В Кыргызстане политические проблемы негативно отражаются не только на социальном и экономическом развитии, но и на безопасности государства.
Две насильственные смены власти, периодические развалы правящих коалиций, частые смены правительств, беспорядочные появления и исчезновения различных политических сил служат ярким примером хаотичности и хрупкости политической конструкции страны.
Сегодня некоторые граждане, имеющие поверхностное понимание о политике, винят во всем политические партии и призывают их устранить, создав парламент на основе только одномандатных округов. Однако делать этого категорически нельзя, так как в этом случае каждый депутат будет заботиться только о своем избирательном участке, что принесет ущерб комплексному целостному развитию страны, потому что об этом просто будет некому думать.
Политические партии являются залогом развития всей страны, так как, разрабатывая свои политические и экономические программы, и конкурируя друг с другом по их качеству, политические партии призваны способствовать поступательному движению вперед всей страны. Мировая практика на всех континентах однозначно подтверждает, что успешной политической модели без политических партий в природе просто не существует.
Почему же в Кыргызстане отсутствует стабильность и поступательное развитие на базе политических партий?
Дело в том, что современная партийная система является порождением индустриальной революции, которая имела место в 19 веке в Западной Европе. Индустриальная революция породила два класса – капиталистов и рабочих. Классовая борьба между ними заставила их объединить свои усилия в политические партии, которые сформировали два полюса - левые: трудящиеся, коммунисты, социалисты; и правые: капиталисты, консерваторы, националисты.
Каждая из партий имела свою экономическую и политическую программу, защищавшую интересы той или иной социальной группы. Данная политическая система четко отражала экономическую конкуренцию различных социальных групп европейского общества, была их продолжением и выразителем их экономических интересов на политической арене. Во многом именно благодаря этой двухполюсной конкурентной борьбе в странах Западной Европы появились стабильные политические системы, способствовавшие экономическому развитию.
В Кыргызстане никогда не было индустриальной революции, которая сформировала бы классы капиталистов и трудящихся.
Модель политических партий была скопирована политиками Кыргызстана (и остальных развивающихся стран мира), невзирая на несоответствие экономического базиса страны с предлагаемой ей политической надстройкой.
Отсутствие всякой связи между идеологической вывеской и сутью политических партий объясняется отсутствием в истории Кыргызстана индустриальной революции и сопутствующей ей классовой борьбы между рабочими и капиталистами, как это было в Западной Европе два века тому назад.
Скопированная политическая конструкция не отражает экономические реалии современного Кыргызстана. Вследствие чего в политической системе Кыргызстана отразилась его собственная экономика, а за привлекательными европейскими названиями политических партий скрылась местная специфика.
В. И. Ленин говорил: «Политика – это самое концентрированное выражение экономики».
И действительно в политике Кыргызстана мы видим концентрированное выражение нашей хаотичной, теневой, неструктурированной экономики, лидерами которой являются не производители-промышленники и активисты трудового класса, а зачастую полукриминальные теневики.
В Кыргызстане, как и в любой другой стране, будет трудно обеспечить эффективную политическую конструкцию и экономическое развитие пока не появятся две конкурирующие политические силы национального масштаба, которые будут соперничать друг с другом. И сегодня в Кыргызстане сложилась уникальная историческая ситуация, когда создание таких двух политических сил реально возможно.
Независимому Кыргызстану в наследство от СССР достался класс трудящихся, которые объединились в ряд политических партий левого толка, таких как Социалистическая партия «Ата Мекен», Социал-демократическая партия Кыргызстана (СДПК), Партия коммунистов Кыргызстана.
Однако до сегодняшнего дня не существовало правой политической силы, которая могла бы балансировать эти левые партии.
Хотя за 29 лет рыночной экономики и приватизации уже сформировался новый класс капиталистов, которым тоже надо защищать свои законные интересы.
Проблема заключалась в том, что вместо того, чтобы создавать защищающие интересы крупного бизнеса партии, новые капиталисты искали убежище в про-властных партиях авторитарных правителей, способствуя их узурпации власти и вытесняя при этом левых за пределы институциональной политической борьбы.
В этом случае левым партиям не оставалось ничего другого, как свергнуть двух авторитарных правителей, объединявших вокруг себя представителей крупного капитала, разрушая тем самым классический симбиоз правых сил с авторитарными режимами. Таковы глубинные причины событий 2005 и 2010 годов.
Позднее, в 2015 году, новые капиталисты в поисках защитника и выразителя своих интересов набились в левую СДПК, не соответствующую их идеологическим воззрениям. Естественно, социал-демократическая партия не смогла пережить такой гремучий гибрид и сейчас мы являемся свидетелями того, как новые капиталисты бегут из нее в отчаянных поисках надежного политического защитника и выразителя их интересов.
Возможно, теперь они не будут совершать ошибку, пытаясь защитить свои интересы посредством авторитарных правителей, а попытаются создать независимую от власти партию или коалицию, открыто защищающую их законные интересы.
Такая партия (или коалиция) могла бы им гарантировать защиту их интересов в долгосрочной перспективе вне зависимости от того, кто правит страной, оставаясь надежной опорой при любой смене власти.
Две насильственные смены власти и опыт с СДПК должны стать хорошим уроком для крупного капитала, чтобы создать, наконец, свою независимую от власти политическую конструкцию.
Сегодня, когда в обществе слышатся радикальные призывы «раскулачивать богачей», необходимость защиты крупного капитала, двигателя национальной экономики, становится актуальной как никогда. Именно сейчас, появилась надежда, что в Кыргызстане может появиться независимый политический полюс правых сил, который мог бы сбалансировать левых в открытой, справедливой, институциональной борьбе.
Индустриальный век обошел Кыргызстан стороной, не оставив в наследство какой-либо существенной экономической инфраструктуры, но при этом не затронув природные богатства. На этом фоне сегодня среди населения появляется понимание уникальности чистой природы Кыргызстана, становится популярной тема защиты окружающей среды и «зеленой экономики».
В то же время в развитых странах появилось и набирает силу новое политическое течение – экосоциализм, которое является объединением социалистов с «зелеными».
Именно левые, социалисты по своей идеологии ближе к экологии и «зеленым», потому что борьба за права трудящихся, малоимущих и уязвимых слоев населения по своему духу близка к защите окружающей среды.
В отличие от них классические правые силы - защитники интересов крупного капитала, мало интересовались проблемами уязвимых слоев населения, и тем более, окружающей среды. Именно в результате хищнической капиталистической экономической политики, приоритетом которой всегда являлась прибыль, человечество нанесло колоссальный вред природе.
Сегодня, в мире происходит объединение социалистов и защитников окружающей среды, которое породило новое политическое направление – экосоциализм. В 2002 году был принят международный Манифест по экосоциализму, а в 2009 году в Белеме была подписана Декларация по экосоциализму.
Представители трудящегося класса, социально ориентированного предпринимательства, органического сельского хозяйства, туристической индустрии, «зеленого бизнеса», экологические движения и близкие по духу общественные силы могли бы объединиться вокруг идеи реализации экологически чистой и социально справедливой модели развития Кыргызстана.
Вышеописанные экономические группы обретут верного выразителя своих интересов в политической плоскости, продвигающего необходимые законы и нормативно-правовые акты по защите окружающей среды и более справедливой социальной экономики.
Объединенные силы экосоциализма могут стать еще большим стимулом для объединения новых капиталистов в сильную независимую партию.
К ним примкнут все те, кто заинтересован в сохранении нынешней, так называемой «коричневой» экономики, где на первое место ставится развитие бизнеса и создание новых рабочих мест, зачастую в ущерб окружающей среде.
Сегодня в Кыргызстане таковыми являются подавляющее большинство экономических направлений, например животноводство, земледелие, промышленность, транспорт и др. Объединившись в политическую партию (или коалицию) они смогут создать не менее мощную независимую политическую силу, которая очень нужна для создания двухполюсной политической системы Кыргызстана.
По праву получив свои места в новом парламенте на выборах 2020 года, эти две политические силы, экосоциалисты с одной стороны, «коричневые» капиталисты с другой стороны, могут балансировать друг друга, обеспечив политической конструкции страны долгожданную стабильность.
Таким образом, двухполюсная партийная система Кыргызстана будет основана не на индустриальной революции (как это было в Западной Европе), а на приватизации 90-ых и «зеленой» революции, которая сейчас имеет место быть в сознании наших граждан. Политическая модель наконец-таки станет концентрированным выражением экономики и будет отражать социально-экономическую реальность нашей страны.
Публикации с отметкой «Мнение» отражают позицию автора и могут не совпадать с точкой зрения Центра политико-правовых исследований.
Комментарии