Статья

К 30-летию Конвенции ООН о правах ребенка. О защите прав детей языком документального кино - "Бир Дуйно Кыргызстан"

20 ноября исполняется 30 лет со дня принятия Конвенции о правах ребенка. Документ является одним из самых повсеместно принятых в мире в области прав человека. Кыргызстан присоединился к договору 25 лет назад.

Это международное соглашение признало детей человеческими существами с неоспоримыми правами. Оно защищает право всех детей мира быть свободными от дискриминации, насилия и пренебрежительного отношения. Дети нуждаются в достойном и уважительном отношении. Должны получать заботу, развиваться и быть частью своих сообществ. Имеют право на образование, выражение собственного мнения и участие в принятии решений, затрагивающих их интересы.

К данной дате по всему миру проходят мероприятия, направленные на привлечение внимания к проблемам защиты прав детей.

На прошлой неделе в Кыргызстане завершился XIII Международный фестиваль документальных фильмов «Бир Дуйно Кыргызстан», который был посвящен правам детей и Целям устойчивого развития.

Гран-при получил фильм "Каменное сердце" Клэр Биллет и Оливье Джобарда (Франция) о парне по имени Горбан, который в подростковом возрасте приехал из Афганистана во Францию. Парень жил в приемной семье, интернате и по достижении 18 лет получил документы и начал самостоятельную жизнь. Ключевым событием стала поездка на родину в далекое горное село в Афганистане, где он увиделся с родными. Парень искал ответы на вопросы, как так сложилось, что после второго замужества матери, он уехал из страны и перенес множество лишений. Он обвинял мать, а она оправдывалась, что не могла поступить по-другому. Парень увидел, что его младший брат работает на поле, где выращивают опиумный мак. Он пытался возражать против эксплуатации детей в противозаконной деятельности, но это другая страна...

Среди национальных фильмов, отмеченных жюри, привлекает внимание работка журналиста Санжара Эралиева «Детство с ВИЧ» о жизни семей Ошской области, в которых в 2006-2007 годах дети получили внутрибольничное занесение ВИЧ. В те годы были заражены 382 ребенка. Для сбора материала автор две недели провел в регионе, общаясь с семьями. Дети выросли, некоторые семьи разрушились, люди до сих пор испытывают проявления стигмы и дискриминации со стороны общества. Для автора было важно услышать голоса детей, чем они живут, о чем мечтают. Показ фильма вызвал большую дискуссию с участием экспертов СПИД-сервисных организаций и зрителей. Во время показа в зале присутствовали героини фильма — матери детей, но они не участвовали в обсуждении, чтобы не допустить раскрытия статуса семьи.

Пособие для ребенка с ВИЧ составляет 4 тысячи сомов.

Через творчество о правах детей детям

Помимо показа 22 документальных фильмов было организовано 15 мероприятий по правам человека. Среди посвященных вопросам защиты прав детей выделяется интересное по формату и эмоциональности арт-интервенция «Мы можем!», где был презентован комикс «Калыс». Создатели комикса: автор текста Алтын Капалова и художница Чолпон Аламанова рассказали, что в основу сюжета легли настоящие истории трех девочек, переживших насилие обряда кражи невест. Художница рассказала, что образы героинь словно сами вырвались на страницы. «Во внешности проявляется характер. Я гуляла по городу, смотрела на девушек, пыталась угадать какой у девушки характер. Так появились эти героини».

Краткий сюжет: три девочки-старшеклассницы Калыс, Жаркын и Тыным приехали из сел в столицу на олимпиаду по математике. После олимпиады во время прогулки по городу они познакомились ближе и узнали, что каждая из них имела опыт жертвы умыкания невесты. Знакомый Калыс под предлогом прогулки с помощью друзей на машине насильно увез ее в свой дом. Девушка умоляла отпустить ее, потом сделала вид, что ей плохо, только тогда машина остановилась и девушка попыталась убежать. Парни выскочили из машины и погнались за ней. Ей удалось забраться в эту же машину и угнать ее. Она вернулась домой, но ее семья простила похитителей. Подруги говорили ей, что она смелая, смогла вырваться из рук похитителей. Калыс испытывала недовольство, что не смогла привлечь их к ответственности. Она узнала, что спустя некоторое время тот парень похитил другую девушку и женился.

После похищения Жаркын боялась остаться в доме, когда она позвонила матери, та сказала, что семья хорошая, и чтобы она там оставалась. Как оказалось, ее похитил мужчина старше неё. Замужество началось для Жаркын с не очень приятных моментов, она пережила сексуальное насилие. Она ждала, что родственники заберут ее домой, потом за ней приехала тетя с сотрудником милиции и забрала ее. Девушка провела некоторое время в больнице, затем вернулась в школу на учёбу. Но к родителям она не вернулась, оставшись жить у той тети. Девушке было сложно пережить момент возвращения в школу, было тяжело ловить на себе косые взгляды ровесников и выслушивать насмешки.

История Тыным иная: при попытке кражи девушка согласилась сесть в машину, и сама зашла в дом, но сразу сказала, что знает свои права. Она отправила матери смс «Спасай!». И дождалась, когда родители приехали за ней и забрали домой.

«Почему комикс называется «Калыс»? По имени первой героини, что в переводе на русский означает - справедливость. Это комикс, чтобы мы были смелыми, боролись за свои права, чтобы мы жили в справедливом обществе», - сказала Алтын Капалова. Через творчество и современные способы подачи информации авторы доносят до подростков важные темы о ценностях семейной жизни, уважении прав и свобод личности.

Примечательно, что принявшие участие в мероприятии правозащитники, депутат Жогорку Кенеша и представители местной власти не смогли дать точные и полные ответы детям, которые задавали простые вопросы: «Что делать ребенку, если он подвергается насилию со стороны взрослых в семье?», «Куда может обратиться пострадавший от насилия ребенок?», «Почему родители ничего не делают, если украдут их дочь для замужества?» Взрослые участники отвечали общими стандартными фразами о хороших законах страны, которые, почему-то не всегда работают как положено.

Несмотря на систематические информационные кампании, усиленную работу госорганов, активность общественных организаций, проблемы кражи невест и насилия над детьми существуют. Участникам напомнили о «горячей линии» для детей по номеру 111, куда они могут обратиться с жалобами и заявлениями.

Права детей в колонии №14 Кыргызстана: старые учебники и удаление зубов

Как живут дети в единственной в стране колонии для несовершеннолетних — учреждении №14 ГСИН КР, рассказала Назгуль Турдубековой, директор общественного фонда «Лига защитников прав ребенка», член Координационного совета Национального Превентивного Механизма (НПМ). Ежегодный мониторинг учреждения показывает некоторые улучшения, но проблемы еще остаются в области образования и получения медицинских услуг.

В колонии используются морально устаревшие учебники, которые почти не используются в обычных школах, а по некоторым предметам в наличии всего один учебник у учителя, по которому проводится обучение. Турдубекова отметила хорошую работу воспитателей, которые применяют позитивные методы, проявляют заботу о детях. Но они не участвуют в мероприятиях по повышению квалификации наравне с учителями обычных школ. При поддержке доноров в колонии пополняется методическая литература. По мнению эксперта, образование в колонии словно выпало из общей системы.

Если раньше в колонии находилось более 200 детей, то сейчас 25, наблюдается некоторое увеличение количества девочек.

Почти 98% — это дети из бедных семей, дети мигрантов, выпускники детских домов и интернатов.

«Поэтому важно изучить состояние здоровья детей, чтобы понять, насколько реализуется доступ к медицинской помощи в колонии. Анализ диагнозов показал, что дети страдают ОРВИ, ОРЗ, расстройствами кишечника, гастритом, циститом, сказываются последствия закрытых черепно-мозговых травм. По состоянию здоровья все дети ослабленные», - отметила эксперт.

Доступ к медицинским сотрудникам осуществляется в любое время днем и ночью, но помощь оказывается по мере поступления жалоб. Препараты, включённые в перечень жизненно важных лекарственных средств, закупается централизованно и выделяется по потребностям. В то же время в аптечке были обнаружены препараты с истёкшим сроком годности. Выяснилось, что услуги стоматолога ограничиваются только удалением зубов, пломбирование недоступно.

При проведении мониторинга эффективности оказания медуслуг отсутствует диагностическое оборудование, ощущается недостаток кадрового персонала. Стандарты лечения не соответствуют клиническим протоколом. Есть проблемы с качеством заполнения медицинских документов. Турдубекова отметила высокую нагрузку на фельдшера, а при низкой оплате труда качество услуг под вопросом. Отдалённость колонии затрудняют участие квалификационных специалистов в оказании помощи.

В рекомендациях эксперт указала необходимость найма квалификационного персонала, обученного стандартам документирования. «Нужно расширить оказание стоматологической помощи. В целом учреждение нуждается в трансформации, например, как вариант обустройства колонии ближе к столице с обеспечением всех условий».

Детское правосудие — успех Казахстана

Эксперты отмечают, что Конвенция о правах ребенка требует от государства высших стандартов. Все нормы национального законодательства о детях переняты из конвенции о правах ребёнка. Нормы конвенции хороши, но они общие. Для оказания первоочередной помощи несовершеннолетним со стороны государства достаточно знать четыре права: право на не дискриминацию, право на жизнь, выживание и развитие, право на взгляд. Эти права нуждаются в расшифровке, государство и семья должны стремиться создать достойные условия для жизни и развития ребёнка.

В Кыргызстане есть Кодекс о детях, а в Казахстане нет. Если у нас много лет ювенальная юстиция находится на стадии разработки и внедрения, то в Казахстане уже 7 лет успешно работают 19 ювенальных судов. Об этом рассказала Тахмина Султанова, судья специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Жамбыльской области Казахстана. До 2012 года 5 лет работали два пилотных суда, которые показали хорошие результаты и привели к появлению судов во всех регионах. Учитывая внедрение проведения заседаний онлайн, нет сложностей с доставкой участников процесса в учреждения отправления правосудия.

При отборе ювенальных судей учитывался стаж работы в судебной системе, наличие семьи и детей, дополнительное образование в области психологии и педагогики. Предпочтение было отдано женщинам, которых было отобрано больше, чем мужчин. «Наличие детей играло важную роль, у меня их трое, так как при вынесении приговоров такой судья словно проводит параллель со своими родными детьми», - добавила Султанова, мать троих детей.

Имея 7-летний стаж работы ювенальным судьёй, Султанова рассказала, что в каждом суде закреплен психолог, сейчас рассматривается вопрос о выделении штата на социолога и педагога. Психолог выявляет мотивы совершения правонарушения, что важно для последующей коррекционной программы. Также психолог участвует во время слушаний, находясь рядом с подсудимым.

С момента задержания обязательно участвуют адвокат и законный представитель. До 16-ти лет при допросе должен быть психолог или педагог в обязательном порядке. Без них материалы дела могут быть признаны недопустимыми доказательствами по делу.

Обязательной является психолого-психиатрическая экспертиза подростка, без которой дело даже не рассматривается в суде. Как и в Кыргызстане, максимальный срок лишения свободы по совокупности составляет 12 лет.

В Казахстане используются все возможности для применения альтернативных мер взамен лишения свободы. По возможности дела решаются до суда, например, с применением медиации. По возможности в суде дела решаются за примирением сторон. По возможности суды направляют провинившихся подростков в специализированную школу с особым режимом.

Внедрение ювенальной юстиции привело к многократному снижению количества несовершеннолетних, отбывающих наказание в колонии, например, в единственной детской колонии, которая находится в Алматы, раньше содержалось около 400 детей, после внедрения ювенальных судов количество снизилось в 10 раз, сейчас там находится около 40 детей.

Законы страны не запрещают судам заключать меморандумы с организациями, поэтому ювенальный суд в Таразе заключил меморандум с местным Национальным центром Ассамблеи народов Казахстана. Судья пояснила, что если подсудимый не является казахом, его могут отдать на поруки в Национальный центр, где с ним будет проводится реабилитация с последующей отчётностью в ювенальный суд.

Даже если несовершеннолетний направлен на исправление в специализированную школу, его берут на реабилитацию в Национальный центр. В центре подросток ощущает свою значимость, нужность обществу. Султанова добавила, что в Таразе Национальным центром руководит ректор местного вуза, что обеспечивает хорошие возможности для реабилитации несовершеннолетних.

В Казахстане много программ по линии несовершеннолетних, в том числе по защите несовершеннолетних пострадавших детей. Например, во время слушания нет контакта жертвы с правонарушителем, пострадавшая несовершеннолетняя жертва находится в отдельном кабинете вместе с адвокатом, психологом, педагогом и законным представителем. Опрос проводится дистанционно.

Судья добавила, что в судах Казахстана давно отказались от бумажной фиксации протоколов, все процессы проходят с аудио- и видеофиксацией. Суды по делам несовершеннолетних проходят в закрытом режиме, материалы аудио- и видеофиксации доступны для ознакомления участникам дела только в здании суда.

«Помимо ювенальной юстиции стране нужны ювенальные следователи, нужен отдельный орган по защите прав детей. Пока он создан по инициативе правозащитных организаций на общественных началах», - добавила правозащитница из Казахстана Роза Акылбекова.

О проблемах доступа к образованию детей с инвалидностью

В начале 2020 года в ООН Кыргызстан представит третий Универсальный Периодический обзор (УПО) о соблюдении прав человека. Пять лет назад после представления второго УПО стране было рекомендовано обеспечить инклюзивное образование для детей с инвалидностью. Принявшая участие в подготовке альтернативного отчета для третьего УПО, руководитель ошского фонда «Благодать» Рахат Шакирова представила краткий обзор о проблемах доступа детей-выпускников вспомогательных школ с интеллектуальными нарушениями в развитии к начальному профессиональному образованию.

В качестве достижений было отмечено, что в марте 2019 года страна ратифицировала Конвенцию по правам инвалидов, была разработана дорожная карта по оптимизации системы оценки инвалидности и реабилитации лиц с инвалидностью на 2019-2023 годы. Также в прошлом году была принята стратегия социальной защиты до 2030 года.

В стране 181 тысяча человек с инвалидностью, что составляет 3% от населения.

Из них 31 тысяча — это дети с инвалидностью в возрасте до 18 лет. На основании исследования, проведённого в четырёх вспомогательных школах на юге страны, где обучаются 617 детей с интеллектуальными нарушениями в развитии, были выявлены системные нарушения доступа выпускников к получению начального профессионального образования. Лицеи неохотно принимают на обучение лиц с инвалидностью, так как администрация должна обеспечить их соответствующей инфраструктурой, безопасностью и т.д.

На юге только в двух лицеях проводится набор в группы лиц с инвалидностью наряду с другими уязвимыми людьми (сиротами, полусиротами и др.). Здесь возникают сложности с проживанием вдали от дома подростка с инвалидностью, есть трудности с правильным оформлением документов, есть разница в обучении детей с интеллектуальными нарушениями или физическими заболеваниями.

Для решения этих вопросов было предложено разработать и утвердить Стандарт образования для лиц с интеллектуальными нарушениями в развитии для адаптации основных общеобразовательных программ, также внести изменения в закон «Об образовании» с включением норм для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии.

Также существует проблема трудоустройства лиц с инвалидностью. В связи с этим Шакирова рекомендовала провести мониторинг соблюдения 5% квоты на трудоустройство лиц с инвалидностью на предприятиях независимо от форм собственности с последующим устранением выявленных нарушений.

Фото автора.

2611

Написать комментарий: