В современных условиях гражданское общество старается активно участвовать в государственной и общественной жизни страны, чему способствует повышение информированности и правовой грамотности населения, развитие цифровых технологий, сети Интернет. Соответственно, развитие институтов электронной демократии должно стать еще одним эффективным механизмом реализации прав граждан по решению со стороны государственных органов и органов местного самоуправления насущных проблем в самых различных сферах жизнедеятельности общества.
Так, Центром политико-правовых исследований (ЦППИ) совместно с представителями гражданского общества и отдельных государственных органов 13 ноября проведен круглый стол на тему «Электронная демократия в Кыргызстане: шаги к реализации», целью которого было обсуждение необходимости и перспектив законодательного закрепления электронной петиции как современного и эффективного инструмента взаимодействия граждан и государственных органов.
В дискуссии приняли участие представители госпредпрития «Центр электронного взаимодействия «Тундук», инициативная группа граждан «За электронную петицию!», представители НКО-сектора и эксперты ЦППИ, которые однозначно отметили важность внедрения в Кыргызстане электронной петиции как наиболее эффективного способа обращения граждан к государственным органам для обеспечения реализации их прав и свобод.
Руководитель инициативной группы граждан «За электронную петицию!» Динара Аляева отметила, что в настоящее время институт электронных петиций внедрен и активно работает в зарубежных государствах, в частности, России, Украине и других странах.
«В Кыргызстане также неоднократно поднимается вопрос о внедрении института электронных петиций в законодательство, что позволит всем гражданам активно участвовать в жизни страны, а государственным органам быть реально вовлеченными в процесс формирования общественного мнения по определению особо важных для граждан вопросов, проблем, тематик, а также предложений по их решению»,- считает Динара Аляева.
Юрист и эксперт ЦППИ Кабылжан Мамажанов презентовал проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (В Закон КР «О порядке рассмотрения обращений граждан», Закон КР «О Регламенте ЖК КР»)», относящийся к внедрению института электронной петиции в Кыргызстане.
«Ранее в ЖК КР уже рассматривался аналогичный законопроект, разработанный депутатом А. Касымалиевой. Однако депутаты не поддержали данный законопроект, и он был отозван. Вместе с тем следует отметить, что в предлагаемом новом законопроекте предусмотрены иные механизмы внедрения и реализации электронной петиции. В частности, предложен более широкий круг адресатов электронной петиции, а именно, не только Жогорку Кенеш, но и Президент, Правительство, органы местного самоуправления. А главное, подача электронной петиции и голосование граждан за ту или иную инициативу на сайте конкретного органа должно быть максимально доступным и удобным»,- подчеркнул Кабылжан Мамажанов.
Эксперт госпредпрития «Центр электронного взаимодействия «Тундук» Кадырбек Бурабаев отметил, что в рамках реализации Закона КР «О порядке рассмотрения обращений граждан» в системе электронного взаимодействия государственных органов «Тундук» была разработана также форма электронного рассмотрения обращений граждан, в которой предусмотрен конкретный механизм реализации с момента подачи обращения, исполнения и окончательного принятия решения по нему. При этом участникам была представлена подробная презентация работы данной системы в режиме реального времени, что убедило участников круглого стола - внедрение электронной петиции вполне возможно через данную систему «Тундук».
Таким образом, все участники отметили, что институт электронной демократии в форме электронной петиции является одним из эффективных способов участия граждан в осуществлении власти. В этой связи электронные петиции граждан, содержащих рекомендацию по совершенствованию и улучшению деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, решению вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер деятельности государства и общества, должны стать эффективным инструментом коммуникационного взаимодействия между гражданами и органами власти, которые обязаны участвовать в рассмотрении общественных инициатив и принимать соответствующие меры.
Участники конференции подчеркнули, что как любой политический инструмент, электронная петиция имеет как положительные, так и отрицательные стороны, но, на взгляд экспертов, преобладают первые, в частности: повышение прозрачности петиционного процесса, широкое вовлечение граждан не только в общественно-политическую, но и в социально-культурную жизнь страны, доступность государственных и муниципальных органов власти.
Внедрение электронной петиции значительно повысит уровень доверия граждан к органам государственной власти, что, в свою очередь, скажется на их степени ответственности и создаст новый инструмент влияния общества на принимаемые в стране решения государственной власти, а также положительно скажется на деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Комментарии