Разговоры о необходимости проведения судебной реформы сопровождают Кыргызстан с момента обретения независимости в 1991 году. Однако и по сей день доверие к судебной системе, согласно многочисленным социологическим опросам, не повышается. Доверие к судам со стороны граждан – основной показатель эффективности судебной системы. Если оно в целом есть, то разрешение споров и наказание преступников воспринимается как процесс законный и справедливый. Если доверия нет, то ощущение справедливости и законности уступает место чувству неудовлетворенности, обманутости и даже гнева.
Было бы неправильно говорить, что в Кыргызстане ничего не делается для проведения судебной реформы. Было и есть много заявлений и действий. Однако видимых результатов, к сожалению, нет. В чем причина?
Для проведения судебной реформы необходимо три основных составляющих: 1) твердая политическая воля высшего руководства страны, 2) хорошее понимание и четкий план действий, 3) наличие человеческих, организационных и финансовых ресурсов.
Однако следует иметь в виду, что проведение судебной реформы даже при наличии твердого намерения ее провести, достаточна сложна в осуществлении. Это происходит по следующим причинам.
Система правосудия выстроена таким образом, что есть проигравшие и победители, поэтому всегда есть недовольные ее работой. Эта система работает не быстро, она во многом скрыта от глаз обывателя, ее сложно понять не специалисту. Множество дел, решенных по справедливости, могут не иметь значения, если достоянием общественности станет хотя бы одно, но «громкое» и решенное с нарушением закона. Люди склонны формировать свое мнение о судебной системе на основе негативных фактов, а не позитивных примеров. Однажды сформировавшееся мнение о том, что система не справедлива, по инерции может существовать долгие годы. Поэтому реформа суда, по сравнению с реформой какого-либо иного государственного органа – дело особенно сложное.
На сегодняшний день большая часть общества полагает, что наш суд предвзятый, подвержен коррупции, не уважает закон, и у людей есть большие сомнения в профессиональном уровне какой-то части судей. Если коротко – суд не пользуется доверием населения.
При этом цель судебной реформы как раз и заключается в том, чтобы вернуть доверие общества к суду, поскольку сила судебной власти строится исключительно на доверии к ней со стороны людей.
Вернуть доверие к суду – задача крайне сложная. Ее выполнение зависит не только от самого суда и системы правосудия и не только от реформ в этой сфере. Эту задачу можно выполнить только, если вернуть доверие граждан к государству в целом. Не зря суд называют третьей ветвью власти. Судебная ветвь является неотъемлемой частью государственной системы управления в ее единстве и взаимодействии.
Невозможно иметь справедливый суд в стране, где гаишники каждый день берут взятки, а «оборотни в погонах» кошмарят предпринимателей. Не получится иметь доверие к суду в стране, где население считает государственных чиновников коррумпированными и несправедливыми.
Можно проводить тренинги для судей. Можно устраивать открытые конкурсы на судейские должности и даже периодически сажать судей-коррупционеров. Но достаточно столкнуться с гаишником на дороге, который вас незаконно остановил и к тому же взял взятку, чтобы еще больше укрепиться во мнении, что государство как было, так и остается коррумпированным, а в суд обращаться бесполезно.
Есть только один способ существенно ускорить судебную реформу. Нужно начать возвращать доверие к государственной власти в целом, на ключевых направлениях системы госуправления. Для этого следует начать проводить реальные реформы там, где люди наиболее часто сталкиваются с государственными органами. Это ДПС, милиция, ГРС, образование и медицина. Что касается судебной системы, то наиболее близкое к ней отношение имеют органы милиции и прокуратура. Следовательно, именно с них и надо начинать.
Если люди поверят в реальность антикоррупционной борьбы в правоохранительных органах власти, то им будет гораздо легче поверить в справедливость судебной системы. Кроме того, реформа МВД создаст условия для кардинального улучшения антикоррупционной работы, в том числе, и в судебной сфере. Т.е. порочная цепочка нечистых на руку работников «милиция-прокуратура-суд» будет разорвана, а значит и создаст условия для реальных улучшений.
Один из самых действенных инструментов в проведении реформы правоохранительных и затем судебной системы является внедрение эффективного механизма проверки деклараций о доходах. Без решения проблемы контроля и наказания по фактам незаконного обогащения любая реформа обречена на провал. Опыт проведения реформ в некоторых зарубежных странах показывает следующее: после того, как начинает внедряться эффективная система проверки деклараций и борьбы с незаконным обогащением, часть полицейских и судей добровольно оставляют свои должности, а другая начинает работать в рамках законности.
Кроме того, необходим еще ряд мер, из которых ключевыми являются: система отбора и обучения, система материального стимулирования, система продвижения по служебной лестнице, система социальных гарантий для честных сотрудников и система жесткого контроля по недопущению коррупционных проявлений.
В заключение следует повторить – судебная реформа не может быть успешной в стране, где большинство людей не доверяют государственной власти и считают чиновников коррумпированными. Для того, чтобы существенно ускорить судебную реформу, надо начать с реформы правоохранительных органов. Только успешные реформы в сферах, где люди наиболее часто сталкиваются с государственными органами, могут создать условия для возврата доверия к государству в целом и к суду в частности.
Комментарии