Статья

МНЕНИЕ. Кыргызстанские врачи оказались беззащитными и перед коронавирусом, и перед правительством

Борьба с коронавирусом для стражей здравоохранения всего мира обходится очень дорого, порою ценой жизни. Десятки тысяч врачей заражаются и увеличивается число смертности среди них.

И Кыргызстан эта проблема не обошла стороной, и самое большое количество среди зараженных – именно медики. Общество до COVID-19 относилось к ним по-разному, но больше негативно. Конечно, такая картина знакома и в других странах, не только у нас. Но с появлением коварного вируса общество изменило свое отношение и встало на сторону медиков. Люди начали думать об их защите и безопасности. Сохранится ли эта переоценка медработников и после пандемии?

Почему в Кыргызстане чаще всего попадают под удар COVID-19 сотрудники стратегически важных звеньев системы здравоохранения – врачи поликлиник, акушеры-гинекологи в родильных домах, врачи онкологических центров?

Во второй половине июля число умерших от коронавируса врачей перевалило за 50. Но Министерство здравоохранения дает официальную сводку – 29. Среди них (умерших) – заместитель министра здравоохранения, и дальше рядовые врачи, медсестры, фельдшеры, диспетчер службы скорой помощи, лаборанты.

В Кыргызстане есть бесценные ученые – вирусологи, урологи-андрологи, реаниматологи. По неофициальной информации у нас заражены 70 % медицинских работников. Те, кто выздоровели, опять выходят на свои рабочие места, так как везде острая нехватка кадров. Среди вылечившихся – министр здравоохранения Сабиржан Абдикаримов, его заместитель Нурболот Усенбаев, главный вирусолог Зуридин Нурматов, руководитель научно-консультативного совета при Минздравоохранения Талантбек Сооронбаев.

Какая сфера больше всего заражена?

Изначально в обществе сложилось мнение, что заражаются врачи, которые непосредственно имеют дело с вирусом: это инфекционисты, вирусологи, эпидемиологи. Возможно, это из-за того, что в других странах в основном заражаются именно эти специалисты - ведь они тесно контактируют с вирусом.

Но в нашей стране вирус распространился во всех областях медицины. Первый удар пришелся по врачам Центров семейной медицины. По нашим подсчетам, из 50 погибших врачей больше 15 – это врачи ЦСМ.

Почему пострадали именно они? Причину этого Гульнара Ташибекова – руководитель ЦСМ №17 города Бишкек – видит в отсутствии элементарных средств индивидуальной защиты, так как врачам приходится ходить на вызовы к зараженным больным без СИЗов.

- В самом начале пандемии никто всерьез не задумался о врачах ЦСМ» - говорит Гульнара Ташибекова. - Когда вирус активно распространялся в Китае и Европе, у нас издавались новые приказы и алгоритмы на случай появления коронавируса. В этих приказах говорилось, что врач перед выходом на выезд к больному должен быть полностью оснащен защитным костюмом. Но у нас в наличии не было этих костюмов.

Я сама объезжала аптеки, запасаясь масками, чепчиками, перчатками, так как знала, что лично буду отвечать за безопасность каждого из своих сотрудников. Но спецкомбинезонов тогда в продаже не было нигде. У нас не было даже респираторных масок, и я стала замечать, что число заболевших коллег стало расти.

Я доложила руководству о ситуации и потребовала, чтобы нас обеспечили СИЗами. Но отделение Бишкекского управления по ЦСМ ничего нам не выделило – ни денег, ни СИЗов. В связи с этим в нашей поликлинике были выявлены случаи заражения. Почему наши чиновники так безответственно относятся к нашей безопасности?

В середине апреля у нескольких работников ЦСМ №17 был подтвержден COVID-19. И больше 20 человек были госпитализированы в обсервации. Среди них была и сама Ташибекова.

В регионах также пострадало первичное звено

Там положение такое же, как и в столице. Первые жертвы коронавируса - врачи местных районных поликлиник. Они так же, как и Гульнара Ташибекова, рассказывают о своих проблемах: нехватка средств индивидуальной защиты заставила их обратиться к общественности, из-за чего потом на них начали «давить» представители власти, требуя от них «извинений» в свой адрес.

Примером может послужить история врача из Ыссык-Атинской районной группы семейных врачей Бектура Апышева. Его видео в соцсетях, где он демонстрирует легкую марлевую маску – показывая чем приходится спасаться врачам их поликлиники – вызвал общественный резонанс и горячие споры в Жогорку Кенеше, среди политиков и даже в мире шоу-бизнеса. Все увидели, что власть не может в достаточной степени обеспечить всем необходимым медицинских работников.

И такое не только в Кыргызстане, во многих странах, даже таких развитых как Великобритания, США, Бельгия, врачи тоже жалуются, они крайне недовольны своими управляющими органами.

Выплаты и компенсации  

Для выплат компенсаций переболевшим врачам и семьям их погибших коллег из государственного бюджета было выделено 50 млн сомов. Заразившимся – по 200 тыс. сомов, а семьям погибших – по 1 млн сомов.

На сегодня нет точной статистики заболевших и погибших медиков, и неизвестно сколько из них получили компенсации, а сколько нет. По словам эксперта доказательной медицины Бермет Барыктабасовой, многие медицинские работники обращаются к ней анонимно и просят о помощи, чтобы защитить их права: им не выплачивают даже за сверхурочные часы, а кому-то даже урезают заработную плату.

- Если наши медики не могут получить вовремя заработную плату, им не доплачивают за сверхурочные часы, несмотря на то что многие врачи и так работают целыми сутками, как и на что они должны жить? Как им не заболевать, если у них не хватает средств защиты? Почему власть не может поддержать, помочь врачам, оказавшимся сейчас самым уязвимым слоем общества? - задается вопросами Бермет Барытабасова.

Причину всего этого мы попросили объяснить вице-премьер-министра Аиду Исмаилову. Она пояснила, что в медицинских учреждениях не развита система управления, не хватает компьютерных специалистов. Но нет никаких ответов по поводу компенсаций, хотя со дня принятия такого решения прошло несколько месяцев. Нет ответа и по поводу выплат по 1 млн сомов семьям погибших медиков…

Автор рисунка «Портрет кыргызского врача» Нурбек Насыранбеков.

Публикации с отметкой «Мнение» отражают позицию автора и могут не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.

1907

Написать комментарий: