«Азаттык» побеседовал с руководителем Центра политико-правовых исследований и по совместительству руководителем рабочей экспертной группы по реформированию ГУОБДД Тамерланом Ибраимовым. Он поделился своим видением будущих изменений в системе ГУОБДД и назвал главные составляющие успеха изменений.
Кыргызстан – один из лидеров на постсоветском пространстве по уровню смертности на дорогах. Причем уже не первый год. Простой математический подсчет показывает, что в последние десять лет на дорогах страны ежедневно гибнет три человека.
Снижение уровня смертности – дело не одного месяца. Общественность требует немедленных реформ в службе, призванной обеспечивать безопасность на дорогах, руководство страны прислушивается и предпринимает какие-то меры. Но, как свидетельствует печальная статистика и как признают и люди от власти, многочисленные реформы не дали результатов.
На этот раз реформу решили продвигать на самом высоком уровне. Президент Сооронбай Жээнбеков создал экспертную группу по реформированию системы обеспечения дорожной безопасности и назначил ее руководителем не чиновника, а представителя гражданского общества – руководителя Центра политико-правовых исследований Тамерлана Ибраимова. Работа уже началась.
О главном
«Первостепенная задача группы – разработать реальный, исполнимый и по-настоящему реформаторский план действий», - начал свой рассказ о работе Тамерлан Ибраимов. По его словам, рабочая экспертная группа была создана по инициативе президента КР. «Группа создавалась с таким расчетом, чтобы она могла работать быстро и эффективно. Поэтому в нее вошло не много людей – представители как государственных структур, так и гражданского общества. И каждый из членов группы вносит свой вклад в ее работу», - отмечает аналитик.
В Кыргызстане служба по обеспечению безопасности на дорогах, под какой бы вывеской она ни работала, является карательным органом, Это не раз признавали и люди, в чьи обязанности входило изменение в лучшую сторону ситуации на дорогах. Одним из главных критериев эффективности реформ, по мнению представителей гражданского сообщества, должно стать переформатирование службы в профилактический орган.
Тамерлан Ибраимов намерен внедрить принципиально новое понимание обеспечения порядка на дорогах. А именно, создание социально-сервисной службы. «Не надо продолжать воспроизводить орган, ориентированный на карательные функции и зацикленный на коррупционные схемы. Социально-сервисная служба - это, если говорить простым языком, служба, ориентированная на предупреждение правонарушений и помощь гражданам. Если говорить еще проще, то милиционер должен стать другом и помощником для законопослушного гражданина, а не человеком в форме, которого боятся, сторонятся и ругают последними словами за спиной», - делится планами руководитель экспертной группы.
Он понимает, что на фоне того, что в прошлом много раз обещали реформы, но ничего так и не изменилось, в обществе сформировалось очень скептичное отношение ко всякого рода планам и обещаниям реформ. И знает ответ на вопрос, что можно сделать в ситуации, когда люди перестают верить обещаниям. «Очередные слова мало кого убедят. Выход здесь только один – на практике провести реальную реформу и показать, что изменения к лучшему в системе госуправления у нас в Кыргызстане возможны», - рассуждает Ибраимов.
Провал за провалом
К слову о реформах. Последние две –слияние патрульно-постовой службы с дорожно-патрульной службой в Патрульную милицию и последующее ее переименование в Управление обеспечения дорожной безопасности – начинались бодро, с претензией на большой успех. Но, смертность на дорогах остается высокой. Пик пришелся на 2013 год. Тогда в ДТП погибли 1220 человек. С тех пор наблюдалось небольшое снижение к концу 2017 года этот показатель составил 907 человек.
Тем не менее, Кыргызстан остается антилидером в рейтинге по этому печальному показателю среди стран Центральной Азии. Основными причинами ДТП в Кыргызстане является превышение скорости, нарушение правил маневрирования, выезд на встречную полосу движения и вождение в нетрезвом состоянии. Иначе говоря, чаще всего виноваты сами водители, и контролировать каждого их них невозможно. Поэтому, снижение аварийности на дорогах – это задача комплексная.
По мнению Тамерлана Ибраимова, здесь есть много факторов, с которыми надо работать – дорожная инфраструктура, организация цивилизованных парковок, техническое состояние автомобилей, знание ПДД водителями, культура вождения, система управления дорожной безопасностью, законодательство в сфере соблюдения ПДД, неотвратимость наказания за нарушения ПДД, величина штрафов и т. п.
«Реформа ГУОБДД, которой занимается наша рабочая группа, это часть комплексной задачи по улучшению ситуации на дорогах. При этом надо понимать, что реформа ГУОБДД касается не только безопасности дорожного движения. Планируется, что ГУОБДД будет преобразовано в патрульную милицию, в функции которой входит как обеспечение безопасности на дорогах, так и правопорядка на улицах в целом. Мы рассчитываем, что по результатам реформы взаимоотношения между милицией и общественностью изменятся в лучшую сторону. Коррупция резко снизится, работа милиции станет социально ориентированной и, соответственно, доверие к патрульной милиции возрастет. Вследствие этого эффективность работы Патрульной милиции повысится», - рассказал эксперт.
Три момента
Ответ на вопрос о том, как повысить эффективность работы ГУОБДД и сократить коррупционные риски Тамерлан Ибраимов разделил на три блока.
Во-первых, по его словам, необходимо создать такие условия для нарушителей ПДД, чтобы они предпочли платить штрафы в рамках закона, а не в карман гаишнику.
«Это достигается через изменение законодательства, в частности, через запрет изымать водительское удостоверение, потому что само изъятие водительских удостоверений давно уже превратилось в один из ключевых коррупциогенных факторов. В январе 2019 года вступает в силу новый Кодекс о нарушениях, и в нем такая мера как изъятие водительских удостоверений уже не предусмотрена. То есть, эта проблема снимется. Кроме того надо создать условия для того, чтобы нарушителю ПДД было удобно оплатить штраф. Современные коммуникационные технологии здесь могут сильно помочь.
Платить можно через POS-терминалы, интернет-банкинг, платежные терминалы и тому подобное. Ну и важно, чтобы нарушитель ПДД старался оплатить штраф в срок. В ближайших планах стоит запуск полноценно работающей единой базы данных по водителям и машинам. Данные о тех, кто не оплатил вовремя штраф, будут сразу высвечиваться в этой системе, с соответствующими последствиями для них», - поделился он.
«Во-вторых, и это, пожалуй, самое важное и сложное, нужно создать системные условия для того, чтобы сотрудники патрульной милиции не брали взяток. Здесь надо использовать, так называемый метод кнута и пряника. С одной стороны, сотруднику милиции нужно создать достойные условия работы, поставить хорошую зарплату (насколько позволяют бюджетные возможности Кыргызстана), дать перспективу карьерного роста и постараться сделать службу в милиции престижной. То есть, сделать так, чтобы сотрудники в условиях, когда у них исчезнет возможность брать взятки, дорожили и держались за свою работу в милиции. С другой стороны необходимо сделать так, чтобы милиционер боялся брать взятки, зная также, что он в одночасье может потерять все.
Как это сделать? Начинать надо с отбора кадров. Те люди, которые занимаются коррупционными схемами, вряд ли уже перевоспитаются. От них нужно избавляться. Необходимо через конкурс набирать новых людей. Отбор должен быть открытым, понятным, построенным преимущественно на тестах. Вторым существенным этапом является обучение новых сотрудников. Правовая, психологическая, физическая, тактическая подготовка – важные элементы обучения. В результате прохождения обучающих курсов к работе в патрульной милиции должны приступить сотрудники, знающие, как правильно себя вести, что делать в различных ситуациях, ориентированные на помощь гражданам и исключающие в своей работе коррупционные факторы», - продолжил Ибраимов.
О политической воле
Что касается борьбы с коррупцией в сфере, он предлагает объединить работу трех органов. По его мнению, инспекторы должны бояться брать взятки под страхом лишиться всего. «Третий этап – основной. Это создание антикоррупционной системы во время непосредственного несения службы сотрудниками патрульной милиции. Есть хороший международный опыт в этой сфере. В общих чертах он заключается в организации работы таким образом, чтобы с коррупционными проявлениями боролись с разных сторон – на уровне самого патруля, на уровне внутренней антикоррупционной службы МВД (у нас это служба внутренних расследований МВД), а также на уровне специализированного антикоррупционного органа (в Кыргызстане это АКС ГКНБ). Суть в том, чтобы сотрудник патрульной милиции боялся брать взятки, понимая, что высока вероятность, что его поймают на этом и он может потерять все – работу, зарплату, будущую пенсию, а может, даже и свободу», - заключил Ибраимов.
Экспертная рабочая группа готовит аналитическую составляющую реформы, а реализовывать ее будут государственные институты. Существует риск того, что работа экспертов может остаться на бумаге. Но Тамерлан Ибраимов оптимистично смотрит на будущее группы, а подогревается его энтузиазм политической волей руководства страны, которое, по его словам, он почувствовал.
Вместе с этим эксперт видит и некоторые риски, среди которых противодействие различных групп влияния, но они преодолимы, считает он.
Публикация сайта Радио "Азаттык"
Болот Колбаев.
Фото Акылбека Балтабаева.
Комментарии