Недавно на сайте АКИпресс в разделе «Мнения» была опубликована статья ученого Азамата Темиркулова об электронном Курултае, где предлагается поистине революционный подход к организации диалога общества и государства. Главным здесь является идея отказаться от посредников в лице органов представительной власти, то есть депутатов всех уровней, прежде всего Жогорку Кенеша, которые по идее должны служить передатчиками информации от населения правительству по тем или иным вопросам, волнующим граждан страны.
Что представляют из себя наши посредники - депутаты, народ убеждался не раз за 30 лет независимости, особенно прославился на этом поприще последний их созыв. Ведь в чем главное призвание депутата – озвучивать как есть без искажений информацию снизу от населения и доводить ее до руководства республики, в первую очередь, до правительства. У нас же сплошь и рядом информация препарировалась под частные депутатские интересы, а порою использовалась для протаскивания корыстных интересов отдельных заинтересованных лиц.
Наглядным примером такого манипулирования информацией является решение депутатов Бишкекского горкенеша о Плане детальной планировки (ПДП) центральной части столицы республики в интересах строительных магнатов, многие из которых были одновременно депутатами городского кенеша.
Информация от жителей города о нарушениях при строительстве жилых домов и требования об упорядочении этого процесса была ловко использована ими для принятия ПДП в своих интересах для почти бесплатного отъема частных земельных участков якобы в общественных интересах.
Только бескомпромиссная позиция гражданского общества позволила отстоять интересы жителей столицы, добившегося отмены в судебном порядке ПДП строительного лобби.
Как писали в свое время в СМИ и социальных сетях, «мучное» лобби также через своих представителей в Жогорку Кенеше, используя недовольство потребителей ценой и качеством хлебобулочной продукции, протолкнуло через парламент решение, определившее их монопольное положение на внутреннем рынке Кыргызстана.
И таких примеров искажения и манипулирования информацией со стороны «представителей» народа, наносящих существенный вред общественным интересам, можно приводить бесконечно. Ладно бы это ограничивалось только «успешной» реализацией чьих-то корыстных интересов, но такая игра с информацией, по мнению специалистов в этой сфере, несет прямую угрозу национальной безопасности.
Уже с 2015 года международные исследовательские центры стали изучать закономерности информационной устойчивости общества, как одного из фундаментальных основ обеспечения безопасности государства и ее граждан. И пришли к выводу, что только демократия и свобода слова может обеспечить беспрепятственную циркуляцию объективной информации в обществе.
Вот почему демократия и свобода слова нужны как воздух любому обществу.
И попытки отказаться от них для построения авторитарных или диктаторских режимов всегда заканчиваются плачевно для их архитекторов.
Ведь сколько было таких диктатур в XX веке, а в начале двадцать первого века их осталось раз-два и обчелся, в чистом виде, пожалуй, сейчас это только Северная Корея и Сирия.
Мы в своей статье «Что происходит, когда болезнь Паркинсона поражает государство», опубликованной на сайте АКИпресс, показали, что в основе всех революционных смен власти в республике лежало игнорирование президентамии правительством информации, идущей от общества, зажим свободы слова и стремление к авторитарной власти, игнорирующей волю народа.
Особенно преуспел в этом предыдущий президент республики, в упор не желавший признавать негативную информацию, идущую от народа о неблаговидных делах его ближайшего окружения, что, в конце концов, привело к народному выступлению против таких нарушений в начале октября 2020 года, вынудившего его подать в отставку.
К сожалению, и в настоящее время повторяется та же ошибка при принятии новой Конституции – власти абсолютно не приемлют информацию, идущую снизу от граждан с предложениями по изменению предложенного якобы 80 депутатами Жогорку Кенеша проекта.
Инструментом для продавливания своего проекта власти используют в принципе нелегитимный парламент, дискредитировавший себя в глазах народа задолго до этого, орган, фактически ставший насмешкой над принципами демократии в стране.
Поэтому абсолютно прав Азамат Темиркулов, предложивший отказаться от существующей системы народного представительства в пользу электронного курултая как инструмента внедрения прямой демократии в Кыргызстане, имеющей многовековую историю на нашей земле. Технические вопросы можно решить, тем более что, по его данным,проникновение мобильного Интернета у нас достигает почти 100%, но сама идея прямого участия каждого гражданина в разработке, обсуждении и принятии законов заслуживает всяческой поддержки со стороны общества.
Жогорку Кенеш, ставший постоянным источником политической нестабильности и пособником авторитарных поползновений почти всех президентов, безусловно, превратился в своеобразный элитарный клуб по интересам и исчерпал весь свой запас легитимности в глазах народа.
Представленный в основном людьми из богатых слоев населения республики, с немалой долей коррупционеров и криминала, он по определению не может представлять интересы простого народа, поскольку, чтобы знать не понаслышке его проблемы и чаяния, надо жить на таком же уровне, как он.
Только «легендарный» Жогорку Кенеш на заре независимости в значительной степени отражал интересы простых граждан, так как почти все депутаты жили так же, как они – тогда еще не было так называемых олигархов, сплошь представленных сегодня в парламенте, с их дворцами и дорогущими джипами, зарубежными счетами и недвижимостью. Спрашивается, зачем нам такие депутаты, не проще ли создать такую представительную власть, где будет слышен голос каждого из нас, без таких, с позволения сказать «ретрансляторов», которых мы имеем сегодня?
Да и экономия народных денег при этом, как пишет Темиркулов, будет немалая.
И нет никаких гарантий, что на выборах в Жогорку Кенеш осенью 2021 года не повторится то же самое – в депутаты опять же пройдут олигархи и представители криминала.
Кыргызстанцы сделали немало удивительных вещей за годы независимости. Может судьба нам благоволит в очередной раз? Ведь созданы все условия для внедрения электронного курултая: есть полностью недееспособная парламентская система, есть желание народа покончить с этим, чему доказательством являются октябрьские события, есть креативная молодежь, способная реализовать эту беспрецедентную идею, есть технические возможности для этого.
Все есть, нужна только политическая воля народа в очередной раз удивить мир, создав впервые уникальную систему прямого представительства интересов каждого гражданина страны.
Фото Agence France-Presse.
Публикации с отметкой «Мнение» отражают позицию автора и могут не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.
Комментарии