На протяжении многих столетий политика и власть оставались мужской монополией. Но начиная с 1960-х гг. идет постепенное усиление роли женщин в политике. С 1960 года, когда первая женщина в мире стала премьер-министром (в Шри-Ланке), был совершен значительный прорыв в усилении роли женщин в политике. За последние 6-7 десятилетий более 80 женщин во всем мире стали главами государств и правительств. Если к этому числу добавить число женщин, которые возглавили за этот период так называемые «классические» мужские министерства, например, министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, финансов и др., становится очевидным, что человечеству удалось достигнуть значительных успехов в гендерном равенстве в сфере политики. Вместе с тем, остается еще очень много препятствий и барьеров, не позволяющих женщинам во многих странах занимать высокие политические посты.
Кыргызстан – первая страна в Центральной Азии, в которой имеется опыт женского президентства. После насильственной смены власти в Кыргызстане в апреле 2010 г. Роза Отунбаева становится сначала председателем Временного правительства, а затем и президентом переходного периода. Как бы не оценивалось президентское наследие Розы Отунбаевой, с ее именем будет связана первая мирная передача власти в Кыргызстане в период независимости.
Необходимо отметить, что за годы независимости в стране во многом благодаря усилиям женского движения, удалось добиться значительных успехов в продвижении политического участия женщин и улучшения ситуации с гендерным равенством в процессах принятия решений на местном и национальных уровнях. Во-первых, созданы законодательные рамки гендерного равенства во всех сферах, включая политику. Конституция КР и другие законодательные акты в области гендерного равенства, ратифицированные страной международные конвенции, введение квот на женское представительство в национальном парламенте и городские кенеши ( с 2007 г.) позволили добиться увеличения представительства женщин во власти.
Однако, несмотря на существующее законодательство, как отмечают гендерные активисты, женское представительство в Жогорку Кенеше не достигает положенной 30 % квоты. Формирование партийных списков на выборах находится во власти партийных лидеров, которые зачастую включают женщин в списки, исходя из своих прагматических целей по соображениям мобилизации финансовых ресурсов, для формального соответствия законам, а также для создания определенного имиджа партии. Однако существует множество формальных и неформальных способов «выдавливания» женщин из парламента, даже после получения ими депутатского мандата. В нынешнем парламенте женщин вначале было 26 %, а затем число снизилось постепенно до 21 %. На местном уровне, вопреки мировым тенденциям, представительство женщин в выборных органах также снижается за последние годы. В 2012 г. женщины в местных кенешах составляли всего 16 %.
Другая проблема заключается в вопросе «качества» женщин, приходящих во власть, например, в парламент. Электорат, потенциально симпатизирующий идее женского лидерства, имеет весьма ограниченный выбор для поддержки женщин, поскольку пул конкретных женщин для партийных списков или для назначения на управленческие должности, формируется партийными лидерами по своему усмотрению. К сожалению, изъяны нашей политической и управленческой системы дают возможности попадания во власть в обход меритократических принципов. Это касается не только женщин, но в целом управленческих кадров. Нередки случаи, когда на высокие позиции приходят не на основе их интеллектуальных, профессиональных качеств, заслуг и т.д., а на основе непотизма и клановости, личной лояльности лидеру партии или вышестоящему руководству. Эта ситуация не только не усиливает позиции женщин в принятии решений, а, наоборот, дискредитирует идеи гендерного равенства в политике.
Но проблема участия женщин во власти имеет много других аспектов. Несмотря на достижения в правовом поле, остается много препятствий на уровне неформальных институтов, на уровне общественного восприятия женского лидерства в политике.
Общественное восприятие женщин – политиков, в целом, достаточно негативное. В контексте усиления за последние годы традиционалистских ценностей, религии и консервативных взглядов на семью и роль женщины, все сильнее становятся позиции тех, кто считает гендерное равенство, и тем более – участие женщин в политике, чем-то противоречащим культуре, духовных ценностям и менталитету кыргызов. Все еще доминирует восприятие ущербности женщин в политике или их предрасположенности к решению только социальных проблем и др.
К женщинам-лидерам общество предъявляет гораздо более строгие и жесткие требования, чем к мужчинам. Женщинам не прощаются промахи и ошибки, и зачастую женщины становятся жертвами публичного и скрытого сексизма по разным поводам. Часто, женщины, пытаясь реагировать на общественные ожидания от них как политиков, вынуждены меняться, перенимая черты маскулинности. Оставаясь в меньшинстве, женщины не могут существенно менять политику, и вынуждены «играть по мужским правилам». Однако маскулинность женщин-политиков часто отталкивает потенциальные группы поддержки женщин во время избирательных компаний. Вероятно, этим отчасти объясняется недостаток поддержки женщин-лидеров со стороны женской части населения. Недостаточная поддержка женщин-лидеров со стороны женского электората объясняется как существующими стереотипами и доминированием патриархальной политической культуры, так и недоверием в способность женщин-политиков решать проблемы, важные для женщин или для детей. Разочарование качеством законотворческой деятельности женщин-депутатов, негативный имидж отдельных представительниц власти, попадание во властные структуры так называемых «парашютистов», то есть лиц, не обладающих адекватным опытом, послужным списком и профессиональной подготовкой женщин не способствует усилению поддержки со стороны женского электората.
Для усиления женского политического лидерства, важно в первую очередь добиваться неукоснительного исполнения законов, в первую очередь, квот на женское представительство. Но очень многое нужно сделать в сфере улучшения образования и подготовки качественных управленцев. Важными механизмами формирования политических и управленских кадров должны были стать политические партии, однако в нашей действительности, они не выполняют эту функцию. Неформальные каналы образования и подготовки политических лидеров в виде различных школ женского лидерства, к сожалению, фрагментарны и зачастую зависят от финансирования донорских организаций.
Сектор неправительственных организаций, из которого вышли некоторые депутаты парламента прошлого и нынешнего созывов, мог бы и в дальнейшем служить школой лидерства для женщин. Однако, сужение пространства для деятельности гражданского сектора за последние годы, усиление давление на него, а также «старение» и маргинализация женского движения, к сожалению, свидетельствуют об ослаблении данного канала социализации потенциальных женщин-лидеров.
Еще одна важная проблема, препятствующая формированию женщин-лидеров, это гендерное неравенство в сфере экономики. Достижение экономической эмансипации женщин, значительное улучшение социально-экономического положения женщин, их доступа к материальным благам в сочетании с улучшением доступа семей к социальных услугам (например, по уходу за детьми), создание возможностей для качественной занятости женщин на рынке труда – все эти факторы являются важными предпосылками для усиления политической активности женщин и вероятности их продвижения на лидерские позиции.
Комментарии