Статья

Реформа кыргызской милиции: условия и возможности

С обретением Кыргызстаном государственной независимости (1991 г.), в условиях системного кризиса, поразившего республику, деятельность органов МВД претерпела существенные изменения. Во многом эти изменения носили разрушительный характер. Хроническое недофинансирование МВД отбросило на десятки лет назад уровень материально-технической оснащенности ведомства.

Системные кризисные явления в МВД привели к размыванию и истончению профессионального ядра сотрудников. Преодоление некомплекта кадрового состава в 90-е и последующие годы решалось путем снижения требований, предъявляемых к кандидатам при поступлении на службу, а также попустительство руководителей органов милиции к сотрудникам, допускающих нарушения по службе.  

В силу названных причин система органов внутренних дел оказалась не способной эффективно противостоять беспрецедентному росту общей и организованной преступности. Моральная эрозия, затронувшая определенную часть личного состава милиции, сказалась на росте случаев совершения сотрудниками милиции должностных преступлений. Бичом для органов милиции стали так называемые «оборотни в погонах» - сотрудники милиции, вступившие в связь с представителями криминального мира.     

В отличие от кыргызской милиции, например, в полиции США ведется бескомпромиссная борьба с малейшими нарушениями по службе. Полицейский не должен быть запятнан ничем. Когда гражданин поступает на работу в полицию, его предупреждают: морально-этическая сторона профессии такова, что ты должен печься не только о собственной честности и порядочности, но и, если заметил за коллегами какие-либо настораживающие вещи: завелись лишние деньги, пристрастился к спиртному и т. п. – обязан поставить  в  известность начальство. Требования эти связаны с «честью мундира». При поступлении на полицейского двух жалоб от граждан, его увольняют.

Негативные процессы, происходящие в системе органов внутренних дел Кыргызстана, сформировали в обществе закономерное отторжение и неприятие образа сотрудника милиции. Если в советский период граждане оказывали всяческое содействие органами милиции в предупреждении и раскрытии преступлений, то сегодня, из-за опасения возможной связи отдельных милиционеров с криминалом, граждане отказываются от такого сотрудничества.    

Сегодня, согласно опросам населения, правоохранительные органы, включая и органы милиции, имеют наиболее низкий уровень доверия граждан. Как результат, лишенные активного содействия со стороны граждан, работникам милиции сложнее стало раскрывать преступления.

Совершенно иная ситуация наблюдается в такой стране как Сингапур, где 37 процентов преступников арестовываются благодаря взаимодействию полиции и населения. Здесь жители знают «своего» полицейского в лицо, так как полицейские неустанно работают своем микрорайоне, методично обходя дома, учреждения, офисы, попутно привлекая добровольных помощников.

60 процентов сингапурцев активно участвуют в «соседских группах наблюдения» и «комитетах по предотвращению преступности», сообщая полиции о чем-либо подозрительном, действую по принципу: лучше ошибиться, чем воздержаться от звонка в полицию. Власти Сингапура ставят задачу вовлечь все население страны в это общественное движение.

В Японии также установлена высокая степень доверия и сотрудничества населения с полицией. Образ полицейского не вызывает отрицательных эмоций. Участковые полицейские максимально приближены к населению, круглосуточно дежурят в полицейских будках «кобан», размещенных в каждом квартале на видном месте. Будка снабжена яркой неоновой вывеской с изображением дружелюбного улыбающегося зверька. Его назвали «Пипо» - сокращение от английского «народная полиция». Граждане обращаются в будки «кобан» по различным вопросам и ни в чем не получают отказа.

К сожалению, в Кыргызстане до сих пор не создана система «полиции шаговой доступности», где ключевая роль отводится участковому инспектору милиции.

Сегодня в Кыргызстане ежегодно регистрируется в среднем 30 тыс. уголовных преступлений. До суда доходит примерно 5-6 тыс. уголовных дел. Остальные уголовные дела в силу разных причин не доходят до суда, в том числе и из-за неспособности органами милиции раскрыть совершенное преступление.

Одной из причин низкой раскрываемости преступлений объясняется слабой работы экспертно-криминалистической службы. В настоящее время, заключения криминалистов не стали базой для раскрытия преступлений, а упор делается на получение признательных показаний посредством физического или психологического давления подозреваемых лиц.

Поэтому, существует настоятельная необходимость создать технически оснащенный по современным стандартам экспертно-криминалистический Центр, укомплектованный высококвалифицированными криминалистами, что обеспечит высокую достоверность доказательный базы в раскрытии преступлений. А пока, специалисты криминалистической службы на место преступления выезжают с чемоданчиком, в котором, кроме сажи, для снятия отпечатков пальцев, ничего нет.

