Статья

За день до режима ЧС – ситуация на юге Кыргызстана

По официальной информации, на утро 21 марта 2020 года в Кыргызстане выявлено 12 случаев заражения COVID 109, трое жителей Сузакского района и трое - Ноокатского, все они недавно вернулись из малого хаджа. 18 марта в Сузакском и 20 марта в Ноокатском районах введен режим чрезвычайной ситуации, ограничен въезд и выезд. Затем выявили еще 6 зараженных - пятерых снова в Сузакском районе и одного в Баткенском районе, который также вошел в список территорий, в которых введен режим ЧС.

Мука есть, масок нет

Прекрасное время года в Оше: солнечные дни, всюду цветут косточковые деревья, по клумбам высаживают алые тюльпаны. Вдоль дорог пестрят огромные баннеры с лаконичными лозунгами и громкими обещаниями предвыборной кампании. Город живет обычной полноценной жизнью — оптимистично сообщает пресс-служба мэрии, которая в эти дни является главным источником официальной информации о ситуации после подтвержденных случаев заражения коронавирусом в Кыргызстане. Заблаговременно по домам были распущены учебные заведения, позже дошкольные. Общественный транспорт работает бесперебойно, в магазинах полки заполнены товарами, аптеки работают.

18 марта обошла более десятка аптек, почти во всех были очереди, на самый главный вопрос: «Есть ли маски?» - всюду отрицательный ответ. Маски есть только на лицах провизоров и фармацевтов. Обслуживают вежливо и оперативно. Повезло тем, кто успел отхватить пару флаконов с растворами спирта, перекиси водорода, хлоргексидина. Также скупают медицинскую вату, марлю, бинты, жаропонижающие, витамины. Большой спрос на недешевые препараты для укрепления иммунитета (чья эффективность у многих под сомнением). Сложнее людям с хроническими заболеваниями, которые стремятся обеспечить себя достаточным запасом необходимых лекарств.

Коллега-журналист Шерзод Юсупов рассказал, что его жена — швея по профессии, сшила из одного метра марли несколько масок для детей, которые посещают детский сад. Когда люди увидели, они быстро раскупили у нее сшитые маски. Решила еще нашить, но в аптеке не оказалось марли на продажу. Многие шьют маски из подручных натуральных материалов, такие маски многоразовые, их можно стирать и дезинфицировать. Умелые руки и находчивость спасают людей. Люди ищут способы уберечься, повысить свой иммунитет.

Запасы по возможности

Следующая статья расходов - питание. 18 марта после обеда центральный рынок Оша спешно закрылся на санитарную дезинфекцию. Горожане в недоумении стояли возле закрытых металлических контейнеров, а продавцы с извинениями обещали, что на следующий день они будут работать в обычном режиме. Люди не были информированы о внеплановой срочной дезинфекции и закрытие рынка повлияло психологически: что будет завтра — неизвестно. Поэтому по возможности люди массово скупают продукты первой необходимости, средства гигиены.

Обстановку нагнетают постоянные рассылки в чатах мессенджеров, посты в социальных сетях о том, как обстоят дела в других странах, наблюдается так называемое «социальное заражение». Люди боятся остаться без запасов, объем закупок ограничивается финансовыми возможностями, занятостью на работе. К слову, не все кинулись за покупками, есть люди, относящиеся ко всему со спокойствием и оптимизмом. Но и они не забывают носить флакон с санитайзером. Внезапно в городе стало много людей в масках, сложно узнать знакомых, а здороваться за руку уже давно перестали.

Многие организации перешли на удаленную работу. Закрылись кружки для детей, курсы изучения языков, швейные мастерские, парки, музеи, авторынок, вещевой рынок, рынок «Келечек». Центральный базар работает, но поток людей заметно снизился.

В городе несколько больших универсальных магазинов и два гипермаркета. Два дня назад с утра в гипермаркетах было малолюдно и можно было спокойно без давки и очереди приобрести все необходимое, то к вечеру начался ажиотаж: не было свободных тележек для продуктов, с полок сметали пакеты с мукой, макаронами, крупами, люди запасались пятилитровыми пластиковыми бутылками растительного масла, упаковками туалетной бумаги и еще многим другим по мелочи. Возле касс выстраивались длинные очереди, люди держались без паники, споров, но лица сосредоточенные, за которыми скрывалось некоторое возбуждение, нервозность.

Жительница Оша Алтынай Галиева два дня подряд сообщала в соцсетях, что не получается приобрести мешок муки из-за многочасовых очередей. Ее престарелые родители остались без запасов, семья большая из 7 человек, есть маленькие дети, поэтому брат два дня выстаивал в очередях в разных частях города, ему удалось купить муку дороже на 300 сомов за мешок. По словам брата, люди берут по два мешка на человека. Если бы продажа была по одному мешку, то было охват людей увеличился бы. Алтынай одна растит сына, страдающего хроническим заболеванием, после ее поста о муке соседи пообещали привезти ей пол-мешка.

О том, что муки в городе достаточно и цены не повышаются, систематически информирует мэрия города, сопровождая пресс-релизы фотографиями, на которых мэр патрулирует рынки, сообщает о поставках муки, зерна и открытии новых точек продажи муки. А в соцсетях набирает просмотры видео с очередями за мукой.

С конца прошлой недели со стороны властей и правоохранительных органов города и области была проделана большая работа по удержанию цен на муку. Каждый раз людям сообщают, что муки достаточно, но спрос все равно не снижается.

Гражданам рекомендуется не посещать места большого скопления людей. По всем возникшим вопросам просим обращаться на круглосуточный номер телефона доверия мэрии города Ош (03222) 5-53-84.

Не совсем благие вести из Благовещенки

В селе Благовещенка Сузакского района, где обнаружены заболевшие, проживает 4822 человек, около 500 домохозяйств. Детей до одного года насчитывается 150, до пяти лет — 797, до 14 лет — 1721, людей с инвалидностью — 47, пенсионеров 134. Село интернациональное.

Жительница села Чынара Жусупова в мессенджере сообщила, что улицы пусты, люди сидят по домам: «Исходя из собственной ситуации могу сказать, что мы нуждаемся в масках, так как не смогли найти их в местной аптеке. Есть семьи с маленькими детьми, возможно, нуждаются в памперсах. Нужно спрашивать, кто нуждается в продуктах. Люди испуганные, в основном, не выходят из дома, в том числе наша семья. Родные пишут, что в центре села делают дезинфекцию, до нас пока не дошли. Мы совсем изолированы, из села не выпускают и в село никого не впускают. В чат приходят сообщения, что одна из партий обещала 19 марта привезти гуманитарную помощь: продукты для населения трех сел».

В селе три небольших магазина, два опустели и закрылись в день объявления карантина, третий открыт, в продаже остались консервация и печенье. Не хватает масок, лекарств для сердечно-сосудистых заболеваний, жаропонижающих.

18 марта в 11 часов утра закрылся детский сад, который посещали 185 детей. Директор детсада Махабат Боташева сообщила, что люди не ожидали такой ситуации, не успели сделать запасы продовольствия, в ее семье еды хватит на несколько дней: «Мы с пониманием относимся к ситуации, проявляем терпение, будем помогать друг другу».

Вечером 19 марта уязвимым семьям привезли гуманитарную помощь в виде картошки, риса, растительного масла. Помощь предоставлена от имени Бакыта Торобаева, сказали жители.

…Нехватка достоверной информации, нагнетание обстановки через рассылки и перепосты, неналаженность поставок медицинских средств, ажиотаж с продуктами питания — не способствуют улучшению ситуации, люди в напряжении и стрессе, не знают, как реагировать и не поддаваться панике. Остается чаще мыть руки и носить маску на лице...

Фото пресс-службы мэрии Оша.


1980

Написать комментарий: