансы победить или нет. На этом основании их можно разделить на «проходные» и «непроходные». И в первом, и во втором случаях участие в выборах, при правильно расставленных акцентах и имеющихся ресурсах, может принести большую выгоду для всех участников предвыборной гонки. Во втором случае партии тоже достигают определенных результатов. Укажем на три причины, которые мотивируют партии принимать участие в выборах в Бишкекский горкенеш:
- репутационные (для тех, кто хотят заявить о себе);
- ресурсораспределительные (в случае, если политическая партия попадает в местные кенеши, ее представители так или иначе будут участвовать в распределении тех или иных муниципальных ресурсов);
- финансовые (на выборах представители партий могут зарабатывать и финансовые средства).
Часть политических партий, участвующих в избирательной гонке, отдают себе отчет в том, что они не займут места в местных кенешах. В этом случае участие в выборах может стать хорошим началом для политической карьеры или возвращением на политическую сцену.
Появление партий на выборах привлекает к себе как единомышленников, партнеров, волонтеров и электорат, так и финансовые ресурсы. Участие в выборах на местах (например, в БГК) может выйти сравнительно недорого: сама избирательная кампания может стоить от 2-3 тыс. долларов. Недостающие ресурсы можно закрыть за счет активностей волонтеров, которые будут на общественных началах заниматься разработкой программ и агитационных материалов, продвижением в социальных сетях, самой агитацией и так далее.
Большое значение будет играть то, насколько избирательный штаб правильно спроектирует свою деятельность. Важнейшей задачей такого участия является привлечение внимания к себе, как до выборов, так и после оглашения результатов. При этом вся избирательная кампания является отличным имиджевым и относительно незатратным ресурсом, где можно себя разрекламировать.
В некоторых случаях такое участие может привести к тому, что те или иные представители партий могут в дальнейшем привлекаться на государственные должности действующими властями. В последнем случае речь может идти о партиях, вступивших в сговор с властями для оттягивания на себя части голосов оппозиционных к режиму политических сил.
Помимо этого, партиям, которые не прошли в местные органы власти, всегда можно обвинить ТИК/ЦИК в несправедливом подсчете голосов, а действующий режим в использовании административного ресурса, сговоре с провластными партиями (или же «ручной оппозиции»), а также в подкупе электората. Благо что включенный административный ресурс позволяет это утверждать. Данные заявления могут сопровождаться пикетами, митингами и критическими по отношению к действующем режиму пресс-конференциями.
Интернет-технологии в этом процессе могут быть целесообразными, как за счет удешевления избирательной кампании (часть агитации может размещаться в социальных сетях посредством SMM-продвижения, работы фейковых аккаунтов), так и за счет привлечения потенциального электората или партнеров. Оснований для такого продвижения существует предостаточно. Участие в выборах Бишкекского кенеша могут служить отличным трамплином для последующих избирательных кампаний (например, в парламент).
Позиционирование проходных партий, как правило строиться по принципу: больше вложил – место получил. Вложениями являются не только финансовые ресурсы, но и административные, интеллектуальные и прочие. К слову сказать, чтобы попасть в ряды определенной партии, необходимо совершить стартовый взнос в десятки тысяч долларов. Фракция в БГК не только повышает статус партий и депутатов, но и дает возможность перераспределять собственность муниципалитета, а также пользоваться другими возможностями. Отсюда можно понять, что депутатские кресла служат местом развития коррупции.
Под контролем горкенеша находятся мэрия, ее структурные подразделения и должностные лица, которые подотчетны БГК, что позволяет влиять на муниципальную повестку. После избрания депутаты могут не прекращать производственную или служебную деятельность (запрещено управление на государственных или муниципальных предприятиях, оказывающим услуги населению за счет бюджета).
Депутаты БГК не получают зарплату. Она полагается только председателю и двум его заместителям, а также председателям постоянных комиссий. Депутаты БГК утверждают местный бюджет, который предлагает мэрия. К слову тендеры, которые осуществляются через финансирование местного бюджета, являются источником коррупционных рисков.
Горкенеш вводит или облегчает местные налоги, сборы и льготы по ним. Это дает возможность бизнесу в столице (к которому принадлежат и власть имущие) лоббировать свои интересы по улучшению для них налоговых послаблений. БГК устанавливает дифференцированные ставки налога на городские земли в пределах базовых.
К слову, сегодня в публичном доступе нет информации, за сколько была приобретена (или получена в аренду) земля для нужд строительных компаний. А многочисленные требования аудита продаваемых земель и вообще какая-либо прозрачная деятельность в этом направлении натыкается на бездействие местных кенешей.
Горкенеш утверждает тарифы на холодную воду, канализацию, теплоснабжение, а также на сбор, вывоз и уничтожение мусора, содержание и техобслуживание лифтов, а также утверждает тарифы на оказание муниципальных услуг. Депутаты устанавливают порядок содержания ирригационных сетей, домовых и придомовых участков, утверждают правила благоустройства, торговли, размещения наружной рекламы и информации, содержания домашних животных и выпаса скота на территории Бишкека, утверждает порядок территориального устройства города и прочее.
Горкенеш устанавливает порядок пользования муниципальной собственностью, утверждают программу приватизации объектов муниципальной собственности, контролирует ее использование. Это тоже является потенциальным источником коррупции.
Отдельные депутаты могут ставить вопрос о проверке предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности. Горкенеш вправе рекомендовать проведение проверки по фактам, представленнымдепутатами. Этот рычаг может использоваться как по назначению, так и с целью извлечения прибыликоррупционным путем.
Таким образом, выборы при правильном позиционировании и умении пользоваться открывшимися благами может приносить выгоды (репутационные, финансовые и проч.) всем ее участникам. Как показывает наблюдение за участниками выборов, многие из партий в лучшем случае не имеют отношения к улучшению своего сообщества, в худшем способствуют выкачки множества ресурсов из города (пространственных, финансовых, экологических и прочее).
Что в первом, что во втором случаях происходит стагнация или деградация города, которая может в перспективе привести к тупику в развитии и социально-экономическому «опустыниванию» по причине того, что в городе станет просто некомфортно жить.
Выходом из создавшегося положения может быть только создание долгосрочных гражданских институций,которые будут повышать политическую культуру электората и ответственность за принимаемые решения на выборах. Граждане должны понять, что никто кроме них не заинтересован в улучшении и благополучии их места проживания и развитии городского сообщества.
Фото Айгерим Акылбековой, RFE/RL
Комментарии