Постсоветское государство
«Постсоветское государство» – так обычно зарубежные политологи и общественно-политические деятели называют то политическое и экономическое состояние, в котором пребывают уже более четверти века бывшие союзные республики, некогда составлявшие великую державу - СССР. Подразумевая при этом временное, переходное состояние от государственности советского типа к полноценному государству.
Возникнув как продукт международно признанного мирного демонтажа «советской империи», а не консолидирующей национально-освободительной борьбы или самостоятельного исторического преемственного развития, «постсоветское государство» оказывается заведомо номинальным образованием – государством без государствообразующей идеи, идеологии. Такое государство характеризуется низкой политической и правовой культурой общества, отсутствием традиции использования юридических процедур в случае возникновения спорных вопросов общественного развития, у государственных органов не хватает твердости и последовательности в проведении линии на создание правового государства, т.е. на неукоснительное соблюдение всеми действующих законов. Даже появились специальные термины, такие как «несостоявшееся государство», «полугосударство», «недееспособное государство», которые применяются для характеристики состояния государственного строительства в большинстве государств СНГ.
Бывшие советские национальные республики далеко не одинаково распорядились уникальным шансом начать свою историю с «чистого листа». За исключением трех прибалтийских республик, сумевших состояться как государство и органично вписавшихся в ЕВРОСОЮЗ, а также России и Казахстана, другие государства, в том числе, как ни прискорбно - Кыргызстан, зарубежные политологи, аналитические организации, которые составляют международные индексы восприятия государств, как правило, относят к категории «несостоявшихся» либо «недееспособных государств».
Опыт предшествующих лет государственного строительства показывает, что на самом деле большинство возникающих в стране проблем порождено неумелыми действиями и ошибками власти либо ее пассивностью, процессами примитивизации и деградации государственного аппарата, слабостью исполнительской дисциплины. Из-за плохого качества управления постоянно возникают социальная напряженность в обществе, кризисные явления в экономике, а в отношениях между государством и обществом начинает доминировать взаимное недоверие, приводящее в конце концов к прямому противостоянию.
Апрельская революция 2010 г. и принятие 27 июня референдумом (всенародным голосованием) новой Конституции также не стали точкой отсчета национального возрождения. Иронией судьбы можно назвать потерю оригинала новой Конституции, что обнаружилось в год 25-летия независимости. С исчезновением оригинала Конституции и внесением в нее поправок в ноябре 2016 г., по сути, улетучился и ее «революционный дух».
Государство - иждивенец
Экономика страны - если так можно назвать процесс налогообложения импорта товаров и скудного экспорта - в последние два десятилетия впала в зависимость от денежных переводов трудовых мигрантов, кредитов стран-доноров (Россия, Китай и др.), а также международных финансовых организаций.
За годы независимости почти 1 млн. граждан Кыргызстана уехали на заработки в страны ближнего и дальнего зарубежья. Так, в одной только России на миграционном учёте состоит более 800 тысяч кыргызстанцев. В 2017 году трудовые мигранты перевели в Кыргызстан около 2,5 млрд долларов США, что превышает расходы государственного бюджета и составляет треть ВВП страны.
По данным Министерства финансов по состоянию на 31 января 2018 года государственный долг (внешний + внутренний) Кыргызстана составил $4 млрд 624.81 млн, или 316 млрд 290.85 млн сомов. Из этой суммы внешний долг составляет $4 млрд 139.28 млн. Между тем помнится, что первого президента страны А.Акаева общественность нещадно критиковала за $2 млрд внешнего долга.
Уже за первое десятилетие, последовавшее после обретения независимости, Кыргызстан утратил свою промышленность, сельское хозяйство, «угробил» сферы науки, образования, культуры, медицины. Потери страны, по общему убеждению аналитиков и экспертов, следует измерять не только исходя из того, что было потеряно в прямом смысле, но и, в особенности, из того, что не было достигнуто в беспрецедентно выгодных условиях, в которых находился Кыргызстан в начале 90-х годов. Десятилетиями упущенных возможностей останутся в истории страны эти годы.
Социальная деформация – корневая проблема государственного строительства
Уверен, большинство здравомыслящих граждан задается вопросом - почему же так упорно «не идут» реформы в Кыргызстане? Почему предлагаемые обществу в последние 25 лет лет новации не дают положительных результатов? Почему реформы бьют по людям?
На мой взгляд, главная причина неудач заложена в социальной деформации (распространение корыстных устремлений у членов общества, падение нравов и морали, коррупция, преступность, наркотрафик, рост национальная нетерпимости, двойные стандарты поведения власти и общества и т.д.) и духовном кризисе, вызвавшего упадок культуры и нравственности в кыргызском обществе, то есть, проблема заложена в «головах людей». Сегодня нужно говорить о степени деформированности, отставания, омертвления многих сторон жизни современного кыргызского общества, если мы хотим излечиться от патологий, присущих государственному строительству в последние два с лишним десятилетия.
Раньше мы строили свою жизнь в соответствии с принципами «морального кодекса строителя коммунизма», которые предполагали четкие социальные ориентиры. После крушения советского государства и, соответственно, коммунистической доктрины, наша страна оказалась в духовном вакууме. Разрушив советскую систему морально-этических ценностей, мы еще не создали новую социальную культуру, достойную современного государства. Нет четких социальных ориентиров на будущее. Как человек, не имеющий цели и мечты, ведет беспорядочную и бесполезную жизнь, также и государство, в котором отсутствует четко вычерченная стратегия будущего развития, не имеющее социальных идеалов, погружается в духовный хаос.
Основная причина социальной деформации заключается в том, что государство фактически отстранилось от проблем воспитания нравственности и сохранения духовного здоровья народа, сосредоточившись, в первую очередь, на проблеме выживания на фоне переживаемых социально-экономических катаклизмов.
Упразднив социальные институты морального контроля, в роли которых в советском обществе выступали пионерска, комсомольская и партийные организации, товарищеские суды, народный контроль и т.д., которые при всех их общеизвестных недостатках выполняли очень важную социальную функцию - морального контроля, мы взамен не создали социальные институты с аналогичными функциями. Как результат в обществе стали стремительно развиваться антисоциальные ценностные ориентации: корысть, вера во всесилие денег, девальвация ценности труда, индивидуализм, агрессивность, обман, эгоизм, двойная мораль, пренебрежение интересами окружающих, отсутствие чувства сострадания, жестокость, и т.д.
Особенно это заметно на примере молодежи. Нравственный уровень многих молодых кыргызстанцев не просто вызывает опасения, но порой ужасает. Их лексикон поражает своей скудостью и примитивизмом, практически повсеместно речь перемежается с «тюремной лексикой» и нецензурщиной, даже у студентов вузов. Поведение и манера одеваться становятся все более вульгарными. В глазах молодых людей - пустота и скука, а их основные интересы все больше сводятся к развлечениям, пьянству и наркотикам.
Отсутствие уважения к человеку на всех уровнях - один из главных пороков нашего современного общества. Люди не уважают самих себя и друг друга, граждане не уважают свое государство, а государство не уважает своих граждан, водители и пешеходы взаимно не уважают друг друга, учителя не уважают учеников, а те, в свою очередь, не уважают учителей... данный список можно продолжать до бесконечности. Каждый стремится получить как можно больше благ от этой жизни, выделиться, подавляя других.
Индивидуальные отклонения в поведении людей постепенно стали приобретать массовый и разрушительный характер. Начался постепенный процесс криминализации языка, культуры, всех сторон общественной жизни.
Если лет 30-35 назад юное поколение кыргызстанцев мечтало стать летчиками, космонавтами, инженерами, учителями, то теперь – «ворами в законе», олигархами, депутатами.
Еще одним проявлением духовного кризиса общества является экологическая проблема, которая, будучи явлением глобального масштаба, в Кыргызстане имеет свои особенности. Варварское обращение наших сограждан с природой заставляет содрогнуться. Далеко не в каждой стране мира принято оставлять мусор прямо на улицах, плеваться на ходу, бросать на землю непотушенные окурки, а также выбрасывать мусор, пустые пластиковые и даже стеклянные бутылки из окон квартир, автомобилей... . Наши пляжи, водоемы и другие места для отдыха постепенно превращаются в мусорные свалки. Мы выжимаем все соки из нашей бедной земли, не задумываясь, а что же ждет в будущем нас и наших детей? Природа плачет от такого бесчеловечного обращения! Так поступают только люди, не уважающие ни себя, ни других, ни свою страну. Поэтому проблемы защиты окружающей среды напрямую связаны с проблемами нравственности, а точнее, ее отсутствия.
Но самое страшное - это толерантность людей к явлениям социальной деформации, восприятие их как привычных, а не как из ряда вон выходящих, как нормы нашей жизни. Ежедневно сталкиваясь с вопиющими фактами безнравственности, беззакония и произвола, люди утрачивают остроту реакции на них, постепенно проникаются безразличием к происходящему. Сегодня кыргызстанцы почти без всякого протеста и нравственного неприятия выживают в условиях всеохватывающей коррупции, сопровождающего едва ли не каждый их шаг, разгула криминалитета. Так формируется терпимость к злу и смирение перед ним, способствующие его утверждению во все более жестоких формах.
Нарастающая деградация социальных и государственных институтов обусловливает необходимость принятия неотложных комплексных политических, экономических, социальных и правовых мер по возрождению моральных и нравственных устоев кыргызского общества, восстановлению правопорядка и законности во всех сферах общественных отношений, в том числе, в гоcударственном управлении и в правоохранительной деятельности.
Государство, не способное остановить негативные процессы социальной деформации, как правило, обречено на самоуничтожение – об этом свидетельствуют уроки истории. Нарастающая деградация государственных и социальных институтов обусловливает необходимость принятия комплексных политических, экономических, социальных и правовых мер по восстановлению законности во всех сферах общественных отношений, в том числе, в гоcударственном управлении и в правоохранительной деятельности, а также по возрождению моральных и нравственных устоев общества.
При этом рассчитывать, что даже самые радикальные организационные, правовые и иные меры приведут к быстрому результату - не следует. Нужно честно признать: слишком глубоки социальные деформации, поразившие наше общество за годы независимости и на их преодоление потребуется немалое время.
Модернизация Кыргызстана – общенациональная задача
Итак, сегодня перед Кыргызстаном вновь стоит актуальный вопрос всех времен и народов: что делать? При этом как никогда еще за весь период независимости, мы с полным основанием можем сказать: наша судьба в наших собственных руках.
Самый эффективный способ навести порядок на стройке – это завершить строительство. Настала пора, наконец, перейти от слов к делу и вступить в прямой контакт с корневыми проблемами общественного и государственного строительства. И в первую очередь - с самыми опасными из них, которые угрожают дальнейшему существованию Кыргызстана в качестве независимого государства. Уклоняться под разными предлогами от решения корневых проблем общества и государства и дальше - намного опаснее, чем принять вызов.
У нас все еще есть шанс построить новое, свободное, процветающее и сильное государство. Органам государственной власти, гражданскому обществу, всем необходимо договориться, чтобы действовать согласованно, и, значит, максимально эффективно.
В настоящее время уже явственно проявляется фактор исчерпания ресурсов и резервов советского наследства. Неуклонный и неумолимый износ советской инфраструктуры – как материально-технической, так и политической, экономической и социальной, – постепенно, ставит перед государством серьезные вызовы. Тот факт, что к этому заранее известному вызову прибавились ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры, снижение притока внешних заимствований, качественно усугубляют ситуацию, переводя ее в формат системного кризиса.
И в марте 2005 г., и в апреле 2010 г. Кыргызстан столкнулся с необратимым системным кризисом постсоветской модели развития. И в обоих случаях фундаментальным фактором было саморазрушение государственности из-за деградации правящих элит и властных институтов. Дважды на протяжении пяти лет государство в Кыргызстане было демонтировано, на самом деле, не «революционными массами» и не внешними силами, а, прежде всего, самой властью, которая не сумела что-либо противопоставить кризису постсоветской модели государства, оказавшись в критический момент лишенной необходимой инициативы и опоры в обществе.
После марта 2005 г. власти Кыргызстана стояли перед принципиальным выбором: сменить устаревшую постсоветскую модель развития посредством революционных по своему характеру преобразований или поддерживать инерционный характер развития ситуации, рассчитывая на ресурсы и резервы прежней модели государственного строительства. Тогда был сделан выбор в пользу второго варианта действий, что и привело к краху той постреволюционной власти.
Сегодня Кыргызстан – стоит перед точно таким же выбором. Как нам предотвратить возможный крах?
Избежать перерастания кризиса государственности в историческую катастрофу вполне возможно – прежде всего, в том случае, если удастся: во-первых, избрать для страны новую модель развития, подведя жирную черту под постсоветским периодом нашей истории; во-вторых, если удастся сформировать новую политическую и экономическую элиту. То есть необходима модернизация государства – коренное обновление экономической, общественной и политической систем Кыргызстана.
Если же новая элита не будет сформирована и/или она не сможет создать новую модель государственного строительства и практическую программу дальнейшего развития общества, тогда можно будет говорить о цивилизационном закате кыргызов как государствообразующей нации. В таком случае Кыргызстан, скорее всего, не доживет в качестве органического целого до 2040-2050 года, которые сегодня многие зарубежные и местные аналитики и политологи рассматривают как своего рода «священный» рубеж и ориентир для отдельных постсоветских государств.
За прошедшие 27 лет независимости в Кыргызстане разработали и приняли десятки программ и стратегий реформ, касающихся разных направлений развития, в том числе с активным участием международных организаций и международных экспертов. В большинстве случаев они содержали правильные рекомендации, однако многие из них не были реализованы по причинам объективного и субъектного характера. В государственном строительстве власти все время шли на поводу у событий, расхлебывая последствия собственных опрометчивых решений, постоянно сваливали в кучу большие и малые дела, зато с удвоенным энтузиазмом отвлекались на перетягивание одеяла власти, распределение полномочий, финансовых потоков и передел последних оставшихся кусков госсобственности.
Мы должны преодолеть нашу застарелую проблему - ослабление государственной воли и настойчивости в доведении до логического конца начатых дел. Колебания, шараханья из стороны в сторону, привычка откладывать самые трудные задачи на потом – вот основные пороки в государственном управлении. Да, не все может быть достигнуто, но главное, продвигаться по правильно избранному пути – идти до конца, не останавливаясь на полпути.
Особый акцент следует сделать на выработку согласия между ветвями государственной власти, между государственными органами и органами местного самоуправления, а также между государством и гражданским обществом, относительно целей и путей развития страны, а также готовность разделить ответственность за совместно принятые решения.
То есть, необходимо начать процесс консолидации органов государственной власти и общества, добиться их внутреннего единства. Как показывает наш собственный опыт, именно несогласованность действий, а подчас и прямая конфронтация ветвей власти становятся серьезным препятствием на пути строительства эффективного государства, на пути достижения политической, экономической и социальной стабильности. Государство должно развиваться, как целостный живой организм, в котором все части функционируют слаженно и планомерно. Каждая реформа – политическая, судебная, управленческая, экономическая - должна быть звеном в общей цепи преобразований, т.е., вписана в единую целостную стратегию устойчивого развития страны.
Жизнь неумолимо диктует нам дальнейшие внутренние перемены, обусловливает необходимость энергичнее менять многие взгляды на суть явлений и процессов, подходов к себе и к окружающему нас миру - как на государственном, так и на личностном уровне. Нам нужно новое национальное самосознание, основанное на идее государственной независимости и патриотизма, на всеобщих принципах прав и свобод человека, новая осознанная правовая и экономическая философия и соответствующий кодекс поведения всех и каждого.
Дальнейшее становление и развитие кыргызской государственности зависит от того, как действующая власть решит сложнейшие внутриполитические и экономические проблемы. И все мы – граждане, которым небезразлична судьба нашего государства, должны сегодня искать нетривиальные пути для решения переживаемого экономического и общественно-политического кризиса, преодоления «помутнения разума» части политиков и членов общества, как это случилось в марте 2005 г. и апреле-июне 2010 г.
И поэтому, сегодня новая власть должна обратиться к народу с призывом об объединении усилий. Государству нужно встречное движение со стороны общества и его институтов, чтобы сообща противостоять кризису. Пора позвать граждан Кыргызстана на помощь и разбудить национальный инстинкт самосохранения. Сегодня усилий одних правительственных структур недостаточно. Необходимы усилия каждого гражданина, когда каждый её гражданин принимает на себя часть заботы о будущем Отечества. Именно патриотическое воодушевление может стать основой сохранения и возрождения Кыргызстана.
Тем самым мы будем иметь возможность доказать самим себе и всему миру, что Кыргызстан состоится как современное государство и может развиваться по демократическому пути. И что развитие будет происходить уже не насильственными методами, как это было в марте 2005 и апреле 2010 года, а убеждением и заинтересованностью всего общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Не противопоставлением, а сближением интересов личности, общества и государства, выявляя скрытые силы народа.
Фото Табылды Кадырбекова, © Sputnik
Комментарии