Кыргызстан нуждается в целом ряде законов, защищающих права граждан и расширяющих возможности демократического управления. Например, закон о защите прав дольщиков, который на самом раннем этапе (когда дольщик только инвестирует деньги в строительство своей квартиры) выставлял бы такие требования к застройщику, чтобы потом не было возможности совершать махинации с деньгами граждан.
Сегодня мы видим, что сотни и даже тысячи дольщиков и членов их семей уже пострадали от намеренных махинаций либо от неумело ведущих свой бизнес застройщиков. Но государственные и муниципальные власти самоустранились от этой проблемы, а это значит, что обманутых дольщиков в будущем может быть еще больше. При этом законопроект «О защите прав дольщиков», подготовленный на основе международного опыта и учитывающий реалии Кыргызстана, почему-то был заволокичен в Жогорку Кенеше и Правительстве.
В законопроекте предусматриваются механизмы, которые обязывают строительные компании нести финансовую ответственность перед дольщиками и обеспечивать страховочные механизмы на случай мошенничества либо плохого ведения бизнеса со стороны застройщика. То есть, мошенничество или ошибки стройкомпании не должны отражаться на гражданине, честно инвестировавшем свои деньги в строительство недвижимости.
Строительные компании ожидаемо против данного законопроекта. Это, в принципе, понятно. Бизнес хочет иметь как можно меньше расходов и обязательств. Но почему Жогорку Кенеш тянет с принятием такого нужного закона? Наверное, строительное лобби у нас настолько сильное, что интересы граждан отодвигаются на второй план, а парламент идет на поводу у них, забывая, что должен представлять интересы всех граждан, всего общества, а не отдельной его части, пусть и очень богатой.
Другой пример - законопроект «Об электронной петиции». На сегодняшний день обществу, чтобы запустить механизм народной законодательной инициативы и донести до парламента законопроект, разработанный самими гражданами, нужно собрать вручную 10 тысяч подписей, со всеми реквизитами подписавшихся. Это в дополнение к непростым бюрократическим требованиям о регистрации народной инициативы в Минюсте.
При этом в списках каждый подписавшийся гражданин должен представить свои паспортные данные. То есть сбор подписей сложно вести на улицах (не каждый носит при себе паспорт), и нужно ходить по домам, что делает инициирование законопроектов гражданами очень сложным и фактически малореализуемым. При этом мы живем в век информационных технологий, которые могут существенно облегчить выражение воли общественностью.
Применение механизма «электронной петиции» может существенно облегчить и убыстрить взаимодействие между обществом и госорганами, в частности Жогорку Кенешем. Но наших депутатов это почему-то также мало заботит. И таких примеров можно привести массу, равно как и примеров, когда наоборот принимаются законы, которые ничего кроме выгоды для отдельных депутатов или их соратников не несут.
Вышеуказанные законопроекты готовились с помощью и по инициативе гражданского сектора - НПО и общественных активистов. Вообще многие законопроекты и инициативы, которые продвигают наши депутаты, есть не что иное, как инициативы неправительственных организаций и независимых экспертов, но обычно лавры и признание достаются парламентариям.
Ну хорошо, главное, чтобы была польза для общества и лишь бы депутаты продвигали правильные и нужные электорату законопроекты до конца – до их принятия. Так нет, они и этого часто не делают. Депутаты зачастую рассуждают и говорят о законопроектах на камеры, хайпуют в соцсетях и СМИ, но нужные законы почему-то не принимают.
Видимо, основной целью является не работа на народ, а пиар для некоторых из тех, кто протирает свои штаны в депутатском кресле. Возможно, они боятся за себя и своих близких, так как некоторые законопроекты не хотят принимать в правительстве или влиятельные парламентские лобби. Но, с другой стороны, таким ли должен быть депутат?
Я считаю, что если тебя выбрал народ и ты взял на себя ответственность, то ты обязан последовательно и, если надо, смело отстаивать интересы граждан. Осенью будут выборы новых депутатов парламента. И представители общества должны сделать все возможное, чтобы среди них были хотя бы единицы из тех, у кого хватает знаний и сил, чтобы инициировать и настойчиво вести через парламентские процедуры, вплоть до принятия, законопроекты, нужные и полезные для народа.
Комментарии