Статья

О реформе судебной власти Кыргызстана

Чынгыз Чотыгулов, юрист, магистр права

«Отсутствие доверия к судебной власти есть начало конца всего общества», Оноре де Бальзак.

В Кыргызстане не первый год после «апрельской революции» идет судебная реформа, которая призвана установить политическую стабильность через создание подлинно независимой судебной власти в стране. Но никак нет конца этой реформе. Основным критерием появления в республике независимых судов была определена смена судейского корпуса, и с начала 2012 года было назначено 400 новых судей, по словам президента Алмазбека Атамбаева в одном из его выступлений, из 450 судей всего в стране. Для чего был сформирован новый Совет по отбору судей, с участием представителей оппозиционных фракций в парламенте. Но, как показывает практика, он себя не оправдал, довольно часто были скандальные моменты в работе данного совета.

Другим важным направлением реформирования судебных органов власти стала разработка новых редакций уголовного, гражданского и административного законодательства, призванные радикально изменить качество и эффективность работы судей. Например, новая редакция Гражданского процессуального кодекса КР вступит в действие с 1 июля 2017 года, а новые редакции остальных законов и кодексов вступят в силу с 2019 года. А также за последние 5 лет при помощи международных доноров почти во всех зданиях судов установлены камеры видеофиксации.

Сегодня многие политики и юристы говорят о том, что судебная реформа не достигла целей и что нам далеко до построения подлинно независимой судебной власти. Но при этом они сами не могут предложить конкретных практических рекомендаций в этом направлении. На мой взгляд, отрицать позитивные шаги в этой сфере категорически нельзя. Сам будучи практикующим юристом, вижу, что за последние 5 лет пришли на судейские должности молодые юристы, адвокаты, и это не может не радовать.

Но это далеко от целей построения независимой судебной ветви власти. Коррупция в судах была и есть. Одной из основных причин коррупции, как показывает опыт многих стран, является маленькая оплата труда судей, ее смело можно назвать даже унизительной, а также судейского персонала - секретарей, помощников. Заработная плата районного судьи 5-6 лет назад составляла 10 тысяч сомов, областного - 15 тысяч, судьи Верховного суда - 20 тысяч. При таких доходах судей трудно ожидать от них вынесения законных и обоснованных решений и приговоров. Сейчас судьи районных судов получают с разными надбавками около 30 тысяч сомов, но и это не так уж много для статуса судьи.

На мой взгляд, в проведении судебной реформы есть два ключевых момента:

1) Это создание материально–технической базы для эффективной работы судебных органов страны, начиная от ремонта помещений, зданий, доступа к высокоскоростному интернету, наличия научной библиотеки, возможности публиковать научные статьи в специализированных журналах и газетах. Например, в республике всего 12% зданий судов имеют все необходимые помещения и кабинеты для полноценного осуществления правосудия. А остальные 82% не имеют этого. И работы в решении этого вопроса для правительства страны, как исполнительного органа власти, непочатый край.

2) Вторым, по моему мнению, является подготовка квалифицированных юристов - это самый главный фундамент, без которого невозможно построить подлинно независимую профессиональную не только судебную власть, но и всю систему органов правопорядка, которая имела бы доверия всего общества.

И вот в этом направлении, как мне кажется, власть не проводит никаких реформ, так как сегодня доступ к получению образования юриста превратился в проходной двор, любой человек с улицы, имеющий деньги, может стать юристом, а потом стать следователем, прокурором и, самое страшное, судьей, и выносить за деньги любые незаконные решения.

Правительство и президент должны были, на мой взгляд, начать судебно-правовую реформу именно с радикальной реформы системы юридического образования, чтобы профессию юристов получали действительно люди с призванием, имеющие понятие, что такое честь и достоинство профессионального юриста.

Сегодня у нас просто огромное перепроизводство юридических кадров. Согласно исследованию Счетной палаты КР «Экономическая эффективность системы образования», опубликованному в 2012 году, у нас в республике при годовом спросе на рынке труда 200 юристов, вузы в год выпускают 3,5 тысячи дипломированных юристов - абсолютное перепроизводство, которое при нашем уровне развития экономики поглощено быть физически не может. И никакой конкуренции между вузами нет, просто есть бизнес по продаже дипломов и выпуску низкопробных юристов, и многие из них, получив диплом юриста путем связей и коррупции, идут работать сначала в правоохранительные органы, а потом стараются стать судьями, и самое печальное, что многие проходят отбор на судейские должности.

Мне кажется, что судебная реформа, в том числе и органов правопорядка, должна быть сфокусирована на подготовке грамотных честных юристов, и необходимо закрытие почти всех вузов по подготовке юристов, кроме Юридической академии, чтобы, таким образом, собрать в одном специализированном учебном заведении весь научно-экспертный потенциал юридического сообщества.

Кстати говоря, такая система была в советское время, когда юридический факультет КНУ им. Ж. Баласагына выпускал в год всего 70-80 юристов. И попасть на юридический факультет было очень сложно, так как была жесткая система отбора, и не каждый мог пройти такой барьер. Полагаю, что упущением новой власти после смены в 2010 году и в 2012 году, когда президент издал Указ «О совершенствовании судебной системы в КР» и создании Совета по судебной реформе при Президенте КР, что не было принято Указа «О реформе системы образования по подготовке юридических кадров», которое продвинуло бы в разы вперед ход судебной реформы.

В качестве эпилога хотелось отметить, что реформы судебных органов во многих странах бывшего Советского Союза прошли одинаково, в эту систему не пришли новые кадры, а вот в странах Восточной Европы, например, в ГДР, после объединения все судьи там были заменены на новых судей из Западной Германии. И это стало мощным переворотом в сознании сотрудников судебных органов Восточной Германии. Также не полностью была смена судейского корпуса в остальных странах этого региона - Болгарии, Венгрии, Румынии и других. И эти странах, где не было полной замены судейского корпуса, сегодня лидируют по уровню коррупции в судебной системе в своем регионе.

Мне больше всего нравится опыт Сингапура, что там после прихода к власти Ли Куан Ю в 1959 году весь судейских корпус был распущен, заново сформирован из лучших частных адвокатов страны, при этом перед этим правительство в разы повысило заработную плату, материально-технические условия для эффективной работы судебных органов. И такой подход оправдал себя, как показывает опыт Сингапура. И эта страна сегодня относится к числу самых экономически развитых стран мира. Полагаю, что неплохо было бы применить опыт этой страны при реформировании судебной власти в нашей республике. Уверен, что позитивные результаты не заставят себя долго ждать. Но, конечно, главное в этом вопросе, как и в реформе общей системы государственного управления, является наличие политической воли высшего руководства страны.

А предложения некоторых политиков о том, что надо прослушивать телефонные разговоры судей и членов их семей, не является решением задачи по построению независимых органов судебной власти в КР. И данная инициатива, на мой взгляд, носит чисто популистский характер и показывает дилетантизм в этом важном вопросе.

Чынгыз Чотыгулов, юрист, магистр права
4217

Написать комментарий: