5-6 июля в Бишкеке прошло региональное мероприятие в честь принятия Европейским Союзом новой стратегии для ЦА. Форум “Европейский Союз-Центральная Азия: для более сильного, нового и всестороннего партнерства” собрался для того, чтобы обсудить различныe аспекты реализации этой стратегии и внести рекомендации для будущего регионального партнерства.
Верховный комиссар по иностранным делам и политике безопасности Евросоюза Федерика Могерини на форуме отметила, что гражданское общество является ключевым для создания и усиления партнерства как между странами регионами, так и между ЦА и ЕС. В частности, новый формат регионального сотрудничества будет во многом обращен на решение экологических проблем.
Например, активно обсуждалось, что Евросоюз продолжит оказывать помощь в рекультивировании урановых хвостохранилищ в населенных пунктах Мин-Куш, Майлуу-Суу и Шекафтар. Урановые хвостохранилища остаются одной из важных проблем, касающейся не только Кыргызстана, но и всего региона.
А развитие центральноазиатского региона до сих пор во многом происходит за счет использования природных ресурсов. Так, например, в Кыргызстане около четверти налоговых поступлений страны пополняется за счет освоения золоторудных месторождений.
Помимо истощения ископаемых запасов вызывет тревогу активное загрязнение окружающей среды и небезопасное потребительское отношение населения, усугубляющееся падающим уровнем образования и приоритизацией экономических и социальных вопросов.
Поэтому факт проведения в нашей стране такого представительного собрания порадовал активистов гражданского общества, особенно тех, кто работает в сфере защиты прав человека и охраны окружающей среды, так как страны Евросоюза сильно ассоциируются с образцовым для нас порядком по этим вопросам.
К примеру, если взять экологические проблемы в городах объединенной Европы, то в мире их решение, а также урбанистическое развитие служат для всех примером. Хотелось бы видеть такую же активную деятельность и в наших загазованных городах, где перестанут сокращать зеленые насаждения, где будут развивать общественный транспорт в виде комфортных и чистых троллейбусов и автобусов, а не обшарпанных и грязных маршруток.
Где наконец-то обустроят отдельные и безопасные велодорожки, ведь глобализация это не только что-то негативное, стирающее границы между культурами явление, но также и распространение общих для всего человечества ценностей и общепринятых стандартов, таких как, например, бережное и эффективное отношение к среде обитания и использованию природных ресурсов.
Много ли среди кырзызстанцев людей, которые могли бы одеваться в “секонд-хэнд” не от того, что им не хватает денег на покупку одежды, а от понимания, что на производство новых вещей уходит много электроэнергии, топлива, человеческого труда? А много ли среди нас тех, кто верит в то, что экономно моясь, мы вносим свой вклад в сохранение водных ресурсов? Или же, что отказавшись от поездки на автомобиле, вы наносите меньше вреда и своему здоровью, и здоровью других?
В нашей наиболее демократичной во всем регионе стране единое мнение людей может иметь силу и влиять на лиц, принимающих решения. И пока общество не следит за тем, что происходит на законодательном и исполнительном уровнях в развитых странах в сфере охраны окружающей среды, состояние нашей природы будет только ухудшаться. А негативное влияние от неблагополучной экологической обстановки усилится, что скажется на количественном развитии сердечных, легочных, а также онкологических заболеваний, и на их возрастном “омоложении”.
В последние годы множатся и новые острые экологические проблемы, такие как загрязнение воздуха в городах, нерешаемый вопрос утилизации и переработки бытового мусора, последствия глобального ухудшения климата и многие другие, которые тесно переплетаются с экономическими и социальными неурядицами в различных секторах.
Так, инфраструктурные проблемы и коррупция в сфере строительства привели к тому, что в городах в связи с плотной и нерегулируемой застройкой нарушается роза ветров, что приводит к чрезмерному застаиванию воздуха. Усугубляется данная проблема безответственным решением муниципальных органов по расширению автодорог, что происходит отчасти за счет уничтожения деревьев вдоль них. И это не единственные факторы ухудшения ситуации.
Европейцы, в свое время ужесточив требования к чистоте атмосферы в своих странах, невольно “экспортировали” проблему загрязнения воздуха от сжигания горючего. Дело в том, что когда страны ЕС приняли новые стандарты, европейцы стали массово избавляться от старых машин. Некоторые государства даже создали выгодные условия для своих граждан, чтобы они избавлялись от старья и приобретали новые авто, более экологичные.
Если тогда в Евросоюзе вместе с этим решением задумались бы о возврате машин автоконцернам на переделку или другом радикальном варианте, а не стимулировали, пусть и косвенно, их вывоз в страны, пока еще не озаботившиеся строгой охраной воздушной среды, то это было бы прекрасным примером глобальной борьбы за сохранение нашей планеты.
Всем известен постулат, что у природы, в отличие от стран, нет границ. Поэтому экологические проблемы всем нужно решать сообща. А нам в Кыргызстане этому еще нужно и учиться!
В ТЕМУ:
Запрет импорта в Кыргызстан неэкологичных видов ГСМ вступит в силу 12 августа 2019 года. Однако Минэкономики сообщило, что КР просит у Евразийской экономической комиссии отсрочки на два года. Нам уже давалась отсрочка при вступлении в ЕАЭС в 2015 году.
Кыргызстан - единственная страна в ЕАЭС, которая не ввела техрегламент, в результате страна стала точкой продажи некачественных видов топлива.
По словам главы Ассоциации нефтетрейдеров Каната Эшатова, в России и Казахстане есть мелкие НПЗ, не прошедшие модернизацию. Учитывая, что у себя топливо им продавать нельзя, они загоняли его в Кыргызстан:
Страшно, что у нас происходит. Экологи бьют тревогу. Помимо того что к нам завозятся ГСМ стандарта “Евро-2” и “Евро-3”, у нас много неклассового топлива, где норма серы превышена в тысячу раз.
Фото информагентства 24.kg
Комментарии