Кыргызстан был первым в Центральной Азии
Декларация о государственной независимости Республики Кыргызстан, принятая 31 августа 1991 г. Верховным Советом Республики Кыргызстан 12-го созыва, вошедшим в историю как «легендарный парламент», открыла новую страницу в многовековой истории кыргызского народа. Кыргызстан в тот день объявил себя независимым, суверенным демократическим государством.
В то время я, автор настоящей статьи, работал в должности помощника Министра юстиции Усупа Мукамбаева и мне посчастливилось принять активное участие в подготовке проектов нормативных правовых актов, заложивших правовые основы становления независимого государства. Сразу после подавления августовского путча ГКЧП в столице СССР г. Москва (19-21 августа 1991 г.) мы по поручению советника главы государства А.Акаева профессора Левитина Л.И. к 25 августа 1991 г. подготовили проект Декларации о государственной независимости и проект Указа Президента о запрете деятельности КПСС. Это были незабываемые, проникнутые духом романтизма и свободы дни!
31 августа 1991 г. легендарный парламент наряду с Декларацией о государственной независимости принял историческое постановление «О запрете деятельности Коммунистической партии и национализации ее имущества». Тем самым Кыргызстан заявил об отказе от марксистско-ленинской идеологии коммунизма в государственном строительстве.
Следует отметить, что Кыргызстан стал первым государством Центральной Азии, официально оформившим свою государственную независимость.
Верховный Совет Узбекистана 31 августа 1991 г. принял заявление о государственной независимости республики, а 1 сентября был принят Закон «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан». Таджикистан объявил о своей государственной независимости 9 сентября 1991 г., Туркменистан – 27 октября 1991 г.
Казахстан объявил о своей государственной независимости последним из всех союзных республик – только 16 декабря 1991 г. - через неделю после того, как 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще (Республика Беларусь) руководители Беларуси - С.Шушкевич, России - Б.Ельцин, Украины - Л.Кравчук подписали соглашение о создании СНГ и ликвидации СССР: «Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация, Украина как государства-учредители Союза ССР, констатируем, что СССР как субъект международного права прекращает своё существование».
Недаром говорится, что большое видится на расстоянии. 30 лет своей жизни я прожил в СССР, учился в советской школе, был пионером, комсомольцем, учился в техникуме, за 10 лет до его развала служил в Советской Армии в Архангельской области РСФР и объездил во время службы полстраны, закончил советский ВУЗ. Поэтому генетика советская осталась. И всегда с ностальгией вспоминаю великую страну, своих армейских сослуживцев из Азербайджана, Армении, Грузии, Южной Осетии, России, Украины и других республик.
Независимость: две стороны одной медали
Итак, прошло 27 лет со дня обретения Кыргызстаном государственной независимости. Срок по историческим меркам, в общем-то, небольшой. Однако для отдельно взятого государства Кыргызстан – это и начало, и созидание, и историческая веха. По насыщенности сжатых в этом исторически коротком отрезке времени социально-экономических и общественно-политических трансформаций период независимого развития Кыргызстана стал судьбоносным. В настоящее время отчетливо обнаруживается потребность в осмыслении и анализе наработанного опыта: чего добились и что потеряли, подытожить и оценить результаты деятельности, осознать в целях упреждения просчеты, чтобы в будущем более их не допускать.
Не все кыргызстанцы воспринимают пройденный путь независимости в радужных тонах и цветах, как это обычно представляется официальными властями. За это время эйфория прошла, улетучился, как дым, романтизм первых лет строительства нового независимого государства. Мы освободились от многих иллюзий. Но главное достижение, которое у нас есть – на политической карте мира утвердилось независимое государство – Кыргызская Республика, член ООН.
Но также есть и другая сторона медали. Мировая история свидетельствует, что возможность самим делать историю своего государства выпадает не каждому народу. Независимость - это уникальный шанс, выпадающий, может быть, раз в историю. Ее потенциал может быть либо проигран в борьбе с внешним врагом, либо бездарно израсходован своими силами. Мы должны всегда помнить о том, что до настоящего времени отдельные народы, по численности во много крат превосходящие кыргызов, например, курды, уйгуры, баски, каталонцы и другие народы, не имеют своего национального государства. Эти народы, в отличие от нас, наверняка даже на генетическом уровне знают цену свободе, независимости, национальной государственности, десятки лет ведя борьбу (зачастую кровопролитную) за независимость.
А знаем ли мы эту цену и как относимся к предоставленной самой Судьбой возможности строить собственное государство? Получив «на блюдечке» независимость, кыргызы, как государствообразующая нация, приобрели уникальную возможность для построения собственного государства, сохранить себя как нацию. Но как мы используем этот «божественный дар»? Увы, «достижения» Кыргызстана по данным государственной статистики и международным индексам за 27 лет независимости совсем не впечатляют.
Приведу только некоторые цифры и рейтинги в международных индексах и государственной статистики, обнародованные в СМИ – в сравнении с нашими соседями и союзниками.
Так, аналитическая группа Focus Economics составила рейтинг самых бедных стран мира. Эсперты издания, исследовавшие 127 стран, взяли за основу показатели ВВП государств за 2018 год. В итоге были определены 10 наиболее бедных стран. Кыргызстан, оказался включенным в десятку наиболее бедных государств!
Возглавили рейтинг африканские страны. На первом месте с показателем $468 ВВП на душу населения расположилось государство Конго. За ней следом в списке идут Мозамбик, Уганда, Таджикистан (показатель ВВП на душу населения этой страны, по данным издания, составляет $836) и Гаити. Далее с ВВП примерно в $1000 на душу населения с 6-й по 8-ю позицию занимают Эфиопия, Йемен и Узбекистан. Замыкают десятку самых бедных стран мира Танзания и Кыргызстан. По расчетам аналитиков в 2018 году показатель ВВП на душу населения в Кыргызстане равен $1222.
В рейтинге Всемирного банка по уровню ВВП Кыргызстан занял 145-е место из 200 стран. В отчете отмечено, что по итогам 2017 года ВВП Кыргызстана составил $7 миллиардов 565 миллионов. Компанию Кыргызстану составили африканские государства Сомали (146-е место и $7 миллиардов 369 миллионов ВВП) и Республика Нигер (144-е место с ВВП в $8 миллиардов 120 миллионов).
Среди стран Евразийского экономического союза наилучшую позицию занимает Россия: она на 11-м месте, а ее ВВП по итогам года составил $1 триллион 577, 524 миллиарда. Казахстан занял 55-ю строчку: $155 миллиардов 407 миллионов, Беларусь - 79-е место ($54 миллиарда 442 миллиона). У Армении 133-е место рейтинга с ВВП в $11 миллиардов 537 миллионов.
У ближайших соседей Кыргызстана также хорошие показатели: у Узбекистана, оказавшемся на 85-м месте, ВВП более $48,7 миллиарда, а у Туркменистана, который занял 88-е место, ВВП свыше $42 миллиардов 355 миллионов. Как ни странно, у этих государств политический режим относится к недемократическим с жестким авторитарным правлением, однако по уровню развития экономики ушли от нас далеко вперед. Среди соседей хуже ситуация только в Таджикистане, занявшем 147-е место с ВВП в $7 миллиардов 146 миллионов.
«Ахиллесова пята» Кыргызстана – это коррупция. Даже после двух народных революций в Кыргызстане не удалось серьезно снизить уровень коррупции. В мировом рейтинге по уровню коррупции Transparency International за 2017 год Кыргызстан занял 135 место среди 180 стран и находится позади всех стран ЕАЭС (Казахстана, России, Армении, Беларуси), а также ряда других стран СНГ. По уровню коррупции Кыргызстан превратился в постоянных «спутников» отсталых африканских стран.
Поэтому совсем неудивительно, что меньше трети кыргызстанцев доверяют государственной власти – такие данные привел Национальный статистический комитет в Индексе доверия населения власти по итогам первого полугодия 2018 г.
Причины неудач и просчетов в государственном строительстве
У каждого из здравомыслящих граждан наверняка есть свое представление о том, в чем заключается корень наших неудач и просчетов. Постараюсь изложить свои посильные соображения на эту тему, тем более что принимал участие в конституционно-правовом обеспечении реформ.
В начале 90-х годов кыргызскому обществу казалось, что все, что от нас требуется - лишь «подписаться» на демократические институты, которые существуют в западных странах, и мы начнем с этим миром сближаться и все у нас будет как у них. Существовало иллюзорное общественное ожидание – либеральную демократию мы воспринимали как форму быстрого роста благосостояния и экономического развития. Многочисленные «прорабы и реформаторы» взяли на вооружение «рецепт» известного литературно-киношного персонажа Остапа Бендера: «Заграница нам поможет!».
За годы независимости Кыргызстан прошел и проходит сквозь все социальные, экономические и политические реформы, рекомендованные зарубежными консультантами. Весь парадокс проведенных реформ заключается в том, что, воплощаясь в жизнь, они движут общество не к демократии, не к расцвету экономики и повышению благосостояния народа, а в сторону противоположную заявленным целям. Все это вынуждает говорить не об отдельных недостатках, а о концептуальных просчетах программы реформ. Неверно избранные методы привели к искажению целей.
Представляется, что в программу реформ были изначально заложены две крупные методологические ошибки.
Первая из них заключалась в том, что реформы были запрограммированы на разрушительный, скоротечно-обвальный характер - так называемая «шоковая терапия», впервые реализованная в начале 1992 года в России правительством Егора Гайдара и бездумно перенятая нашими властями.
А вторая выразилась в переоценке значимости чужого, западного опыта. В начале реформ «прорабы и реформаторы», инициировавшие масштабные политические и социально-экономические реформы, были легкомысленными романтиками: предполагалось, что все, что надо сделать – это заимствовать хорошие институты: демократию, рыночную экономику, суды и т. п. у более развитых стран Запада. Казалось, что введем эти институты и будем жить, как они. Это очень привлекательный соблазн, и именно по этому пути идут «реформаторы» и в настоящее время.
Наш печальный опыт реформ, а также китайский опыт, показывает, что заимствование слишком «продвинутых» институтов западноевропейской либеральной демократии - стратегическая ошибка. В результате такого рода заимствований институты, перенесенные на нашу «почву» (менталитет народа, обычаи и традиции, родоплеменное деление, морально-нравственные ценности, правовой нигилизм) не работают. Они атрофируются, отторгаются и перерождаются, т.е. действуют совсем не по тем правилам, по которым они, казалось бы, должны были действовать.
В экономике это привело к тому, что предельно сжатый во времени процесс первоначального накопления капитала неизбежно приобрел «воровской» характер. Новая экономическая формация нашла свое воплощение не в трудяге-частнике, а в совсем иной малосимпатичной фигуре, нечестными путями ухватившей большие куски некогда общего «пирога». Известный общественный деятель Ишенбай Абдуразаков десять лет тому назад очень точно передал суть данного явления: «…складывается атмосфера, психологический фон, на котором коррупционеры и криминальные фигуры становятся «положительными» героями, которым можно и даже нужно подражать».
Молодое государство, отказавшись от рычагов управления экономикой, сделав разгосударствление общенародной собственности скоротечным, стихийным и полномасштабным, запустило негативные процессы, характерные для времен «дикого» капитализма XIX века: концентрацию собственности и капитала в руках небольшой части общества, резкую поляризацию населения по уровню доходов, криминализацию экономики и политики, рост коррупции и организованной преступности.
Да, Кыргызстан в середине 90-х годов прошлого века получил имидж «островка демократии» в Центральной Азии. Однако демократический имидж государства для «внешнего употребления» - нас «хвалили» на Западе и международных организациях и финансовых институтах - как оказалось, не может заменить уважения к государству и власти со стороны собственных граждан. В результате ускоренного отказа от государственного обеспечения социальной сферы и несправедливой приватизации государственной и колхозно-кооперативной собственности большинство населения оказались без работы и на грани нищеты. Тем самым были заложены «семена» для будущего народного недовольства и общественно-политической нестабильности.
В новейшей истории Кыргызстана произошли серьезные конфликты - и социальные, и политические: аксыйские события в марте 2002 г., народные революции в марте 2005 г. и в апреле 2010 г., кровавые события на юге страны в июне 2010 г. Эти события навсегда останутся в истории государства.
Переживший две революции Кыргызстан выступает в Центральной Азии лидером в политической трансформации, однако экономика и социальная сфера страны находятся в перманентном кризисе. И совсем нет уверенности, что Кыргызстан при его нынешнем экономическом положении избежит новых серьезных социальных катаклизмов.
Усталость и разочарование населения, вызванные отсутствием социально значимых положительных результатов правления постапрельской власти, отсутствие ясных перспектив и понятных планов развития общества и государства порождают у людей, общественно-политических деятелей настроение нетерпения, стремление немедленно изменить ситуацию с помощью простых решений (еще раз сменить Правительство, привлечь к ответственности всех и вся невзирая на законы, поменять Конституцию и т.п.). Эти настроения в обществе используются деструктивными силами и политическими оппонентами действующей власти.
окончание следует.
Фото Мирлана Токталиева, Радио "Азаттык"
Комментарии