Согласно проведенному социологическому опросу в 2013 году, 59% бишкекчан негативно оценили качества условия жизни в городе. Это связано с тенденциями, формирующих некомфортную среду проживания, которая с каждым годом имеет тенденцию к ухудшению. На протяжении 27 лет, городской облик и облик системы общественного транспорта постоянно менялся.
Отсутствие у местной власти представления развития городского пространства, коррупция, которая в угоду предпринимательским интересам способствовала хаотичным массовым постройкам, снижали комфортное проживание, превращая столицу в место со сложно управляемыми социальными процессами.
Бишкек - динамично меняющееся пространство, где тесно переплетаются городская и провинциальная типы культур. Он занимает площадь в 160 кв./км, что равняется 0,08% от территории страны. Ограниченный географическими и инфраструктурными барьерами в возможностях территориального роста, он является наиболее экономически активным городом в стране и важнейшим логистическим узлом. Здесь общий пассажиропоток составляет половину от всего объема Кыргызстана.
Огромное значение в социальной мобильности играет система общественного транспорта. Городской общественный транспорт представлен в основном маршрутными такси. При населении более 1 миллиона человек (для сравнения в 2005 году – 795 тыс. чел.), в нем функционирует около 2 700 маршруток (в 2005 их было 3 046 ед.), 105 троллейбусов (в 2005 г. В наличии было 104 ед.) и 115 вместительных автобусов (в 2005г. – 20 единиц).
Согласно стандартам Бишкекского транспортного управления, вместимость троллейбусов составляет до 126 человек, автобусов – до 59 человек, маршруток – до 30 (в том числе стоящих) мест. По международным показателям на 1 тыс. человек населения, должен ходить 1 автобус, большой вместительности. В столице конечно же эти нормы не соблюдаются.
Общественный транспорт и в первую очередь, маршрутки берут на себя основную нагрузку и перевозят около 80-90% пассажиров. От их деятельности по сути зависит соблюдение рабочего режима гражданами. Количество маршрутных направлений маршруток весьма разнообразно, что позволяет им покрывать практически все части города с жилмассивами (а вокруг Бишкека их 47). Более того, регулярность хождения муниципального общественного транспорта (особенно троллейбусов) осуществляется не систематически или с большими интервалами. Поэтому на маршрутки ложатся колоссальные нагрузки, при перевозке граждан.
В столице постепенно накапливаются проблемы, связанные с развитием системы общественного транспорта. Маршрутки являются одними из основных нарушителей ПДД. Как показывают социологические опросы, около 50% горожан считает, что ДТП возникают по причине работы общественного транспорта, в первую очередь маршруток.
Фактически 10 часть всех аварий происходит по вине водителей маршрутных такси. Нарушения в основном выражаются в несоблюдении правил движения, посадка и высадка пассажиров вне остановочных пунктов и другие факты, что резко снижает общую безопасность на дорогах и по причине чего растет количество пробок, не только на основных магистралях, но и на второстепенных дорогах.
Следствием чего является снижение социальной мобильности общества. Сегодня в столице средняя скорость движения равна 35,1 км/ч (на перегруженных московских магистралях средняя скорость равна 50 км/ч). По прогнозам к 2033 году скорость движения транспорта грозит снизиться до 33,7 км/ч.
Общественный транспорт сегодня для муниципальных властей является одной из самых актуальных тем. Последние произошедшие события, связанные с забастовкой водителей общественного транспорта, показали проблему уязвимости населения и муниципальных властей, когда работоспособность города может быть в одночасье нарушена. В этом случае можно даже говорить о проблеме общественно-транспортной безопасности.
Как показывает опыт забастовок водителей маршруток, эти действия могут являться достаточно действенным инструментом в политическом пространстве на местном и даже государственном уровнях. Требования, которые предъявляли водители бусиков были мягко говоря невыполнимыми (отсрочка страхования, возможность не соблюдать правила ПДД, отказ от ношения единой формы и так далее).
Несмотря на то, что у мэрии города Бишкек есть политическая воля развивать систему муниципального транспорта, тем не менее ввиду ограниченного финансирования по закупке машин, целесообразности введения и поддержания в действии новых маршрутов в эксплуатацию, вытеснить маршрутки будет крайне сложно. Этот процесс должен складываться постепенно и максимально безболезненно для водителей маршруток, так как развитие муниципального транспорта лишает их возможности заработка.
Местным властям следует просчитывать, насколько те или иные решения несут в себе коррупционные риски (так по мнению некоторых водителей, страхование приведет к тому, что возрастет число взяток, для тех, кто не успел оформить полис). В противном случае, из-за непродуманных действий местных властей, политическая ситуация в столице может быть дестабилизирована.
Общественный транспорт Бишкека вносит свой негативный вклад в загрязнение окружающей среды столицы. Согласно соцопросам, загрязнение воздуха является важнейшей проблемой загрязнения города. Состояние маршруток и срок их эксплуатации (срок которых старше 10-15 лет), способствует загрязнению слабопроветриваемых улиц, что приводит к увеличению плотности смога. Горожане жалуются на увеличение ОРВ заболеваний, повышением в воздухе пыли и повышенному шумовому загрязнению.
Из вышеперечисленного, можно выделить следующие проблемы, влияющие на комфортное развитие городского пространства:
- низкие стандарты качества предоставляемых услуг общественного транспорта, что сказывается негативным образом на безопасности пассажиров и участниках дорожного движения;
- снижение социальной мобильности;
- рост ОРВ заболеваний, вызванных выхлопными выбросами;
- снижение социальной ответственности и культуры водителей маршруток и как следствие, горожан;
- отсутствие рациональной и эффективной модели транспортной политики и принятия решений органов муниципальной власти.
Разработка и планирование действенной и эффективной системы общественного транспорта должно стоять сегодня на повестке муниципальных властей, так как ее стабильность сказывается на работоспособности города. В этом вопросе власти должны быть максимально прозрачными, подотчетными, а также использовать наибольшего количества информационных площадок при принятии решений. За счет улучшения работы общественного транспорта, улучшения комфортабельности общественного пространства, доверие населения к муниципальным властям возрастет.
Фото из социальных сетей
Комментарии