Статья

Таяние ледников Кыргызстана: причины, последствия и пути их решения

Эмиль Шукуров, Азамат Темиркулов

25 лет прошло с тех пор как республики Центральной Азии обрели независимость. За это время новые страны, некогда объединенные в одно единое государство и имевшие тесные экономические и административно-хозяйственные связи, занялись защитой своих национальных интересов, несмотря на то, что зачастую это было в ущерб интересам коллективным, общерегиональным.

Преследуя свои краткосрочные интересы, новые республики поставили под вопрос сотрудничество в общей системе энергообеспечения, ирригации, транспортных коммуникаций, а также в торговле и даже в охране окружающей среды. Это привело к деградации регионального сотрудничества в целом, включая такие важные направления, как делимитация границ и безопасность. Ключевые сферы сотрудничества стали факторами нестабильности, наиболее конфликтогенным из которых считается вода.

Вода – это источник жизни, а для Центральной Азии это еще и источник мира, стабильности и процветания. Ее отсутствие может привести не только к социальным и экономическим проблемам, но и конфликтам… Для этого утверждения имеются следующие основания.

Во-первых, в Центральной Азии стремительно тают ледники. По  словам замглавы Регионального центра превентивной дипломатии ООН по Центральной Азии Федора Климчук - "Учитывая сложившуюся тенденцию оледенения, гляциологи подсчитали, что к концу XXI века ледники в регионе могут полностью исчезнуть". На фоне увеличения численности населения в регионе таяние ледников приведет к острейшему водному дефициту. Например, ресурсов Сырдарьи уже не хватает на все 25 миллионов человек живущих на территории которую питают ее воды. "Естественный сток Сырдарьи составляет около 37 кубокилометров, а суммарное использование водных ресурсов сейчас составляет уже более 130 процентов от естественного стока. Потребности жителей в воде сегодня обеспечиваются за счет аккумулирующих источников. Без водохранилищ обеспечить людей водой в бассейне Сырдарьи уже невозможно", - говорит первый замминистра энергетики и водных ресурсов Таджикистана Султон Рахимзода.

Такая же ситуация наблюдается и в бассейне Аральского моря, которое дает в среднем 148,5 куб.км в год, из них 116,7 куб.км – речного стока. Из них на долю Кыргызстана приходится 47,5 куб.км. (Кузмиченок, 2007). В ледниках и снежниках Кыргызстана, занимающих 5,7 тыс. кв.км, аккумулировано около 13 годовых стоков.

Во-вторых, в странах региона наблюдается устойчивый демографический рост. Согласно прогнозам международной организации Population Reference Bureau, к 2050 году количество жителей Центральной Азии достигнет 96 миллионов человек. То есть увеличится на 30 миллионов человек по отношению к 2015 году. (Population reference bureau, 2015). Большему количеству населения потребуется соответственно большее количество воды, как питьевой, технической, так и ирригационной. Демографический рост ляжет дополнительной нагрузкой на ограниченные водные ресурсы в странах низовья рек.

В-третьих, одной из основных экономических деятельностей в странах Центральной Азии является сельское хозяйство. В 2013 году доля этого сектора в чистом внутреннем продукте составляла около 10%. За период 1990-2013 гг. сельское хозяйство Центральной Азии увеличилось на 11.6 млрд. долл. или на 65.5% до 29.3 млрд. долл. Изменение произошло на 5 млрд. долл. за счет увеличения населения Центральной Азии на 14.1 млн. чел. (Мировая экономика, 1970-214). К сожалению, в сельском хозяйстве центральноазиатских стран, пока еще не развито использование новых технологий, таких как капельное орошение, и приоритет все еще отдается традиционным методам экстенсивного полива, который требует огромного количества водных ресурсов. Увеличение количества населения станет еще больше стимулировать спрос на продукцию сельского хозяйства, а значит, создаст дополнительную нагрузку на использование водных ресурсов. В аграрных районах региона деградируют почвы, происходит снижение урожайности, что влечет за собой рост безработицы. Население фактически «выталкивается» из сельской местности в города.

Таким образом, стремительное таяние ледников, устойчивый демографический рост и отсутствие альтернативной сельскому хозяйству экономической деятельности увеличивают риски в сфере сельского хозяйства, экологии, здравоохранении, а также региональной безопасности. Центральная Азия занимает площадь более 4 млн кв. км., но при этом пустыни, полупустыни и сухие степи занимают более 70% всей территории, что говорит о недостаточном увлажнении региона кроме горных районов. И в самих горных регионах в настоящее время наблюдается сокращение лесопокрытой площади (Шукуров, Мустафин, 2007). Дальнейший дефицит водных ресурсов особенно в странах низовья рек угрожает повлечь за собой в будущем тенденцию миграции населения из стран низовья в страны верховья течения рек, особенно в Ферганской долине, а также спровоцировать межгосударственные и локальные конфликты за жизненно важный ресурс.

В целях предотвращения вышеописанных угроз Кыргызстану, в частности правительству КР, местным сообществам и бизнесу необходимо уделить особое внимание и реализовать «зеленую» модель развития на базе восстановления экологических систем Кыргызстана. Для реализации данной модели необходимо восстановить горные хвойные  леса в поясе от 1 до 3 тыс. метров над уровнем моря, до 2 тыс. метров – засадить лиственными, в том числе дикоплодовыми, а также пойменными лесами. Местами по берегам рек можно разместить плантации быстрорастущих деревьев для получения древесины. Это позволит Кыргызстану добиться успеха по нескольким направлениям.

Во-первых, лес понижает температуру воздуха и увеличивает атмосферную влажность и осадки. Таким образом, он может предотвратить или, как минимум, замедлить таяние ледников, а значит предупредить возможную миграцию и водные конфликты в регионе.

Во-вторых, такая модель позволит развить новые экономические направления и создать дополнительные рабочие места в оздоровительном туризме, садоводстве, и деревоперерабатывающей промышленности. Переориентация экономики с экстенсивного сельского хозяйства на другую деятельность позволит сократить потребление водных ресурсов в аграрном секторе, и ослабить давление на водные ресурсы.

В-третьих, увеличение лесных массивов возле ледников и озеленение территории Кыргызстана в интересах всех стран центрально-азиатского региона способствует улучшению имиджа Кыргызской Республики на внешнеполитической арене. Более того, данный подход отражает интересы всего мирового сообщества, которое было сформулировано на парижской конвенции 2015 года как необходимость засаживания территорий различных государств лесом.

Сохранение ледников Кыргызстана является важнейшей общенациональной задачей XXI века. Время тает как вода… Восстанавливать экосистемы надо было еще вчера. В случае продолжения таяния ледников нынешними темпами, развитие экономики, политика и другие сферы общественной жизни потеряют всякую актуальность на фоне обострения водных конфликтов. История и предки наделили нас несметным богатством, цена которой жизнь. Сохранить это богатство и сохранить жизнь – задача, важнее которой быть не может.

 

Авторы: 

Шукуров Э. Дж. (профессор, доктор географических наук, кандидат биологических наук)

Темиркулов А. А. (доцент, доктор политических наук)

 

16153
Бакыт
08.09.2017, 10:22
Разве, наше агентство по лесному хозяйству против и не работает над посадкой лесов?

Написать комментарий: