«Строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения», Салтыков-Щедрин
Эта фраза, написанная классиком 150 лет назад, не теряет своей актуальности и сегодня. За последние несколько лет в Кыргызстане приняли достаточно большое количество законов и постановлений, которые так и остались только на бумаге.
Проблема в том, что зачастую различные законы и постановления принимаются из популистских соображений, без реальных механизмов реализации. Регулярно инициирующиеся законопроекты о манипулировании информацией, законы об НКО и другие репрессивные инициативы мало того, что нарушают международные соглашения о защите гражданских прав, так еще и не продуманы в плане реализации.
Нашумевший в прошлом году законопроект о манипулировании информацией, который обсуждался в прошлом году в самый разгар пандемии, предлагал возложить ответственность за исполнение закона на министерство культуры. Чиновники ведомства должны выявлять ложную и недостоверную информацию и выносить решение в отношении владельца сайта или страницы о досудебном ограничении доступа к информации. Проще говоря, без суда и следствия блокировать любые ресурсы по своему усмотрению.
Мы все помним, с каким резонансом в 2018 году обсуждался новый Кодекс о нарушениях, в котором появился штраф за плевки. Первое время после принятия нового Кодекса были даже попытки действительно штрафовать за плевки в общественных местах, но очень быстро соблюдение этой нормы сошло на нет.
В парламенте постоянно инициируются различные законопроекты, которые критикуются со стороны правозащитников за то, что их целеполагание непонятно, а реализация не прописана и не продумана. В конечном итоге складывается практика, когда закон вроде как на бумаге есть, но он не работает или работает очень избирательно. У общества складывается впечатление, что закон – это абстракция, необязательная к исполнению.
Таким образом, создается практика правового нигилизма, отрицание права как социального института и системы правил поведения.
На самом деле последствия подобной безответственности намного глубже, чем кажется. В данный момент мы наблюдаем эрозию системы государства, когда даже базовые правила, как ПДД, игнорируются и нарушаются. Согласно теории разбитых окон, малые нарушения приводят к более тяжким, создавая ощущение вседозволенности.
И именно этот процесс мы наблюдали последние несколько лет, кульминацией которого стал полный правовой беспредел.
То, что мы наблюдаем сейчас в процессе обсуждения поправок в Конституцию, является высшим проявлением правового нигилизма. Люди, которые были выбраны в законодательный орган государства, сейчас уничтожают само понятие права, нарушая все процедурные и юридические нормы по обсуждению и принятию поправок в Основной закон страны.
Самое опасное в этой ситуации также то, что закон становится избирательным: к кому-то он применим, а к кому-то - нет.
Мы превращаемся в зомби-государство, выполняем какие-то действия, проявляем какую-то деятельность, но, по сути, уже не понимаем, что мы делаем и для чего.
Делаем скорее по инерции, принимаем законы, которые никто не соблюдает, говорим о борьбе с коррупцией и защищаем коррупционеров.
Проводим общественные слушания законов, но за закрытыми дверями и с ограниченным кругом людей. Диссонансов в нашей стране очень много, когда декларируется одно, а на практике делается другое - совершенно противоположенное.
Эффективность государства основана на нескольких принципах, где соблюдение верховенства закона является одним из базовых. Наивно говорить о развитии государства без установления верховенства закона. Любые заявления и уверения президента, что мы создадим лучше условия для инвесторов, не оправданы, потому что в нашей стране нет гарантий сохранения безопасности бизнеса.
Уже более двух лет общественность обсуждает журналистские расследования по коррупции в таможне. Следствие выявило, что существуют устойчивые коррупционные схемы. Другими словами, бизнес вынуждают «договариваться» с коррумпированными таможенниками, а потом на этот же бизнес заводят уголовные дела о контрабанде.
Можно говорить о том, что бизнесмены тоже не ангелы и пользуются этой коррупционной системой в своих целях, но речь как раз таки о том, что борьба с коррупцией заключается не в штрафах и наказаниях, а в создании среды, в которой тому же бизнесу выгоднее работать честно. Контрабанда – это результат той системы, которую мы позволили создать.
Именно с таких простых вещей и начинается развал государственности.
Нам давно пора прекратить делать вид, что у нас все нормально, наше государство больно, и болезнь эта - самообман, причем на всех уровнях.
Если мы действительно хотим устойчивого развития, то в первую очередь мы должны четко понимать причинно-следственные связи - что без соблюдения законов мы, как государство, не дееспособны. Верховенство права начинается не с принятия очередного набора законов или смены Конституции, а с соблюдения тех принципов и правил, которые мы, как общество, сами для себя уже определили.
Фото ИА 24.kg
Публикации с отметкой «Мнение» отражают позицию автора и могут не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.
Комментарии