Статья

Инфляция в Кыргызстане и меры по ее контролю

Адилет Насыров

Весь мир с 2020 года находится в исключительно сложных экономических условиях. Кризис повлек за собой целый ряд негативных последствий, в том числе удорожание товаров и услуг в большинстве развивающихся стран. Кроме того, повсеместно принимаемые властями меры стимулирования по поддержке экономики после пандемии, приводят к расширению денег в экономике, что создает риски инфляции.

Инфляция считается сложным явлением для экономики и формируется под воздействием широкого спектра факторов. Если инфляция превысит умеренный уровень, это может создать тяжелую ситуацию для экономики, следовательно, инфляция должна быть управляемой и находиться под контролем. Однако контролировать инфляцию с помощью определенной меры или инструмента невозможно.

Таблица. Различные меры, используемые государством для контроля инфляции

Меры государственного регулирования цен можно условно разделить на три основные группы: монетарные меры, фискальные и прямой контроль цен (администрируемые тарифы или антимонопольное регулирование).

  1. При ускорении инфляции центральный банк посредством денежно-кредитной политики проводит меры для повышения стоимости денег или ограничения их количества, зачастую через повышение процентной (учетной) ставки. В результате, коммерческие банки повышают процентную ставку по кредитам и депозитам для населения. В такой ситуации люди предпочитают экономить деньги, а не вкладывать средства в новые предприятия. Соответственно, это уменьшит денежную массу на рынке, что, в свою очередь, сдерживает рост цен в среднесрочном периоде.
  2. Помимо денежно-кредитной политики центрального банка, правительство также использует фискальные меры для контроля над инфляцией. Двумя основными компонентами налогово-бюджетной политики являются государственные доходы и расходы. В налогово-бюджетной политике правительство контролирует инфляцию либо за счет сокращения расходов, либо за счет снижения или повышения налогов. Когда правительство увеличивает налоги, очевидно, что ускоряется рост цен, так как налоги зачастую напрямую включаются в стоимость товара.
  3. Кроме того, есть еще один метод остановить инфляцию - это государственный контроль цен, но это не может контролироваться в долгосрочной перспективе. Данный метод действенен для контроля кратковременных разовых скачков цен спекулятивного характера. В таком случае основное инфляционное давление в экономике некоторое время не проявляется в виде роста цен, но как только он снимается может быть резкая коррекция цен, что называют «подавленная инфляция». Исторические свидетельства в мире показали, что контроль над ценами само по себе не может контролировать инфляцию, а только снижает степень инфляции. Следовательно, можно сказать, что инфляцию нельзя остановить, пока не будет определена ее причина.

Инфляция в Кыргызстане в 2020 году резко ускорилась под влиянием таких факторов как, распространение пандемии COVID-19, ограничение логистики экспорта и импорта товаров, существенное увеличение цен на мировых товарно-сырьевых рынках, общемировая тенденция укрепления курса доллара США,а также введение властями стран ограничительных мер в борьбе с коронавирусной инфекцией.

По итогам прошлого года это отразилось на годовых значениях инфляции, которые составили 9,7 процента. Дополнительным фактором давления на инфляцию явился рост количества денег в экономике. В течение 2020 года денежная база значительно выросла вследствие изменения структуры правительственных операций в результате заметного разрыва доходной и расходной частей государственного бюджета.

В целом за прошлый год денежная база выросла на 24,8 процента (или 29,3 млрд сомов), при этом только за счет роста операций сектора государственных финансов она возросла на 39,6 млрд сомов. Это обусловлено тем, что итогам 2020 года дефицит государственного бюджета составил 19,7 млрд сомов или 3,3 процента к ВВП вследствие увеличения расходов для борьбы с COVID-19 и сокращения налоговых поступлений на фоне падения темпов роста экономики.

Подобные процессы не явились чем-то исключительным, а имели место практически в большинстве стран мира. При этом, стоит отметить, что из-за введенных ограничительных мер доходная часть государственного бюджета уменьшилась на 15,2 млрд долларов США (или 9,1 процента) по сравнению с аналогичным показателем 2019 года.

Налоговые послабления и отсрочки, предоставленные в острый период пандемии, привели к тому, что определенная часть денежных средств осталась на руках частного сектора (бизнес, индивидуальные предприниматели и т.д.), а не вернулась в банковский сектор в форме оплаты налогов и пошлин.

Кроме того, послабления по возврату ранее взятых кредитов, также обусловили увеличение в обороте наличных денег. В этих условиях для контроля над ситуацией Национальный банк стерилизует ликвидность, в том числе по более высоким ставкам.

График. Инфляция и учетная ставка НБКР (в процентах)

Многие граждане нашей страны могут задаться вопросом, какие меры предпринял Национальный банк для сдерживания инфляции в 2020 году, учитывая сложную экономическую и политическую ситуацию в Кыргызстане на тот период времени. Ведь его основным мандатом является достижение и поддержание стабильности цен, посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики.

Так, Национальный банк в прошлом году, ожидая рост цен на фоне неопределенности ситуации с пандемией COVID-19, изменил многолетний курс денежно-крединой политики, проведя первое с 2016 года повышение учетной ставки - 24 февраля 2020 года учетная ставка была повышена с 4,25 % до 5,00 %.  22 февраля 2021 года с учетом рисков инфляционного давления, вызванными вторичными эффектами от повышения цен на мировых рынках продовольствия, в очередной раз повышен размер учетной ставки до 5,50 %.

Повышение учетной ставки — это сигнал для рынка Кыргызстана, что более высокие ставки делают заимствования (межбанковский кредитный рынок) более дорогими, а сбережения (депозиты в коммерческих банках) - более привлекательными. Вследствие это должно привести к снижению роста потребительских расходов и инвестиций.

Далее в целях ограничения инфляционного давления Национальный банк осуществлял регулирование уровня избыточной ликвидности в банковской системе посредством проведения операций на открытом рынке и размещения свободных ресурсов коммерческих банков на депозиты «овернайт» в Национальном банке. Среднедневной объем изъятия избыточной ликвидности из банковской системы составил 16,1 млрд сомов (в 2019 году – 11,4 млрд сомов).

При этом для усиления работы процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики были скорректированы границы процентного коридора: в марте 2020 года ставка по депозитам «овернайт», являющаяся нижним уровнем, была повышена с 2,00 до 2,75 процента, ставка по кредитам «овернайт», определяющая верхний предел, была сохранена на уровне 5,75 процента.

В целях сглаживания резких колебаний обменного курса, а также снижения сомовой наличности (у частного сектора) Национальный банк в 2020 году проводил операции по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в общем объеме 518,5 млн долларов США или около 40,7 млрд сомов (для сравнения, в 2019 году – 143,5 млн долларов США).

Говоря простыми словами финансовый регулятор страны забрал с валютного рынка страны около ¼ денежной базы Кыргызстана в широком определении. Если бы данная сомовая наличность осталась на руках у населения, то на валютном рынке КР был бы избыток сомов и огромный спрос на иностранную валюту, которая в свою очередь оказывала бы еще большее давление на обменный курс, а также на рост цен импортируемых товаров.

Хотелось бы отметить, что благодаря предпринятым мерам Национального банка удалось сдержать инфляцию в умеренных значениях. В современном мире большая роль в экономическом развитии государства отдельна центральным банкам. Так как умеренные темпы инфляции позволяют частном сектору планировать, брать на себя определенные риски и развивать бизнес.

В последнее время в разных кулуарах нашего государство и в СМИ появляется информация о изменении функции Национального банка и закрепления его под правительством КР. Я считаю, напротив, что нужно усилить независимость Национальной банка при проведении денежно-кредитной политики, в частности, контроля денежной эмиссии (или ограничение денежной массы) и недопущение эмиссионного финансирования государственного бюджета Кыргызской Республики.

Ведь основной аргумент состоит в том, независимый Национальный банк (центральный банк) будет свободен от политического давления с целью установления низких процентных ставок перед выборами или печатанью новых денег в неограниченном количестве. В начале 90х годов мы уже проходили этот урок.

193

Написать комментарий: