Сегодня под гражданской идентичностью обычно понимают чувство принадлежности к общности, а ее носителями считают тех, кто соотносит себя с конкретным государством, позволяющим им действовать в качестве единого целого, вне зависимости от их этнического происхождения, религиозных взглядов, места в обществе и так далее.
Среди молодых людей Кыргызстана уже давно существует запрос на приемлемую и адекватную модель гражданской общности, которая будет собирать воедино все значимые составляющие. Эта модель может включать в себя несколько измерений: политическую, гражданственную, идеологическую, религиозную, семейно-родственную и этическую, социокультурную (и субкультурную) и проч.
Мы можем отметить, что модели общегражданской кыргызской идентичности, осмысленной и представленной в виде некоторого конструкта, пока говорить рано. В данной статье мы рассмотрим угрозы противозаконных религиозных организаций, которые служат препятствием при формировании гражданского единства молодежи.
Политическое руководство страны, понимая важность формирования общегражданской идентичности, предпринимает время от времени действия для ее формирования. Как указывают эксперты, основаниями для этого со стороны государства служат с одной стороны вопросы управления этническим разнообразием (которые вновь стали появляться в политической повестке после трагических событий 2010 года) и проблемы, связанные с увеличением влияния религиозного радикализма.
Как показывают различные исследования, группы, представляющие собой политическую элиту, не готовы взять на себя ответственность в построении общегражданской идентичности, так как они не являются выразителями такого привлекательного образа страны, который мог бы консолидировать общество и прежде всего мобилизовать молодежные группы в одно целое.
Попытки политической волей сформулировать некую повестку упираются в проблемы, которые недостаточно хорошо осмыслены для принятия решений. Существующие нормативные правые акты (в том числе и политические документы, а также законы) нечасто обращаются к понятию идентичности. Причем разграничить понятия «национальная идентичность» и «гражданская идентичность» в законах и нормативных правовых актах крайне сложно.
Понятие «идентичность», имеющее отношение к предмету нашего рассмотрения, встречается в таких документах, как Национальная стратегия устойчивого развития (до 2017 года), Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений, Концепция государственной политики в религиозной сфере, Концепция национальной безопасности, указах «О мерах по развитию государственного языка и совершенствованию языковой политики в КР» и «О мерах по углублению изучения исторического и культурного наследия народа Кыргызстана и формированию гражданского патриотизма», Закон «О гражданско-патриотическом воспитании в Кыргызской Республике» и другие акты.
На протяжении самостоятельного развития страны, со стороны политической верхушки власти содержание понятия «идентичность» постоянно менялось. Если при первом президенте, оно выражалось через развитие универсальных ценностей демократии и свободы, то после его свержения это содержание видоизменялось.
Первый Президент страны А. Акаев старался делать акценты на многонациональность, гражданственность и единство. После событий 2010 года наполнение понятия «идентичность» начало приобретать уклон в сторону этнических ценностей (национальная идентичность), устойчивости государства, а также норм, препятствующих распространению экстремизма и нарушению правопорядка.
Наше современное общество, как показывают социологические опросы, в первую очередь ассоциируют себя со своей семьей, а также с половой и гендерной принадлежностью. При этом большая часть общества не ощущает своей гражданской идентичности. Некоторым исключением является город Ош, где наблюдается ценность гражданской идентичности у молодых людей.
Как показывают исследования в сфере ценностных ориентиров молодежи Кыргызстана, в южных районах Кыргызстана преобладают следующие идентичности: семья, этничность, религиозность, половая принадлежность. В то же время на севере распространены абстрактные и общие категории, к которым молодые люди себя относят, в первую очередь, речь идет о категории «человек», а кроме того, большое значение придается образованию.
Семья в современном Кыргызстане является одним из основных формирователей этнических ценностей.
Этническая традиционная идентичность в условиях глобализации и влияния правовых ценностей переживает серьезные испытания. Она сталкивается с разрушением традиционных норм и ценностей. В результате, у отдельных людей или социальных групп возникает некоторое ощущение дискомфорта и даже сопротивления тенденциям светской многонациональности.
Индикатором подобной болезненности являются некоторые формальные нормы (например, строчка в паспорте о национальном происхождении, которую убрали лишь недавно). Когда политические и общественные деятели Кыргызской Республики говорят о национальной идентичности, они в большей степени подразумевают этническую принадлежность. В результате, часть этнических сообществ и меньшинств рискуют «автономизироваться», так как не могут быть включены в процесс полноправного распределения ресурсов или принятия решений.
Помимо этого, существует сложное и неравное взаимоотношение между обществом по гендерно-половому признаку, которое также порождает проблемные ситуации. Современное положение кыргызстанских женщин находится в незащищенном положении. В регионах, где женщина испытывает сильное влияние патриархальных традиций, возникают основания для их участия в радикальных религиозных организациях.
Гражданская общность является своего рода совокупностью всех остальных идентичностей. Она подчеркивает своего рода принадлежность молодежи к своему государству, правилам и нормам, которые в нем выработаны. Чем привлекательнее и успешнее государственное управление, тем более устойчиво и крепко культурное ядро, сильнее производство и промышленность, обеспечиваются психологические, эмоциональные и иные потребности.
И тем менее всего отдельные люди будут искать смыслы своего существования в других системах. Какие же имеются в нашей действительности основания для отчуждения молодых людей от признания гражданской идентичности:
Во-первых, это несформулированность самой общегосударственной, консолидирующей идеи. Проблема тут заключается в том, что государство и гражданское общество не формулирует понятные и принимаемыми обществом миссии развития Кыргызстана, цели, пути их достижения и ценности.
Ценности отдельных молодых лиц или групп либо частично, либо полностью не включаются в существующие нормы и правила взаимодействия с другими. В социальной действительности получается, что из-за отсутствия четкой иерархии множества идентичностей не складывается гражданской общности. Светская концепция гражданской идентичности транслируется в обществе разорванными фрагментами. Соотношение между категориями личности или общества не дает ясного ответа, что важнее - потребности человека или потребности общества, или ее групп.
В этой связи более структурированные упрощенные ценности и наиболее стройная модель идентичности, которую предлагают противозаконные религиозные организации, кажутся наиболее привлекательными и приемлемыми для молодежи. Более того, их образ построения государства по типу теократического халифата кажутся молодым людям, попавшим под влияние противозаконных религиозных учений, достаточно интересными и даже справедливыми.
Во-вторых, наблюдается отсутствие действенных социальных механизмов изменения позиции человека или социальных группы. Происходит то, что молодые люди не чувствуют своей включенности в социальную структуру общества. Для них закрыты интересные им социальные лифты, они не участвуют в процессе принятия решений в своих сообществах в достаточной степени, к ним не прислушиваются местные власти при принятии решений или интерпретируют их потребности по-своему.
Если молодой человек вступает в противозаконную религиозную организацию, в большинстве случаев он имеет представление о своем месте, может участвовать в процессе принятия решений и имеет достаточно реалистичную возможность «карьерного» и статусного роста.
В-третьих, экономическая неустойчивость, неравномерное распределение благ и ресурсов создает незаинтересованность в отождествлении себя с сообществом, в которых он проживает. На наш взгляд, данное основание является одним из наиболее значимым в условиях современного Кыргызстана.
Неравномерное или несправедливое распределение экономических ресурсов отчуждает молодого человека от процесса принятия решения, улучшения своего благосостояния и предпринимательского развития. Бедность и технологическая отсталость порождает незанятость и низкооплачиваемый труд. Молодые люди, особенно в сельской местности и отдельных регионах имеют в этой ситуации большие шансы заинтересоваться деятельностью радикальных религиозных организаций, которые обещают им улучшить их экономическое состояние.
Привлекая молодых людей в свои общины под религиозными мотивами, формируются общины с экономической устойчивостью. При агитации и рекрутировании молодых людей участвовать в боевых действиях на Ближнем Востоке, им обещается изменение их благополучия, а также их семьям, в случае гибели. Большинство противозаконных религиозных организаций могут обладать достаточным количеством финансовых средств, так как они финансируются достаточно обильно из международных источников.
В-четвертых, государственная система образования и гражданское просвещение на сегодняшний день играют достаточно малую роль в законченном формировании гражданской идентичности. Находясь в катастрофическом состоянии школьное обучение, особенно в регионах, не готовит человека к успешной деятельности в своем обществе, не показывает ему, как при наличии ограниченных ресурсов можно добиться максимально полезного эффекта.
Преподаватели в силу ресурсных причин не заинтересованы или не имеют возможности разрабатывать и внедрять новые и эффективные методики преподавания. Система среднего профессионального образования в целом страдает от устаревшей материально-технической части и устаревших методик преподаваний. Практически не внедряются новые профессии. Бизнес ввиду незаинтересованности в целом не готов вкладываться в обучение.
Система высшего образования также страдает от слабой эффективности социализации молодежи. Ввиду ограниченности ресурсов, отсутствия целостного видения развития гражданского общества у населения не происходит привития мировоззрения гражданской идентичности. Показателем этого является правовая неграмотность молодежи.
На фоне системы государственного образования и гражданского просвещения, особенно в регионах, религиозное просвещение радикальных религиозных организаций смотрится достаточно простым и интересным, с точки зрения восприятия. Их учение достаточно просто объясняет причины сложного положения, в котором находится государство и дает понятные и как будто бы действенные решения выхода из создавшейся ситуации.
Таким образом, работа по формированию действенной модели гражданской идентичности должна быть комплексной, и предусматривать целесообразное управление процессом формирования единой общности, систему гражданского просвещения и государственного образования, а также факторы, формирующие условия и ресурсы для предпринимательской деятельности. Соблюдение этих взаимосвязанных оснований позволит организовывать молодежь, снижая роль противогосударственных и противозаконных тенденций.
Фото сайта Leadership.kg
Комментарии