Статья

Нельзя построить государство, не умея управлять им

Талант Нарбаев

Нет и доли сомнения в том, что вторая Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики будет успешно разработана, вовремя, в строгом соответствии с законами стратегирования, с учетом уникальных характеристик страны, всех регионов и страт для обеспечения национальных интересов страны. Достаточно взглянуть на впечатляющий список экспертов, которые принимают участие в проектировании и разработке этого, без сомнения, важного для республики документа.

Но, успешность данного проекта состоит из двух основных компонент: первая - целостное и целевое содержание документа; вторая - качественное и срочное его исполнение. Что касается первой компоненты, то здесь все предельно ясно – вложенное смысловое наполнение Стратегии заранее обрекает ее на успех. А что касается второй компоненты, то тут не все ясно.

Естественно, возникшие сомнения в качестве исполнения (не содержания!) данного документа возникают не на пустом месте. В Кыргызстане, традиционно, львиную долю внимания уделяют первой компоненте – содержанию стратегических документов, особо не утруждая себя в их реализации. Пример – тот же НСУР-1, о «победных» результатах которого еще не отчиталась ни одна государственная структура.

Возникает подозрение, что хвалиться нечем? Если нет анализа выполнения НСУР-1, значит, она не была реализована полностью или какими-то ее частями. Вслед за подозрением возникает вопрос – зачем нужна новая Стратегия, если ее выполнение не особенно важно?

Понятно, что приглашенные эксперты-разработчики не будут реализовывать содержание НСУР-2, так как они не являются государственными служащими и не отвечают за ее внедрение. Максимум их допустят до мониторинга выполнения этой Стратегии или привлекут в качестве консультантов по ее реализации, что очень и очень маловероятно. В общем, разговор пойдет, в целом, о системе управления, на которой будет крепиться документ.

Все проблемы и беды Кыргызстана, которые существуют сегодня и были всегда, заключаются в отсутствии эффективной системы управления. Сюда относится:

- безответственность исполнительных органов, отсутствие персональной ответственности руководителей этих органов за результаты деятельности своего ведомства;

- превалирование ведомственных интересов над государственными и общенациональными интересами, отсутствие единого понимания стратегического курса руководства страны;

- бездарное управление ресурсами (человеческими, финансовыми, материальными, интеллектуальными, технологическими и т.д.);

- бессистемная, неадекватная реализация кадровой политики, отсутствие системы селекции и расстановки кадров, слабый качественный потенциал госслужащих;

- стремление функционала исполнительных органов к функционированию, а не к получению ожидаемых результатов.

В республике разработано множество национальных и ведомственных стратегий, программ и концепций, которые реализуются не в полной мере по причине низкой компетенции исполнителей или слабой исполнительской дисциплины. В основном, все просчеты и недоработки традиционно списываются на дефицит финансов, на слабую подготовку специалистов, на «жадность» инвесторов или международных финансовых институтов, даже на неведомые «третьи силы» и т.д. В общем, виноваты все, кроме нас.

Хотя, все управленческие риски по неисполнению стратегии должны быть заложены в тело самой стратегии и быть ее неотъемлемой частью. В противном случае придется разрабатывать дополнительную Стратегию по выполнению основной Стратегии.

Надо понимать, что любая суперстратегия обречена на провал, если под ее реализацию не подобраны соответствующие грамотные, опытные, морально устойчивые профессионалы. В Кыргызстане обычно так и происходит – великолепно разработанные стратегические документы не находят своего 100%-го воплощения. Но невозможно «перепрыгнуть пропасть на 96%». Почему в Кыргызстане эта данность считается нормой – реализовывать программы не до конца и не нести за это ответственность? О каком «поступательном и устойчивом развитии» можно вести речь?

Надо четко понимать, что все беды Кыргызстана заключаются не в «мировом заговоре» против кыргызов, они внутри нас самих. В нашей неспособности и неумении (а может и в нежелании!) управлять текущей ситуацией, запущенными процессами, новыми тенденциями и т.д. То есть, если мы сегодня не в состоянии управлять страной, то мы никогда в будущем не построим желаемое государство.

Здесь в понятие «управлять» заложено не только четкое обозначение стратегических целей, не только представление желаемого будущего страны, не только определение какими ресурсами мы располагаем для решения задач, а в первую и самую главную очередь – какая система управления позволит нам эффективно организовать процесс продвижения к цели.

Если система госуправления будет выстроена адекватно заявленным целям, то любая стратегия будет успешно реализована. Мы ставим перед собой великие цели, но у нас нет той управленческой «машинки», которая «привезет» нас к конечной цели. На каждом временном этапе государство заявляет новые стратегические цели странового масштаба, но, как обычно, исполнение возлагает на систему государственного управления, которая «заточена» на решение каких-то непонятных задач, но только не на тех, которые необходимо решать.

Каждый раз, когда меняются стратегические цели и задачи, необходимо менять управленческую систему, выстраивать новую высокоэффективную систему государственного управления. В условиях Кыргызстана это пока считается нонсенсом, почти ересью, но если мы говорим о процветании страны, то нужно верно оценить значение второй компоненты, о которой говорилось в начале. Вот тогда «воз» и сдвинется с места.

Автор: Талант Нарбаев
4390
сапарбек
08.09.2017, 10:22
Без системных изменений в госуправлении и когда новая, возможно последняя, научная революция сделает такой прогноз развития Кыргызстана, на предстоящие 25 лет ,просто блефом .Власть, такими проектами ,пытается дать народу надежду,что через ,ещё 25лет станет процветающей ,а народу нужно потерпеть и повесить.
Токтогул
08.09.2017, 10:21
Уважаемый Талант! Ваши идеи хорошие. Но надо вспомнить как всё о чем вы предлагаете были отражены во всех проектах которое нам делали заграничные умники и местные спецы. Однако возмущающими факторами воплощения всех конструктивных идей оказались ветви государственной власти мыслящие эмпирически и рамках политических партий созданные регионально-клановых принципах. Где черпались исполнительная, законодательная и судебные ветви власти. Такие конструктивные идеи их просто пугают ввиду отсутствия знания и опыта!
Асакеев Бакыт
08.09.2017, 10:22
Сколько ни говори о проблемах, пока у нас властвует партийная система, все слова кажутся как неисполнимые желания, пожелания простых безграмотных людей. Надо добиться изменения Конституции вместе с президентскими выборами осенью этого года и отобрать народу 60 мест из 120. Партийные депутаты пусть занимаются законотворческой деятельностью. Тогда народ сам выберет по 1 депутату из каждого района и города республики, т.е. по 1му .депутату (как 1 аким и как 1 мэр из административных делений). в КР.Это единственный выход из политического тупика.

Написать комментарий:
https://get-simple.info/ http://pmionline.disnakertrans.cirebonkab.go.id/ https://bisnisdigital.darmajaya.ac.id/ https://himahi.budiluhur.ac.id/blog/ https://registrasifasyankes.kemkes.go.id/pacarzeus/ https://registrasifasyankes.kemkes.go.id/assets/ https://wisma-sukajadi.kemkes.go.id/berkah/berita/ https://kampungkeling.org/ https://siprima.kpu.go.id/ slot gacor https://amdalnet-stg.menlhk.go.id/ situs togel online https://link.kemkes.go.id/ situs slot gacor slot gacor 2024