Изменить существующее неудовлетворительное положение в системе МВД республики в вопросах раскрываемости преступлений возможно путем кардинального технического переоснащения органов милиции, в частности информационно-аналитической и экспертно-криминалистической службы.

Например, в развитых странах ставка делается не на увеличение численности сотрудников полиции, а на электронные программы, автоматические системы распознавания лиц, компьютерные досье и т. д.

Сегодня много говорится о развитии систем видеонаблюдения в общественных местах, но при этом помещения самих правоохранительных органов, в том числе и органов милиции Кыргызстана, остаются «слепыми» зонами. 

Безусловно, оперативно-следственные и экспертно-криминалистические службы, т. е. службы, которые заточены на раскрытие уголовных преступлений, должны получать заработную плату на два-три порядка выше, чем остальные, вспомогательные подразделения. Например, заработная плата полицейского г. Нью-Йорк (США) больше зарплаты профессора университета.

Высшая школа милиции под вывеской Академии МВД

Большие надежды были связаны с созданием республиканской Академии МВД, где предполагалось осуществить прорыв в подготовке кадров органов внутренних дел высшей квалификации. Однако неверно избранная  концепция о месте и роли Академии в системе МВД привели к тому, что вместо повышения квалификации начальствующего состава МВД, переподготовки выпускников гражданских ВУЗов для работы в органах внутренних дел,  Академия стала предоставлять услуги  выпускникам средних школ в получении высшего образования

Иначе поставлена деятельность Академий полиции в зарубежных странах. Там в Академиях полиции не предоставляют услуги в получение высшего образования, а только осуществляют специализированную полицейскую подготовку для лиц с высшим образованием. Например, в странах Балтии на службу в полицию принимают сотрудников с высшим образованием после прохождения ими шестимесячного специального обучения в Академии полиции.

Наследие советского периода

С советских времен на органы милиции возложена невыполнимая задача полностью ликвидировать уголовную преступность. Коммунистические вожди слепо верили в утопичную идею, что при социализме нет социальных корней для преступности и в исторической перспективе преступность в СССР исчезнет, как наследие капиталистического прошлого, а тюрьмы закроют на замок, органы милиции распустят за ненадобностью.

Сегодня СССР кануло в историческое прошлое, но требование к органам милиции не допустить рост преступности осталось и по ныне, что из-за невозможности решить эту проблему вынуждает руководство МВД заниматься подтасовыванием статистических данных.

Три десятилетия прошло, как наше общество отказалось от социалистической политической системы, но решение о снятии ошибочно возложенную на органы милиции ответственность за уровень преступности в обществе до сих пор не решен.

Объективно уровень уголовной преступности растет вместе с ростом населения, но главная причина – это негативные процессы, протекающие в обществе: безработица и нищета, деградация морально-нравственных устоев в обществе, негодное государственное управление и коррумпированность властей. Только с оздоровлением общества можно ожидать стабилизацию, и постепенное снижение преступных проявлений.

Несмотря на очевидность того, что органы милиции организационно заточены только на раскрытие совершенных преступлений, однако, ответственность за уровень преступности в районе, городе и в целом в республике продолжает возлагаться на органы МВД.

Такое положение дел, ведет к тому, что, не желая получить взыскание от вышестоящих властных инстанций, лишиться должности, толкает руководителей подразделений милиции искусственно снижать уровень преступности в своих отчетах, укрывая определенную часть совершенных преступлений от учета.

По тем совершенным преступлениям, которые не были отражены в уголовной статистике, оперативно-следственные мероприятия не проводятся, нарушается основополагающий правовой принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление, а преступники, чувствуя свою безнаказанность, вновь совершают преступления, как правило, более тяжкие.

По-иному поставлена уголовная статистика в США, где полиция скрупулезно фиксирует каждое, даже малозначительное правонарушение на обслуживаемой территории, так как от этого зависит сумма государственного финансирования данного подразделения полиции.

Логика проста: в том округе, районе, городе, где наблюдается неблагополучная криминальная обстановка, фиксируется рост преступлений, туда из государственного бюджета направляются дополнительные финансовые средства, увеличивается штат сотрудников полиции, укрепляется материально-техническая оснащенность департамента полиции.    

Общеизвестно, что из-за высокого уровня преступности в Бишкеке, служебная нагрузка сотрудников столичной милиции, в три и более раз выше чем, у сотрудников милиции любого сельского района, однако из-за неумения руководителей МВД и Правительства гибко и своевременно   управлять финансами и штатом сотрудников милиции, эти перекосы не устраняются.       

Манипуляции со статистикой

Другая «застарелая» болезнь милиции, также унаследованная со времен СССР, это неправильная методика подсчета уровня раскрываемости преступлений. Например, уровень раскрываемости уголовных преступлений в США в среднем составляет от 40 до 50 процентов, а в Кыргызстане раскрываемость в среднем составляет от 85 процентов и выше.

Может сложиться вечатление, что милиция Кыргызстана более эффективна и профессиональна, так как процент раскрываемости преступлений у нее в два раза выше, чем у полиции США.

Однако, здесь кроется банальное очковтирательство: если в статистику раскрытых преступлений в США вносятся только преступления, совершенные в условиях неочевидности, которые полиция раскрывает от 40 до 50 процентов, то в Кыргызстане в статистику раскрытых преступлений, вносятся и преступления, совершенные в условиях очевидности, т.е. совершенные при свидетелях, родственников, соседей и т. д.

Таким образом, за счет сложения суммы очевидных преступлений с преступлениями, совершенных в условиях неочевидности, достигается якобы «высокий» процент раскрываемости, демонстрируя властям и обществу мнимую благополучную статистику.  В советское время эти манипуляции со статисткой были выгодны в идеологической пропаганде, доказывавшие бесспорные преимущества социалистической политической системы над капиталистической.

«Кадры решают все!»

Центральной проблемой в деятельности кыргызской милиции является кадровая политика, проводимая в настоящее время в условиях полной закрытости от общества.

Чтобы перевести этот процесс в цивилизованное русло, необходимо прием на службу в органы милиции осуществлять открыто, подвергая тестовой проверке уровень профессиональной подготовки и морально-психологические качества кандидатов. Подбор кадров осуществлять с учетом национального состава населения страны, с привлечением представителей органов прокуратуры, гражданского общества, депутатов всех уровней, представителей аил окмоту.

Заслуживает внимания подбор кадров в полицию США, где для поступления в полицию необходимо иметь полное среднее образование (колледж), пройти физическую и психологическую проверку, сдать устные и письменные экзамены.

Если все в порядке, новобранца направляют на трех месячные курсы в полицейскую академию. По окончании учебы новоиспеченный полицейский в течение года работает условно. Если не отвечает предъявляемым требованиям, подлежит к увольнению.

Анализ повседневной деятельности органов МВД Кыргызстана показывает, что за последние десятилетия во многом был утрачен отечественный положительный опыт, обнаружилась невосприимчивость кыргызской милиции к усвоению передового зарубежного опыта. Для вывода органов МВД из системного кризиса, недостаточно «косметического ремонта», здесь необходимо проведение радикальных реформ, основанных на широком использовании зарубежного опыта.

Первоочередными шагами в проведении реформ могли быть следующие меры:

- подбор кадров в систему МВД осуществлять открыто, с привлечением представителей гражданского общества, других заинтересованных сторон;

- в обязательном порядке проводить физическое, морально-психологическое и иное тестирование молодого пополнения на профессиональную способность нести службу в органах милиции;

- важно научить сотрудников органов милиции вести открытый диалог с людьми. Это направление должно стать приоритетным в системе подготовки и подбора кадров.

- в обязательном порядке, прошедших отбор новобранцев обучать в Академии МВД на шестимесячных курсах;

- все принятые на службу в органы милиции и прошедшие обучение в Академии МВД должны прослужить один год в качестве рядового сотрудника патрульно-постовой службы;

- один раз в три года проводить ротацию кадров между территориальными подразделениями, чтобы не допустить обрастания сотрудниками нежелательными связями;

- отделить учет совершенных преступлений в условиях неочевидности, от учета преступления, совершенных в условиях очевидности;

- не вменять в вину органов милиции за состояние уровня преступности, потребовав обеспечение строгой регистрации всех совершенных правонарушений;  

- заработную плату сотрудникам оперативно-следственных и экспертно-криминалистических служб осуществлять по повышенному тарифу;

- направить все силы и средства на кардинальное материально-техническое переоснащение органов милиции, которое должно стать приоритетом в развитии системы МВД.

Заимствованное из интернета фото неизвестного автора 

 

2551

Написать комментарий:
https://siprima.kpu.go.id/ slot gacor situs togel online https://link.kemkes.go.id/ situs slot gacor slot gacor 2024