Статья

Как изменится политика Кыргызстана после пандемии

Текущий мировой социально-экономический кризис является одним из самых сложных периодов в истории человечества в современной истории. Это объясняется тем, что мир столкнулся с несколькими серьезными вызовами одновременно: война на Ближнем Востоке и поток беженцев, серьезнейший финансовый кризис, нефтегазовая война и пандемия.

Глава Международного валютного фонда Кристалина Георгиева считает, что кризис будет посерьезнее, чем в 2008 году, и сильнее всего затронет развивающиеся экономики. Ведущие рейтинговые агентства мира дают самые неутешительные прогнозы в отношении мировой экономики в целом, а также в отношении ведущих экономических и политических партнеров Кыргызской Республики.

По мнению экономистов, Россию ждет неизбежная рецессия и падение ВВП по некоторым оценкам до 7.5%[1]. В Казахстане прогнозируемый рост экономики был скорректирован в сторону уменьшения по некоторым оценкам до 1.8%[2].  

В самой Кыргызской Республике ожидается серьезное ухудшение социально-экономической ситуации.

Увеличится спрос на продукты питания местного производства, что может привести к продовольственному кризису. Повысится уровень безработицы, что может увеличить процент бедности. Два первых фактора могут привести к ухудшению криминальной и общественно-политической ситуации в стране, что повысит риск массовых протестов.

Социально-экономический кризис такого масштаба не может не повлиять на политическую сферу страны. Соответственно произойдут серьезные изменения в политической сфере Кыргызской Республики.

Во-первых, произойдет смена политической номенклатуры и высших звеньев госуправления страны.

Это объясняется тем, что многие политики и чиновники Кыргызской Республики, начали формироваться еще в СССР в контексте совершенно иных экономических и политических реалий, и до сих пор, не сумели изменить свое понимание мировых процессов.

Сегодня они не владеют сложившейся обстановкой, в результате чего многие из них переживают психологический ступор и фрустрацию. Выводить страну из кризиса у них не хватает ни компетенции, ни воли. Более того, возможно некоторые из них подвергнуться уголовному преследованию за свои действия и бездействия в период кризиса. Кроме того, многие из них добровольно уйдут из политики и госуправления в целях уделить больше внимания своему собственному бизнесу, который будет переживать нелегкие времена.

Они понимают, что государственный аппарат в период социально-экономического кризиса уже не сможет быть той «кормушкой», благодаря которой можно было развивать свой собственный бизнес. Их уход освободит места для новых людей, что совсем не означает, что все эти места будут заняты более компетентными и эффективными кадрами.

Однако в обществе давно сложился социальный запрос на новую, более компетентную политическую элиту страны. Следовательно, какой-то процент таких людей скоро появится в политической сфере Кыргызстана.

Во-вторых, с уходом старой политической номенклатуры и пришествием новых людей сформируется новая политическая повестка страны.

Фокус политических процессов сместится с личностных взаимоотношений между политиками и их группировками на более объективные вопросы, связанные с развитием страны.

Это объясняется тем, что вместе со старой политической номенклатурой уйдут в прошлое политические баталии между лично враждовавшими друг с другом политиками, которые вот уже на протяжении 30 лет всю страну погружают в свои межличностные конфликты. Личные обиды, неприязнь, соперничество стали основными факторами, определяющими политику нашей страны начиная с начала независимости. Следующей политической элите, которая еще не успела обзавестись межличностными конфликтами, не останется ничего другого как сосредоточить фокус своей политической активности вокруг идей и программ развития.

Кроме того, им придется решать проблемы в экономике и социальной сфере накопившиеся за 30 лет в стране. В отличие от предыдущей политической номенклатуры они не имеют отношения к возникновению этих проблем, соответственно смогут попытаться отстраненно и объективно их решать.

В-третьих, произойдут изменения во внешней политике Кыргызской Республики.

Несмотря на то, что Россия и Казахстан по-прежнему будут оставаться основными экономическими партнерами Кыргызстана, тем не менее, экономическая зависимость Кыргызской Республики от этих стран относительно снизится. В первую очередь это объясняется тем, что обе эти страны будут переживать экономический кризис, что приведет к сокращению товарооборота и количества наших трудовых мигрантов, находящихся на их рынке.

На этом фоне, в настоящее время повышается взаимодействие Кыргызской Республики с международными финансовыми институтами, такими как Всемирный банк (ВБ) и Международный валютный фонд (МВФ), соответственно зависимость Кыргызстана от этих институтов и финансирующих их стран, возможно, будет увеличиваться.

Более того, продемонстрированная всему миру эффективность Китая в борьбе с эпидемией (в отличие от самых развитых стран мира) станет фактором увеличения политического и экономического влияния Китая в первую очередь на соседние страны, включая Кыргызстан.

Необходимо также сказать об увеличивающемся значении Узбекистана, который предоставляя помощь соседям в период кризиса, еще раз продемонстрировал свои амбиции на роль регионального лидера. Учитывая 30-летнюю политику протекционизма и экономическую самоизоляцию, можно предположить, что эта страна относительно меньше других пострадает от мирового экономического кризиса, что повышает ее шансы для того, чтобы занять позицию регионального лидера в постпандемическом мире.

Например, несмотря на замедление экономики Узбекистана, Азиатский банк развития (АБР) прогнозирует рост ВВП в 2020 году — до 4,7%, а в 2021 году – уже до 5,8%[3].

Таким образом, Узбекистан начнет занимать все более важное место во внешней политике Кыргызской Республики.

В-четвертых, в результате пандемии мировые державы сократят свои расходы на ядерное и конвенциональное вооружение в пользу здравоохранения.

Военные аналитики уже сделали вывод, что сегодня война посредством конвенционального оружия сильно уступает возможностям бактериологического оружия. С помощью бактериологического оружия можно достичь целей по нейтрализации противника используя значительно меньшие финансово-материальные и человеческие затраты в сравнении с конвенциональным оружием.

В то же время пандемия продемонстрировала, что ведущие ядерные державы, такие как США, Россия, Великобритания, Франция, тратящие огромные суммы на ядерное и конвенциональное вооружение, совершенно беспомощны перед лицом оружия бактериологического. Соответственно в постпандемическом мире большое значение будет уделяться защите от бактериального оружия, то есть улучшению системы здравоохранения, равно как и пропаганде здорового образа жизни среди населения.

Таким образом, произойдет сокращение расходов на конвенциональное и ядерное вооружение в сторону увеличения расходов на систему здравоохранения, которую в реалиях сегодняшнего мира можно рассматривать как интегральную часть системы национальной безопасности. Эта тенденция также распространится на остальные страны мира, что в целом приведет к снижению мировых расходов на вооружение в пользу здравоохранения.

Это, в свою очередь, станет толчком к мировому увеличению спроса на здоровье. В данном контексте природные возможности Кыргызстана по укреплению здоровья станут востребованы не только в нашем регионе, но и в самых отдаленных странах мира.

Через несколько лет после пандемии Кыргызстан станет одной из популярнейших мировых здравниц.

Таким образом, текущий социально-экономический кризис отразится как на внутриполитической сфере страны, так и на ее внешних отношениях. Для того, чтобы адаптироваться к вышеописанным изменениям в мировой экономике и политике и использовать их в интересах Кыргызской Республики необходимо пришествие в государственные институты как можно большего количества политиков новой формации. В этом заинтересовано все общество, включая действующую политическую номенклатуру, чья смена произойдет уже на выборах в Жогорку Кенеш 7-го созыва в текущем году.

Сноски:

[1] РИА-Новости, Эксперты дали прогноз по ВВП России в 2020 году, https://ria.ru/20200421/1570326072.html             

[2] Forbes.kz, Прогноз экономического роста Казахстана остается позитивным благодаря мерам господдержки, https://forbes.kz/process/prognoz_ekonomicheskogo_rosta_kazahstana_ostaetsya_pozitivnyim_blagodarya_meram_gospodderjki

[3] Спутник, АБР спрогнозировал замедление роста экономики Узбекистана из-за пандемии, https://uz.sputniknews.ru/economy/20200404/13851268/ABR-sprognoziroval-zamedlenie-rosta-ekonomiki-Uzbekistana-iz-za-pandemii.html

Фото пресс-службы Правительства КР.

3528

Написать комментарий: