Статья

Контрабандисты Тянь-Шаня. 100 лет истории

В советское время люди зачитывались повестью Александра Сытина «Контрабандисты Тянь-Шаня» про реальные события 1920-х годов. Это был, говоря голливудским языком, блокбастер о бесстрашном пограничнике, который боролся с главным контрабандистом, наладившим в первые годы советской власти крупномасштабные поставки иссык-кульского опиума в Китай.

В 1972 году выдающийся режиссер Болот Шамшиев, один из зачинателей «кыргызского чуда» в кинематографе, по этой книге снял приключенческий фильм «Алые маки Иссык-Куля». И в повести, и в фильме читатели и зрители с придыханием следят за схваткой на сыртах и труднопреодолимых перевалах на границе с Китаем пограничника Кондратия и местного «дона Корлеоне» Байзака - главного контрабандиста и по совместительству руководителя районной потребкооперации.

У Байзака было все схвачено, благодаря своим связям он убирал всех, иногда и физически, кто ему мешал в его преступном промысле. Так, он, говоря современным языком, подставил предшественника Кондратия на посту начальника погранзаставы, на которого завели дело о взятке шелковым чапаном, который почти что насильно был ему «подарен» Байзаком.

Повесть заканчивается разоблачением Байзака, когда пограничник Кондратий, потеряв при этом нескольких пограничников, путем неимоверных усилий перехватывает на ледяных перевалах Восточного Иссык-Куля огромную партию контрабандного опия.

Особенно сильное впечатление эта эпопея производит в фильме, когда лошади пограничников срываются с ледника, но несмотря на такое жуткое происшествие, Кондратий продолжил операцию по задержанию контрабандистов и их груза, за который в Китае платили золотом.

С высоты времени понимаешь, что по-настоящему главным героем повести является чувство долга, которым руководствуются пограничники – чувство долга перед клятвой, чувство долга перед Родиной, поставившей их на самый край государства охранять ее интересы.

Казалось бы, забытый богом уголок бывшей российской империи, где новая власть присутствовала еще весьма условно, где можно служить без риска, надо лишь не вступать в конфликт с контрабандистами и получать при этом определенные материальные выгоды. Кто мог в то время проверить, что творится на далекой горной заставе, куда только на лошадях нужно было добираться неделю? Ан нет, долг оказался превыше всего.

Порой удивляешься жизни, которая способна преподносить такие сюрпризы, которые захочешь – не придумаешь. После лихих 20-х годов прошлого столетия земля кыргызская на долгих восемьдесят с лишним лет забыла, что такое контрабанда. И опиумный мак сеяли, и собирали немалый урожай опиума-сырца на Иссык-Куле, но слыхом не слыхивали о его контрабанде в Китай. И вот на тебе, почти через 100 лет независимый Кыргызстан вновь обрел славу контрабандного края.

Совсем недавно случилось знаковое событие – 10 ноября 2019 года в Стамбуле был убит небезызвестный предприниматель, гражданин Китая Айеркен Саймаити, имя которого звучало в расследовании «Азаттыка» о выводе более $700 млн из Кыргызстана. До этого он успел передать журналистам много материалов о многомиллионной контрабанде через Кыргызстан и выводе средств, полученных от этих операций, в другие страны.

Эхо взрыва информационной бомбы разнеслось по всему миру, убийство Саймаити осветили ведущие СМИ всех континентов. Оказалось, что контрабандная «тропа» через Кыргызстан исправно работала многие годы, сказочно обогащая всех участников этой схемы.

А схема была, со слов покойного Саймаити, до примитивного проста – компьютеры и другие дорогостоящие товары оформляли как текстиль или калоши, в десятки раз занижая суммы таможенных платежей при ввозе на территорию республики, которые затем вывозились контрабандно в другие страны, где продавались уже с учетом положенных таможенных пошлин.

Потом эти миллионы долларов не составляло большого труда отмывать в Кыргызстане. Например, по информации Саймаити, контрабандно ввезенные в Узбекистан товары оформлялись как проданные на местных рынках Кыргызстана, в частности на рынке «Абдыраз» в Баткенской области. А деньги, переправляемые из Узбекистана за эти товары, таким образом, приобретали вполне законный вид.

Почему стала возможна такая примитивная форма контрабанды? Да потому, что таможенники с серьезными лицами высчитывают причитающиеся пошлины, которые затем идут в бюджет страны, но суть схемы от этого не меняется. Если упрощенно, на таможне на весы становится автомобиль с двадцатью тоннами калош – умножаем пошлину на один килограмм на двадцать тысяч и получаем требующуюся сумму пошлины.

Но наши современные «Байзаки» быстро смекнули, что можно элементарно подменить в документах десять тонн хрустальных люстр на десять тонн дешевой ткани, и поиметь на этом немалые деньги. Об этом и разоткровенничался покойный Саймаити, за что и поплатился. Но такая схема отъема государственных денег, а таможенные пошлины — это абсолютная прерогатива государства, не может существовать без участия в ней широкого круга чиновников, вплоть до самого высокого начальства.

Но даже нашего начальства мало, нужен международный масштаб, чтобы данная контрабандная схема безотказно работала, который и создал, по словам Саймаити, не менее известный китайский бизнесмен Хабибула Абдукадыр совместно с нашими чиновниками. А непосредственно проворачивал эти контрабандные операции на территории Центральной Азии его подручный Саймаити.

Так что, если бы не его убийство в Стамбуле, неизвестно, начали бы наши власти расследование по первой части контрабандной саги, опубликованной еще весной 2019 года, основанной на документах, переданных им журналистам «Азаттыка».

Если расследование правоохранительных органов будет копать глубоко и в необходимом направлении, то неровен час, докопаются до многомиллиардной (в долларах США) разницы между суммой импорта в Кыргызстан из Китая по нашим данным и экспорта из Китая в Кыргызстан по их данным. Тогда на фоне современных чиновников-контрабандистов Кыргызстана, контрабандисты Тянь-Шаня двадцатых годов прошлого века покажутся бедными шерпами (носильщики груза альпинистов, покоряющих вершины Гималаев), зарабатывающих на жизнь своим горбом.

Так что вновь обретенная контрабандная слава будет расти и дальше, если только руководство республики не решится пресечь этот отрицательный во всех отношениях процесс. Иначе Болоту Шамшиеву придется снимать фильм-экшн «Контрабандисты Тянь-Шаня-2». Благо материала накопилось предостаточно – здесь и убийства, и погони, и шантаж, и подкуп и многое другое.

Кадр из фильма «Алые маки Иссык-Куля».

6357

Написать комментарий:
https://ejurnal.unim.ac.id/ https://simpad.pamekasankab.go.id/ https://usaidwildlifeasia.org/ https://lifeontwitter.com/ https://hipdroprecords.com/ https://donostikluba.com/ https://monicabelluccifan.com/ https://plantatuarbol.com/ https://infolaras.bpbd.garutkab.go.id/ http://pmionline.disnakertrans.cirebonkab.go.id/ http://manfaat.pesantren-insan-pratama.sch.id/ https://dfo.kemkes.go.id/ https://bkpsdmad.sambas.go.id/gaspol/ https://www.gazalauction.com/sewindu/ https://ffarmasi.unand.ac.id/dosen/ http://pmionline.disnakertrans.cirebonkab.go.id/ https://bisnisdigital.darmajaya.ac.id/ https://himahi.budiluhur.ac.id/blog/ https://registrasifasyankes.kemkes.go.id/pacarzeus/ https://registrasifasyankes.kemkes.go.id/assets/ https://dekastoregaming.id/ https://wisma-sukajadi.kemkes.go.id/berkah/berita/ https://kampungkeling.org/ https://kawahputih.org/ https://regutembakdalam.org/ slot gacor https://pertanian.jatimprov.go.id/ https://manumminen.com/ https://artandsignature.com/ https://gis-bpkad.blitarkota.com/ https://falcom-technology.com/pisbet/ https://falcom-technology.com/psgto/ https://pamongdesa.kemendagri.go.id/ https://totosuper95.com/