Кыргызстан входит в число 200 приоритетных экологических регионов Земли. Здесь произрастает около 2% видов флоры и обитает более 3% видов фауны, находящихся на 0,13% суши. Около половины всех разновидностей растений, произрастающих в Центральной Азии, найдена в Кыргызстане.
Вместе с тем отмечается настораживающая ситуация в экологической сфере. Согласно рейтингу Индекса экологической эффективности (EPI), Кыргызстан находиться на 99 месте из 180 стран по экологическому состоянию и жизнеспособности экосистем (в 2012 году он занимал 127 место) и на 97-м по биоразнообразию. Около 68 видов животных и 65 видов растений находятся под угрозой исчезновения и занесены в Красную Кыргызстана.
Беспокойства вызывает сохранение и улучшение состояния водных ресурсов. Полезная их часть постепенно истощается или загрязняется. Человеческий фактор активно способствует таянию ледников, что в будущем может привести к обезвоживанию пастбищ и сельскохозяйственных угодий. По данным института Омбудсмена, на начало 2018 года каждый шестой кыргызстанец не имел доступа к чистой питьевой воде.
Так, 1125 сел не имело центральной водопроводной системы, а воду сорокам процентам кыргызстанцев приходилось использовать из открытых источников (арыки, каналы и так далее). Всего в стране 653 сел не имеют доступа к питьевой воде. Ежегодно регистрируется 30 тыс. случаев острых кишечных заболеваний. По уровню загрязнения воды и санитарным условиям Кыргызстан располагается на 104-м месте среди стран мира.
Помимо этого, за счет добычи полезных ископаемых, скапливания отходов создается опасная для жизнедеятельности ситуация. На территории страны находится 92 горных отвала и хвостохранилища (где, 31 радиоактивное, 5 токсичных, а также 25 горных отвалов). Часть опасных хвостохранилищ разрушается, создавая угрозу для экосистем и жизнедеятельности человека.
Еще одну важную проблему представляют собой свалки. В Кыргызстане выявлено 406 свалок, общей площадью 616,3 га. Из них 107 являются санкционированными, а 299 – стихийные. Общая масса мусора на них составляет примерно 16,5 млн тонн. Увеличиваясь примерно на полмиллиона тонн в год, они служат рассадником тяжелых инфекционных заболеваний, а при горении выбрасывают в атмосферу высокотоксичный дым.
Растущее население, значительно увеличивает нагрузку на биоразнообразие. Кыргызстан является развивающейся страной с так называемой «коричневой экономикой», где наиболее мобильная часть экономических активностей, финансовых потоков, инфраструктуры и населения сосредоточены в столице и близлежащих населенных пунктов. При этом идет сильнейшая нагрузка на экологию. Выделяемые средства и ресурсы не покрывают негативных последствий человеческой деятельности. Ухудшающие последствия становятся видны невооруженным глазом.
Массовая застройка, выхлопные газы, выбросы ТЭЦ и постоянное сжигание мусора или токсичных продуктов горения приводит к ощутимым изменениям столичной среды. Любой житель Бишкека, проживший здесь более пяти лет, может отметить, что уровень смога и пыли значительно возрос. По словам эколога Дмитрия Переяславского, некоторые районы столицы неблагоприятны для беременных. В плохом состоянии находиться ирригационная система. В январе столица стала одной из самых грязных по качеству воздуха городов мира приближаясь к мегаполисам, имеющих тяжелую промышленность.
Также в Кыргызстане постепенно растет количество выбросов вредных веществ. В Бишкеке их количество, отходящих от стационарных источников в расчете на одного человека составляет приблизительно 23,2 кг. Далее следуют Чуйская область (16,9 кг), г.Ош (7,2) кг, Ошская область (6,5) кг, Иссык-Кульская (4,9 кг), Нарынская (4,4 кг), и Джалал-Абадской области (2,9 кг). Помимо этого, повышается заболеваемость органами дыхания. Если в 2014 году заболело около 511 тыс. человек, то в 2018 уже 600 тыс. По качеству воздуха Кыргызстан находиться на 132-м месте из 180 стран. Ситуацию усугубляет и тот факт, что в ближайшее время автомобили не смогут перейти на топливо, соответствующее европейским стандартам. Дело в том, что старые машины, которым изобилует страна даже на экологически чистом топливе будет выбрасывать в атмосферу не меньше вредных веществ.
Таблица: уровень загрязненности и болезни органов дыхания
Государственные и местные органы власти направляют свои действия на улучшение экологической обстановки. Можно отметить то, что государственная экологическая политика в Кыргызстане не является равномерной, и развивается в зависимости от экономической ситуации, общественного мнения, привлечения материальных ресурсов и политики местных властей. Как ни парадоксально это звучит, но чем менее в большинстве сообществ привлекаются инвестиции, тем в меньшей степени в них ухудшается экология.
Вместе с тем власти стараются решать данные вопросы. Так Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 января 2020 года № 46 был образован Координационный совет по развитию «зеленой» экономики и изменению климата. Целью его создания стало принятие скоординированных решений по выработке и эффективной реализации политики по развитию «зеленой» экономики и изменению климата на основе согласованных действий исполнительных органов власти, ОМСУ, НПО и международных организаций.
Государственные исполнительные органы обеспокоены низким доступом к питьевой воде. К 2024 году планируется создать доступ к ней всех населенных пунктов. Для этой цели государство намерено привлечь бюджетные ресурсы, грантовые средства, кредиты и инвестиции. Несмотря на амбиции государства, некоторые эксперты сомневаются в реализации данной цели.
В ГАООСиЛХ утверждают, что ими разработана госпрограмма по устойчивому управлению отходами на 2019-2023-е годы. Ведется подготовка технического задания на строительство сортировочного и перерабатывающегося комплекса твердых бытовых отходов в Иссык-Кульской области. Однако мусороперерабатывающая деятельность государства больше удостаивается критики.
Тем не менее наблюдаются положительные сдвиги среди лиц принимающих решения на уровне деклараций и действий. Власти наиболее крупных городов вынуждены прислушиваться к мнению своих сообществ. Так, после резонанса вокруг ухудшения экологической ситуации в Бишкеке, власти вынуждены включать эти вопросы в политическую повестку. Премьер-министр заговорил о переходе общественного транспорта на экологически чистое топливо и необходимости газификации частного сектора. Более того, он поручил разработать программу оздоровления экологической ситуации в Бишкеке.
По мнению мэра столицы А. Суракматова, основную часть смога столицы (70-75%) дают частный сектор и ТЭЦ в период отопительного сезона. В настоящее время в Бишкеке формируется политика по улучшению экологической ситуации. Планируется реконструировать ТЭЦ-2, при запуске которой потребление угля должно сократиться с 1 млн до 500 тыс. тонн угля. Частный сектор планируется в ускоренные сроки газифицировать. В марте 2020 года при мэрии Бишкека был создан экологический совет. Этот совет, в частности, будет заниматься озеленением столицы.
Активности же гражданского общества условно можно разделить на проектные (когда в рамках реализации разного рода проектов, создаются условия для решения экологических проблем), точено-продуктивные (когда те или иные представители гражданского общества удовлетворяют за счет разовых организационно-деятельностных мероприятий определенные потребности (рассадка саженцев, субботники, восстановление ирригационной системы и прочее), а также массово-декларативные или протестные.
Деятельность организаций гражданского общества в решении экологических вопросов ориентирована прежде всего на последовательное преобразование и изменение окружающей среды. Интересным кейсом является деятельность ассоциации «Кыргыз жайыты», которая использовала зарубежной инновационный способ сохранения пресной воды. С помощью местного сообщества и пастбищного комитета было создано специальное инженерное сооружение по принципу фонтанного распределения родниковой воды на расстоянии 1,5 км от источника по трубам. Это позволило перенаправить воду, которая пропадала в грунте, на опустыненные земли. Охват при этом составляет около 100 гектар. Эта технология позволила создать искусственный ледник высотой до 15-20 метров.
В месте с тем, за счет недоверия к органам власти в решении экологических проблем, в обществе возрастает уровень протестных настроений. Ежегодно в Кыргызстане проводится около полутысячи различных массовых акций. Их можно разделить на мирные и конфликтные. Как правило, первые заканчиваются выдвижением требований к властям. Вторые по природе своей имеют острые противоречия и заканчиваются столкновениями. Более того, последние могут сопровождаться массовыми беспорядками.
Интересным наблюдением является тот факт, что пик наиболее резонансных массовых выступлений пришлись на 2018-2019 годы. Приведем несколько примеров.
Очередные и наиболее острые акции протеста, так или иначе связанные с экологией и проходившие вокруг Кумтора в 2013 году, закончились введением 31 мая в Иссык-Кульской области чрезвычайного положения. 7 октября того же года, было совершено нападения на полпреда Иссык-Кульской области Э. Каптагаева. Данный конфликт удалось затушить.
Другим примером конфликтного митинга стала складывающаяся ситуация в апреле 2018 года, где жители Тогуз-Тороуского района подожгли строящуюся золотоизвлекательную фабрику на месторождении Макмал. Они потребовали прекратить работу китайской компании «Джи Эл Макмал Девелопинг». По их мнению, предприятие наносит экологический вред региону. Сумма ущерба в результате беспорядков составила 2,3 млн. долл. Работу компании приостановили.
В декабре 2018 года на митинг вышли жители Чаткальского района. Они выступили против работы турецкого предприятия, которое строило золотоизвлекательную фабрику на месторождении Терек-Сай. Компания создала более 350 рабочих мест для местных жителей со средней зарплатой в 22,5 тысячи сомов. После акции протеста на которое были избиты милиционеры, предприятие приостановило работу на неопределенное время.
Наиболее острый конфликт, связанный с горнорудной компанией после 2013 года, можно считать события в августе 2019 года в Нарынской области на месторождении Солтон-Сары между местными жителями и китайскими рабочими золотодобывающей компании Zhong Ji Mining.
В результате часть местных жителей и рабочих вынуждены были обратиться в медицинские учреждения. На предприятии была повреждена техника и оборудование. После вмешательства милиции ситуацию урегулировали. Протестующие потребовали прекратить работу компании. Требования они объяснили тем, что после разработки месторождения наблюдается падеж скота и определенные аллергические заболевания у жителей. Акция протеста продолжалась несколько дней. На данные события отреагировала через посольство Китай. В итоге месторождение закрыли.
Примером мирных массовых протестов можно считать ситуацию вокруг обогатительной золотообрабатывающей фабрики на месторождении Иштамберды в Джалал-Абадской области. В 2018-м местные жители вышли на митинг. Они утверждали, что компания не соблюдает экологические нормы. От компании потребовали выплату компенсации и перенос строящегося хвостохранилища в другое место. На месте работала комиссия, которая установила мелкие недостатки в разработке месторождения. В результате разработки не ведутся и по настоящее время.
Следующим примером мирного публичного протеста можно считать ситуацию вокруг золоторудного месторождения Шамбесай в Кадамджайском районе. В результате активности местных жителей предприятие. Лицензию китайской компании «Тианди» приостановили. Последний митинг в районе прошел в 2018 году. Местные жители выступили против добычи золота, объяснив свои действия вредом экологии.
Наиболее масштабные и резонансные акции протеста, затронувшие всю страну, проходили против разработок радиоактивных ископаемых. Разрабатывать месторождение Таш-Булак (Иссык-Кульская область) намеревалась компания «ЮрАзия». Далее перерабатывать полезные ископаемые планировали на Кара-Балтинском горнорудном комбинате. В итоге работу компании приостановили, а добывать уран на уровне законодательства запретили.
Вместе с тем, в начале 2020 года продолжают проходить публичные массовые акции, целью которых является привлечение внимания власти и общества к проблемам загрязняемости воздуха и экологии страны. В феврале 2020 года в селе Согонду Алайского района местные жители выступили за прекращение разработки месторождения угля в местности Тайгак-Таш. По мнению сельчан, компания «Бикипинг» нарушает экологию и состояние местного пастбища. В результате этого разведка местности была прекращена.
Понимая, что действий властей недостаточно на решение складывающихся проблем, общество все больше привлекает свое внимание к проблемам чистоты окружающей среды. Тем не менее, экологическая обстановка и далее будет приводить к тому что может возрасти массовая миграция и как следствие изменение социально-экономического ландшафта страны.
Фото Асеина Маданбекова, Радио Азаттык.
Комментарии